Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №1, Февраль 2011
« Вернуться к журналу  

Алгеброй гармонию
Создание и развитие туристского кластера Северо-Запада и центра России – одновременно масштабный экономический проект и экспериментальная площадка для регионального туризма. Пскову как историческому городу и областному центру в этих планах отведена заметная роль. Основой «Псковского кластера» станет культурно-познавательный туризм.
Проблемы инвестирования
Чтобы оценить перспективы развития инвестиционной деятельности в сфере туризма в Псковском регионе, весной 2010 года были проведены исследования кафедрой социологии СПбГУ. Выяснилось, что на рынке петербургского выездного внутреннего туризма доля Пскова составляет 16,8%. То есть каждый шестой петербуржец, отправляющийся в турпоездку за пределы Санкт-Петербурга и Ленобласти, выбирает Псков.
По данным исследований Бюро социальных технологий, туристы из Петербурга составляют примерно 40% турпотока. Это значит, что Псковскую область ежегодно посещает около 4,4 млн гостей. Средняя стоимость покупок в ходе поездки составляет около двух тысяч рублей, финансовый потенциал туристского рынка в Псковском регионе приближается к 9 млрд рублей в год.
Эта цифра может существенно возрасти, если повысить качество сервиса и товарную привлекательность услуг. Статистика утверждает, что туристы в Пскове тратят на питание в два раза больше денег, чем на музеи и экскурсии. Это говорит о том, что учреждения культуры слабо вовлечены в обслуживание гостей и здесь есть потенциал для дальнейшего роста.
Туризм в Псковской области существовал и существует в основном благодаря государственному участию в отрасли в виде содержания учреждений и объектов культуры. По мнению Гелены Самохваловой, президента Ассоциации туроператоров и туриндустрии Северо-Запада, необходима диверсификация туристского рынка региона. Что для этого требуется сделать?
Необходима поддержка проектов по развитию новых формирующихся суботраслей - детского и образовательного туризма, корпоративного туризма, MICE. Требованием времени является персонификация системы оказания туристских услуг - информационное и сервисное сопровождение индивидуальных (автомобильных, семейных) туров, а также формирование услуг, адаптированных к индивидуальному планированию маршрутов малыми группами туристов. Увеличение доходов от туризма может принести и активное развитие производства сувенирной продукции.
Для реализации областных инвестиционных программ по развитию туристской инфраструктуры необходим инвестиционный консалтинг, включающий координацию работы районных муниципалитетов, объединение мелких инвесторов и координацию их совместных проектов по созданию объектов туристской инфраструктуры, а также поддержку инвестиционного проектирования и продвижение соответствующих проектов в программах международного сотрудничества.
По мнению специалистов, при выполнении вышеперечисленных задач к 2012 году можно было бы достичь неплохих параметров роста туриндустрии региона. Прирост въездного турпотока может составить не менее 15% ежегодно, и он останется устойчивым в течение как минимум пяти лет, начиная с 2013 года. Прирост общего числа гостей превысит цифру в 370 тысяч человек в год.
Уровень расходов, рассчитанный в среднем на одного туриста, достигнет 4 тысяч рублей. Данный критерий рассматривается как ключевой индикатор развития туристского сервиса, свидетельствующий о качественном увеличении набора услуг, предлагаемых гостям.
Наиболее фондоемкой частью развития туристского сервиса, необходимого для достижения данных параметров, является рост числа мест размещения в регионе. Главным образом номерной фонд будет увеличиваться в Пскове, а также Печорском, Псковском и Гдовском районах.
Международное сотрудничество Псковской области приобретет широкомасштабный и устойчивый характер, а взаимное проникновение частных инвестиций предпринимателей Псковской области, Эстонии, Латвии и Белоруссии обеспечит постоянный поток бизнес-туристов, что обусловит спрос на конференц-услуги. Событийные мероприятия, равномерно происходящие в течение всего года, должны собирать не менее 35 тысяч зрителей и участников из числа гостей области. При этом каждый турист, получив положительный заряд эмоций, сам станет источником позитивной информации о туристских возможностях региона.
Достижения и новации
В последние годы были сделаны определенные шаги в деле совершенствования туристской инфраструктуры в регионе. В первую очередь это касается гостиничного сектора. Ярким примером тому служит ресторанно-гостиничный комплекс «Двор Подзноева», расположенный в центре Пскова. Основой комплекса стал восстановленный купеческий дом XVII века, а интерьеры гостиницы выполнены в стиле XIX века. Ее особенностью является выставка в цокольном этаже под названием «О чем молчат летописи». На ней представлены точные копии обнаруженных в раскопах предметов, которыми пользовались люди около тысячи лет тому назад.
В комплекс входят рестораны «Трапезные палаты», «Пивные палаты», «Винные палаты», «Кофейные палаты» и кафе «Пироговые палаты». Каждый ресторан имеет свою особенность. Например, при создании «Трапезных палат» архитекторы и дизайнеры воссоздали интерьеры купеческих палат XVII века. Даже меню здесь уникально – оно выполнено в виде свитка в кожаном переплете, а названия блюд переносят на три столетия назад. Визитные карточки «Пивных палат» - три вида колбасок авторской разработки, свиная рулька и копченая форель. А замысел создания «Кофейных палат» состоял в том, чтобы передать дух эпохи Петра I, когда в России узнали о кофе и шоколаде.
В IV квартале 2010 года открылась вторая очередь гостиничного комплекса «Двор Подзноева». Теперь здесь 27 номеров категории стандарт, 14 полулюксов и 9 номеров категории люкс, конференц-зал на 200 мест, гостиная для VIP-переговоров, ресторан, туристическое бюро и велнес-центр с бассейном, сауной, диагностическим кабинетом, тренажерным залом, услугами парикмахеров, косметологов, массажистов, с набором спа-услуг.
Изюминка гостиницы «Каркушин Дом» - расположение в тихом уголке центральной части Пскова, рядом с Финским парком, рекой Псковой и кремлем. Любопытно, что название отеля никак не связано с пернатыми - Каркушей зовут собаку владельцев, которая однажды спасла хозяевам жизнь. «Каркушин Дом» располагает 15 номерами, в том числе, апартаментами. В гостинице имеется ресторан «У Громыча», который является стейк-хаусом.
Хороший международный уровень имеет бизнес-отель Heliopark Old Estate, расположенный в исторической части Пскова, недалеко от набережной и старинного кремля. Его достоинством является наличие современного спа-центра, где предлагают более 50 программ, различные виды массажа, талассопрограммы. Имеется аквацентр. Оригинален бар «Рублев», интерьер которого выполнен в древнерусском стиле. Внимание привлекают настенные росписи и декоративные элементы, отражающие дух истории XI века. В меню – блюда русской кухни, подаваемые в глиняной посуде. Действуют конференц-зал на 100 мест и переговорная комната.
Из гостиниц Псковской области можно отметить отель «Арина Р.» в деревне Бугрово на пути в Михайловское. Отель открылся в октябре 2008 года и стал олицетворением европейского сервиса в русской деревне. Отличительной особенностью гостиницы является наличие в интерьере натурального дерева. Номера и гостевые помещения главного корпуса украшены графическими работами известного художника-иллюстратора Энгеля Насибулина, посвященными Пушкину. На завтрак гостям подают творог, масло, сыр, сметану и сливки деревенского качества. Все помещения в отеле освящены.
В состав комплекса входит главный корпус, флигели с апартаментами на 70 гостей, две парные бани на 6 и 10 человек с каминным залом и бассейном на улице. Поскольку отель позиционирует себя как «литературный», для гостей организуют тематические вечера – фольклорные и хороводные, джазовые и классические инструментальные, поэтические и литературные. Разумеется, предлагаются экскурсии по пушкинским местам.
Актуальное интервью
Реальное пространство 
Собеседник «ТБ»  - Наталья ТРУНОВА, председатель государственного комитета Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию.
Наталья Александровна, какие наиболее острые проблемы мешают в настоящее время развитию туризма в городе и области?
На мой взгляд, есть одна существенная проблема, которую мы стараемся решать комплексно. Эта проблема устаревшего рыночного позиционирования. Продукт области в основном представлен турами выходного дня для организованных групп. Поток индивидуальных туристов постепенно растет. Но регион пока может предложить им только стандартную программу – такую же, как и организованным туристам. Традиционный тур длится 2–3 дня. Это определяет загрузку гостиниц, мест общественного питания, объем торговли – то есть оказывает влияние на эффективность работы турсектора в целом. Поэтому основные наши приоритеты направлены на диверсификацию турпродукта области за счет развития событийного, рекреационного, оздоровительного, экологического туризма (в районах, максимально приближенных к основным зонам историко-культурного туризма), развития городского туризма как наиболее экономически и социально эффективной формы культурно-познавательного отдыха, и, конечно, развития инфраструктуры.
Какие туристские объекты области являются наиболее значимыми и перспективными?
Псковская область – это уникальный регион. Несколько ее территорий обладают прекрасным рекреационным потенциалом. Во-первых, Псково-Печорская зона, в которую входят Псков, Изборск, Печоры. Основными объектами, которые привлекают внимание туристов, являются Псковский кремль, Мирожский монастырь, Изборская крепость, Псково-Печорский монастырь. Именно в этой зоне в среднесрочной перспективе будут реализованы ключевые проекты в сфере развития туризма: Псковский туристский кластер, подготовка и проведение в 2012 году праздничных мероприятий, приуроченных к 1150-летию Изборска. Если проект будет поддержан федеральными органами власти, именно в рамках данной территории будет создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. 
Во-вторых, Пушкиногорская зона, она включает объекты Пушкинского музея-заповедника, который ежегодно посещают около 300 тысяч человек. В настоящее время Пушкиногорье - самый известный бренд области.
В-третьих, есть территории рекреационного (например, Чудская, основным ресурсом которой является Чудское озеро) и экологического туризма (например, Себежская, основным ресурсом которой является Себежский Национальный парк). Основной задачей развития данных территорий является развитие инфраструктуры размещения, отдыха и спорта.
Что необходимо для того, чтобы региональный турпродукт стал более конкурентоспособным?
В первую очередь будут реализованы несколько проектов в сфере гостиничного строительства. В настоящее время номерной фонд Пскова составляет около 1400 единиц (в целом по области – порядка 2600). Мы хотим увеличить эту цифру на тысячу номеров. Преимущественно речь идет о 3-х- и 4-звездных гостиницах, которые наиболее востребованы. Ряд отелей будет предлагать не только проживание, но и курсы оздоровительных процедур, процедур по уходу за телом, занятия спортом, посещение кинотеатра. Эти объекты предоставят своим клиентам широкий спектр услуг и вариантов проведения досуга.
Предполагается реализовать несколько проектов, направленных на создание современной торгово-развлекательной инфраструктуры. В городском туризме шопинг и развлечения, как правило, занимают не менее 50% времени. Именно поэтому европейские города, особенно немецкие и скандинавские, уже 20–30 лет назад подверглись существенной реконструкции: были созданы новые городские центры, одной из доминирующих функций которых стала торговля.
Значимым элементом является развитие общественных пространств, которые выполняют связующую роль между различными элементами кластера. Это набережные, торгово-пешеходные улицы, парки и скверы, площади. Эти элементы пространства должны быть не только благоустроенными, у них должно появиться свое лицо, они должны стать такими же привлекательными для гостей, как объекты истории и культуры. Это можно сделать, используя малые архитектурные формы, временные выставки, интересные ландшафтные решения.
Все это – программа-минимум.
Предполагается государственное финансирование? Псков будет участвовать в федеральной целевой программе развития туризма в РФ в 2011–2016 годах?
Предполагается федеральное и областное финансирование. Проект «Псковский туристский кластер» мы как раз и разработали для участия в федеральной целевой программе. И получили поддержку. В настоящее время по заявленным проектам предполагается финансирование в объеме 1,5 млрд рублей из федерального бюджета, около 300 млн рублей – из регионального и более 5 млрд рублей – из внебюджетных источников.

Термин
Кластер в туризме
Кластерный подход применяется для развития многих секторов экономики. По сути, кластер – это система взаимосвязанных элементов (ресурсов) и поддерживающих инфраструктур, имеющая определенную специализацию. Специализация зависит от того, на каком рынке кластер позиционирован и каков базовый ресурс, на основе которого он развивается. Например, не может быть просто туристский кластер: может быть кластер пляжного туризма, оздоровительного, культурно-познавательного. Например, путешественники приезжают во многие европейские города, чтобы ознакомиться с основными достопримечательностями. Одновременно они посещают концерты, выставки, проходят оздоровительные процедуры, занимаются спортом, участвуют в образовательных программах. При этом туристы живут в гостиницах, ходят в рестораны и кафе, покупают сувениры, пользуются услугами такси и т.д. Эти элементы, как правило, называют поддерживающими инфраструктурами.

Евгений ГОЛОМОЛЗИН

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72