Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №1, Февраль 2011
« Вернуться к журналу  

Небесная бухгалтерия
Международная ассоциация воздушного транспорта IATA прогнозирует, что по итогам 2010 года чистая прибыль мировых авиакомпаний составит $15,1 млрд по сравнению с ожидавшимися в сентябре $8,9 млрд. На 2011 год ожидается прибыль на уровне $9,1 млрд против $5,3 млрд, прогнозировавшихся ранее. Таким образом, оценка на 2010 год была улучшена почти на 70% и на 2011 год - примерно на 72%.
«Наши прогнозы были повышены как на 2010 год, так и на 2011 год на основе исключительно сильного третьего квартала. Но, несмотря на более высокие ожидания, мы по-прежнему видим паузу в восстановлении в следующем году после сильного послерецессионного повышения. При этом европейские авиакомпании продолжают отставать от перевозчиков других регионов», - заявил глава IATA Джованни Бизиньяни.
Рентабельность по чистой прибыли авиаперевозчиков мира в 2010 году останется слабой -  на уровне 2,7% и ухудшится до 1,5% в текущем году.
«Отрасль хрупка и балансирует на лезвии ножа. Любой удар может остановить восстановление, что мы увидели в результате введения новых или повышения налогов авиакомпаний и путешественников в Европе», - отметил Джованни Бизиньяни.
Основными факторами роста чистой прибыли в 2010 году являются рост перевозок пассажиров на 8,9% (в сентябре ожидалось 7,7%) и повышение выручки. В своем последнем прогнозе IATA анонсировала выручку мировых авиаперевозчиков в 2010 году на уровне $565 млрд, что на $5 млрд выше предыдущей оценки. В 2011 году ассоциация ожидает роста объемов пассажирских перевозок на 5,2% и грузовых - на 5,5% (ранее - 4,9% и 5,3% соответственно).
В то же время негативное влияние на авиационную отрасль окажет увеличение стоимости топлива. Как ожидается, средняя цена нефти в текущем году будет составлять $84 за баррель по сравнению с $79 за баррель в минувшем году. В результате доля топливных расходов вырастет до 27% от операционных затрат против 26% в 2010 году. Кроме того, в 2011 году ожидается замедление темпов роста глобальной экономики с3,5% до 2,6%.
Согласно ожиданиям IATA, по итогам 2010 года авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона получат наибольшую прибыль - $7,7 млрд. В 2011 году этот показатель сократится до $4,6 млрд. В Северной Америке прибыль составит $5,1 млрд в 2010 году и $3,2 млрд в 2011 году. На Ближнем Востоке ассоциация прогнозирует убыток авиаперевозчиков на уровне $700 млн и $400 млн соответственно, в Латинской Америке - $1,2 млрд и $700 млн, в Африке - $100 млн и примерно нулевой показатель в 2011 году. Европейские авиакомпании будут отстающими, их прибыль в 2010 году составит $400 млн и снизится до $100 млн в 2011 году.
Впрочем, в отношении перевозчиков Старого Света есть и другие прогнозные оценки, согласно которым европейские авиакомпании в 2011 году существенно усилят свои позиции на рынки. «В первую очередь это должно произойти за счет пассажиров первого и бизнес-классов, что связано с укреплением корпоративного сегмента рынка и продолжающимся оживлением в мировой экономике», считает Ричард Батти, эксперт эдинбургской компании Standard Life Investments.
Инвесторы снова проявляют интерес к авиакомпаниям Европы. Финансовый кризис закончился, сегмент туристического рынка, связанный с деловыми путешествиями, снова на подъеме. А рост объемов перевозок в бизнес-секторе неизменно приводит к оживлению в авиаотрасли в целом.
Например, доходы альянса Air France-KLM к окончанию очередного финансового года в марте 2012 года должны вырасти на 11% - до 27,2 млрд евро. Такое предположение сделала Credit Suisse, основываясь преимущественно на росте объемов премиум-сегмента. Аналитики считают, что доходы перевозчиков должны расти быстрее, чем расходы, что связано с большей рентабельностью бизнес-трафика по сравнению с бюджетными перевозками.
В целом, по собственной статистике предприятий гражданской авиации, в последние месяцы 2010 года большинство авиакомпаний зафиксировало рост пассажиропотока и увеличение коэффициента загрузки кресел по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. «Перевозчики проделали хорошую работу в сфере реструктуризации», - подчеркивает аналитик Davy Research Стефан Фарлонг.
Достаточно оптимистично выглядят позиции на рынке британского национального перевозчика, акции которого, как считают специалисты, в наступившем году имеют все шансы вырасти в цене. «Мы верим в будущее British Airways, - говорит Ричард Батти. - Даже несмотря на то, что в марте 2010 года компания объявила о рекордных убытках в 541 млн фунтов стерлингов». Не имели катастрофических последствий для предприятия и забастовки авиаперсонала. Главный козырь British Airways – объединение с испанской Iberia и создание – в перспективе – трансатлантического альянса AMR Corporation в сотрудничестве с  American Airlines. Синергетический эффект от партнерства британцев и испанцев (объединение официально состоялось в конце января), по оценкам экономистов, составит 400 млн евро. Суммарный доход British Airways – Iberia должен увеличится с 18 млрд долларов в 2010 году до 22 млрд долларов в 2012 году. Рост объемов пассажирских перевозок, в первую очередь в премиум-сегменте, позволяет прогнозировать, что уже в марте 2011 года доходы British Airways превысят расходы.
Даже бюджетный перевозчик easyJet в перспективе должен выиграть от роста объемов бизнес-туризма и увеличить свой доход на 20%, а прибыль в расчете на одну акцию – в  два раза. Хотя, согласно исследованиям Datastream, рентабельность деятельности компании сократится с 9,6% в 2011 году до 8,2% в 2012 году. Решение другого дискаунтера – Ryanair, отказавшегося от покупки новых самолетов и вместо этого вернувшего 500 млн евро своим акционерам, было с восторгом воспринято многими аналитиками-экономистами. Хотя часть экспертов считает, что это наносит ущерб планам развития компании в долгосрочной перспективе.
Впрочем, окончательные выводы делать еще рано, поскольку многое зависит от динамики цен на нефть в ближайшие годы. «Удельный вес» топлива в общем объеме расходов авиаперевозчиков в настоящее время составляет от 25% до 40%. Удорожание нефти и нефтепродуктов может внести существенные коррективы в прогнозы экспертов в отношении дальнейшего развития европейского и мирового авиарынка.
Врез-диаграмма
«Горячая десятка» маршрутов British Airways на 2011 год
1 Марракеш*
2 Сан-Диего*
3 Нью-Йорк
4 Сент-Китс и Невис
5 Пуэрто-Рико*
6 Мальдивы
7 Япония*
8 Лас-Вегас
9 Маврикий
10 Сент-Люсия
* - новые маршруты перевозчика. Рейсы в Японию (токийский аэропорт Ханэда) стартуют 19 февраля, в Марракеш – 27 марта, в Пуэрто-Рико – 28 марта, в Сан-Диего – 1 июня.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72