Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №1, Февраль 2011
« Вернуться к журналу  

Сняться с мели
Во время навигации 2010 года состоялось знаменательное событие: впервые за последние 7 лет на причале Сызрани пришвартовался круизный теплоход. Сезон порадовал участников рынка ростом спроса практически на все типы туров и увеличением глубины продаж. Однако влияние кризиса и застарелые проблемы круизного туризма по-прежнему дают о себе знать.
Маршруты
В общей сложности на российском рынке предлагается свыше 2,5 тысячи речных круизов. Около 80% всех подобных путешествий проходят по европейской части страны.
В навигацию-2010 только с отправлением из Петербурга предлагалось около 340 речных круизов. В Москве – примерно в полтора раза больше. Но и в регионах выбор путешествий по рекам, озерам и каналам довольно велик. Из Перми, к примеру, было заявлено 143 круиза – до Астрахани, Волгограда, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Петербурга, Самары, Казани, Ярославля и других городов.
Одним из наиболее востребованных остается 15-дневное путешествие между двумя российскими столицами. На этом направлении ежегодно работают до 50 судов – почти половина из всех имеющихся в стране. В Петербурге наибольшей популярностью по-прежнему пользуются круизы на Валаам (от одного дня) и Кижи (от 3 дней), а в Москве – сравнительно короткие маршруты до 6 дней. Однако в прошлом сезоне из-за смога в столице и окрестных регионах хорошим спросом пользовались и длительные туры по Волге.
Предлагаются круизы средней продолжительности, начиная от 5–6-дневных по Неве, Свири, Ладоге и Онеге и заканчивая 11-дневными до Плеса и на Соловки. В столице также популярны туры на острова и «Московская кругосветка». Продолжительные маршруты (от 16 дней) обычно пользуются меньшим спросом: в течение сезона выполняют несколько рейсов в Саратов, Волгоград и Астрахань. Отчасти это объясняется тем, что стоимость такого путешествия достаточно значительная и начинается от 30 тысяч рублей за место в 3-местной каюте.
По свидетельству начальника отдела маркетинга туркомпании «ВодоходЪ» Андрея Смолина, в основном спросом пользуются так называемые оборотные речные круизы на маршруте Москва – Петербург с остановками в исторических городах, а из «ближних» к столице - туры выходного дня в Углич или Тверь.
Как отмечают эксперты, в силу объективных причин (в том числе из-за состояния рек) расширение спектра маршрутов вряд ли возможно. Как правило, туры комбинируют из разных составляющих, но пути судов остаются прежними. Единственной новинкой навигации на Северо-Западе в прошлом сезоне стал круиз в Великий Новгород под названием «На Родину России».
«Реки текут по одним и тем же руслам, и какие-то принципиально новые маршруты появляются не часто, – констатирует генеральный директор туристической компании «Инфофлот» Александр Сахаров. – Хотя в 2010 году мы запустили первый рейс по Рыбинскому водохранилищу с посещением Весьегонска, круиз из Самары в Беломорск (с посещением Соловецких островов), а один из  теплоходов дошел до дельты реки Волга».
Несмотря на наличие положительных рыночных тенденций, большая часть экспертов накануне навигации 2010 года не ожидала резкого роста объемов продаж. В итоге, по разным оценкам, он составил от 10% до 15% по сравнению с 2009 годом.
Генеральный директор компании «Латти» Елена Бондаренко считает, что  характерной чертой сезона было то, что глубина продаж действительно увеличилась, но отложенный спрос так и не реализовался до конца. «Если путевки не удавалось продать загодя, то сделать это за несколько дней до начала круиза было затруднительно», – констатирует она. 
Тенденции
По оценкам специалистов, последствия кризиса все еще сказываются на турбизнесе, поэтому туристы предпочитают покупать туры подешевле. Ожидаемого увеличения спроса на продолжительные (свыше 7 дней) круизы пока не наблюдается. После спада в 2009 году турпоток отдыхающих из Европы практически остается на том же уровне. Американских круизеров в 2009 году стало меньше на 40–50% и в прошлом году заметно не прибавилось.
Тормозят развитие направления и цены. Они подросли незначительно, но, как говорится, внушают уважение. По оценке Александра Соснина, средняя стоимость суточного проживания на российском речном теплоходе составляет 3 тысячи рублей, но нередко доходит и до 5–6 тысяч. Андрей Смолин считает, что средняя стоимость речного круиза в минувшем сезоне составляла 3,5 тысячи рублей на человека в сутки (в цену входят проживание, питание и экскурсионная программа). 
Так, стоимость путевки на популярный круиз Санкт-Петербург – Валаам – Санкт-Петербург (3 дня/2 ночи) на теплоходе 301-го проекта начиналась от 5 тысяч рублей (в трехместной каюте), аналогичное путешествие на судне проекта 588 (при 4-местном размещении с частичными «удобствами») – от 3,7 тысячи рублей. За 11-дневный тур по маршруту Санкт-Петербург - Москва при аналогичном размещении туристу приходилось выложить уже более 38 тысяч рублей. Цены определяет не столько желание речников заработать, сколько общая ситуация: постоянно дорожают топливо и береговое обслуживание. В 2010 году под конец сезона вверх рванули и цены на продукты, особенно овощи, фрукты и зелень. А ведь надо еще «вкладываться» и в реконструкцию судов.
В ближайшее время ожидать дальнейшего роста объемов продаж в сфере российских речных круизов не стоит и потому, что в стране просто не хватает теплоходов. По данным Ростуризма, в рабочем состоянии сейчас находится около 110 круизных лайнеров - в два раза меньше, чем в советское время. Причем если в европейской части России (за исключением юга) ситуация более-менее нормальная, то в Сибири и на Дальнем Востоке комфортабельных судов практически не осталось. Лучший вариант – суда проекта Q-065 («Михаил Светлов»), которые ходят по Лене вплоть до Тикси. На Амуре туристам предлагают круизы разной продолжительности (даже 12-дневные) на теплоходах 860-й серии, которые комфортом не славятся. А ведь рекреационный потенциал этих регионов в части водного туризма - в первую очередь круизного - очень велик.
Заместитель руководителя Агентства по туризму Иркутской области Агния Шангина констатирует, что Байкал, Ангара, Лена и их притоки очень интересны как нашим соотечественникам, так и иностранцам. «Круизные маршруты популярны среди туристов, потому что это удобный вид отдыха, - полагает она. – Теплоход - это и гостиница, и ресторан, и возможность быстро добраться до уникальных уголков природы. Не случайно в 2009 году около 150 тысяч туристов воспользовались водными маршрутами нашей области». По Байкалу ходят круизные теплоходы не только речного, но и морского типа, а также пассажирские суда на подводных крыльях, на воздушной подушке и корабли типа «Ярославец» вместимостью до 12 человек.
Особый вид
Впрочем, не только пассажиры больших круизных лайнеров сталкиваются с трудностями. Не удается их миновать и тем, кто готов путешествовать по рекам России на катере или яхте.
Как показало обсуждение во время «Балтийского морского фестиваля», организованное по инициативе СЗРО РСТ, основными проблемами для россиян остается неприспособленность инфраструктуры для обслуживания яхтенных туристов, а для иностранцев – сложности при получении разрешения на проход по внутренним водным путям РФ.
Вместе с тем только город на Неве может принимать до 40 тысяч яхтенных туристов в год: уже сейчас Петербург и прилегающие к нему регионы Северо-Запада России готовы посещать около 16 тысяч маломерных судов. В других регионах страны спрос на такой тип отдыха также велик. Как подчеркнула на одной из конференций Дарья Афанасенко, президент Ассоциации туристических организаций Селигера, особой популярностью у туристов пользуются теплоходные экскурсии по озеру продолжительностью от 2 до 6 часов, но сейчас растет спрос на путешествия на катерах и яхтах.
Основной проблемой в этом отношении остается развитие береговой инфраструктуры, способной принимать маломерный флот. В европейской практике сложилась устойчивая пропорция структуры расходов, когда 10–15% затрат приходится на береговую инфраструктуру, а 85–90% - на суда. «Европейские яхтсмены без возражений делят свои затраты в такой пропорции, – считает Вадим Волостных, член правления петербургского яхт-клуба «Балтиец». - В современной России денег на яхты хватает, а на береговую инфраструктуру найти их весьма проблематично». Хотя успешный опыт государственно-частного партнерства все же есть, и на примере «Балтийца» он реализован.

В тему
Глубокий подход
Российский речной и озерный туризм в ближайшие годы могут получить помощь со стороны государства. По словам заместителя руководителя Ростуризма Евгения Писаревского, в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма (2011–2016 годы)» на реконструкцию Единой глубоководной системы России запланировано потратить более 3,3 млрд рублей и, кроме того, выделить средства на оборудование стоянок для круизных судов.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72