Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №18, Декабрь 2010
« Вернуться к журналу  

«От печки» к классике

Есть интерес потребителей к более экономичным вариантам гостевого размещения – будет и предложение. Мотели, загородные дома отдыха и пансионаты, сельские гостевые домики, турбазы действуют уже по всей стране. Растет не только количество самих объектов, идет активный поиск их новой, более инновационной и привлекательной подачи.

Семейный бизнес
Российский мотель начинает обретать классические концептуальные формы и содержание, заложенные отцом-основателем этого бизнеса американцем Артуром Хайнеманом в 1925 году: полноценный, качественный отдых для автотуристов и всех путешествующих на четырех колесах. Один из примеров - придорожный гостиничный комплекс  «У мамы» в Пензенской области, на  746-м км федеральной автодороги М-5 Москва – Челябинск. После недавней реконструкции значительно вырос  номерной фонд гостиницы, в том числе появились восемь апартаментов повышенной комфортности,  сауна, станция техобслуживания, автомойка.
Изначально российские мотели «плясали от печки»: пристраивали к придорожным кафе гостиничные номера. Типичный вариант - здание до трех этажей со входом именно в кафе (или заменивший его ресторан), а  гостевые номера размещались на  верхних этажах. Теперь происходит заметное смещение к американской модели: основной доход начинают приносить отелю именно сдаваемые в наем помещения, а не ресторанный бизнес. Соответственно, к базовому «модулю» начинают достраивать новые корпуса или отдельные домики коттеджного типа. Именно так развивается другой хороший пензенский мотель - «Горизонт», что стоит на окраине села Рамзай, в 17 км езды до областного центра. Он обрел еще один жилой корпус - двухэтажный особнячок в испанском стиле, целую россыпь рубленых «бунгало»,  крытый бассейн с подогревом воды, зимний сад, сауну, турецкую баню, прокат спортивного инвентаря (бильярд, лыжи, спортивные велосипеды и даже гольф).
Как в свое время на Западе, российский рынок мотелей начал формироваться на базе  предприятий малого и чаще всего - семейного бизнеса. Гостиничные сети на этом рынке только начинают появляться. Одна из первых ласточек - ООО «Мотель-Сервис», выступающая под брендом Douglas Hotel, которая  является дочерней структурой инвестиционной компании Douglas Consulting. На рынок она вышла в 2004 году, заявив о намерении  построить до 15 мотелей на  крупнейших федеральных автомобильных трассах в Московской, Тверской, Ленинградской, Нижегородской и Псковской областях. Пока построен только один мотель Douglas в Подмосковье (деревня Нефёдово в 15 минутах езды от Обнинска), на 85-м км  Киевского шоссе. В процессе строительства – еще три: два в Подмосковье и один в Тверской области. Одновременно компания возводит парк-отель в Коломне.
Позиционирует себя как придорожный мотель и «Тверь Интурист» на трассе Москва - Санкт-Петербург. Под него переделана старая трехэтажная гостиница,  построенная еще в 1967 году и реконструированная в 1987 году. В гостинице 105 номеров различного класса.
«Во всем мире придорожные гостиницы пользуются стабильным спросом. В России эта система еще слабо работает, но то, что некоторые компании стали обращать внимание на эту нишу, свидетельствует о том, что вскоре она может начать заполняться», - считает Марина Усенко, старший вице-президент компании Jones LaSalle Hotels.

Во всю Ивановскую
Агротуризм в сегодняшней Европе – несомненный хит продаж. Причем экономический кризис в немалой степени его простимулировал. Сельским туризмом, который не требует больших капитальных затрат, зато опирается на мощный ресурс богатейшей природы нашей страны, наконец-то заинтересовались и в родном отечестве.
В частности, с 2006 года большая работа по обеспечению занятости сельского населения путем создания гостевых домов ведется в Ивановской области. Областные и районные власти помогают начинающим сельским предпринимателям кредитами, консультационными услугами, снимают на их пути бюрократические барьеры. Ивановская государственная сельхозакадемия  имени академика Д.К.Беляева организует профессиональную переподготовку по учебной программе «Менеджер гостевого дома» с выдачей документа государственного образца. Значительную поддержку оказывает ивановцам в этом начинании Московская ассоциация агротуризма.
Типовой формулой успеха по-ивановски можно считать процветающий гостевой дом «Лидия» в одной из деревень Ивановского района. Сейчас это уже комплекс из шести домов, отдельно стоит коттедж для VIP-гостей. Обслуживающий персонал приближается к двум десяткам человек, в их число входят даже музыканты. Начиналось же все с обычного крестьянского дома – приглашали на отдых городских друзей. Круг гостей расширился, и в ближайших планах владельцев «Лидии» - обустроить семь охотничьих домиков.
Похожие истории становления могут рассказать и владельцы гостевых комплексов «Глухомань» и «Дача-Бор» в Шуйском районе. «Глухомань» полностью соответствует своему имени, туда на автомобиле доехать невозможно – бездорожье. За гостями высылают тройку лошадей. Зато гостевой домик – загляденье, можно и на душистом сеновале ночевать. Замечательная русская баня, куличи из печи.
В Палехском районе есть целая гостевая деревня «Пестово» из 12 домов. А ведь совсем недавно деревня умирала. Ей повезло: за дело взялась исключительно энергичная и предприимчивая женщина, которая не просто хорошо обустроила для гостей сельский отдых, но и разработала для них  шесть интересных анимационных программ. Пестовский тариф низким не назовешь:  1600 рублей с постояльца в сутки, но попасть сюда нелегко: лист ожидания растягивается порой на месяцы.
Еще один пример успешного сельского бизнеса -  гостевой дом «Частный визит» супругов Маньенан в Плёсе. Активно идет становление  гостевых домов в Верхне-Ландеховском, Заволжском, Палехском, Тейковском, Южском районах области.
Опыт показывает, что гостям нравится рыбачить, заниматься пчеловодством, активно участвовать в уходе за овощами в теплицах и фруктовыми деревьями на садовых участках. Поэтому не обязательно строить слишком солидный гостевой дом, главное – чтобы его жильцам нравилось заниматься любимыми делами.  Один из примеров удачного вложения весьма скромных средств в этот сектор - домик барачного типа в деревне Мосты  Южского района.  Две предпринимательницы составили бизнес-план, получили от властей пособие на сумму 50 тысяч рублей, и на эти деньги, сохранив «типично русский стиль» - печь, кровати на панцирной сетке, гудящий самовар,  все без особых затей, - подремонтировали строение, навели в нем идеальную чистоту и стали принимать гостей. Дело преуспевает, предпринимательницы наняли дополнительный персонал, пристраивают к своему «мини-мини-отелю»  чайный домик «для релаксации».
Одним из приоритетных рекреационных направлений является агротуризм и в Калужской области. «Нами разработана долгосрочная целевая программа «Развитие аграрного туризма на территории Калужской области на 2010–2012 годы, - говорит Дмитрий Удалов, заместитель министра, начальник управления развития туризма министерства спорта, туризма и молодежной политики Калужской области. – Мы не только стараемся создать для этой сферы гостиничного бизнеса  благоприятный инвестиционный климат,  но и направляем на ее поддержку значительные средства из областного бюджета. До 2016 года предусмотрены ассигнования в размере свыше  737 млн рублей, при этом общий объем финансирования, по нашим расчетам,  превысит 5,5 млрд рублей».
По оценкам областной администрации, объем турпотока в область к концу  2016 года увеличится до 2,4 млн человек, общее количество объектов туриндустрии достигнет  2300 единиц, включая 750 объектов аграрного туризма – гостевые дома, сельские усадьбы, этнографические и экологические поселения, усадьбы с пасеками и зоофермами, охотничьи и рыбацкие домики.
Некоторые гостевые дома предлагают очень необычные программы. Например, экскурсии в сопровождении егерей к бобровым плотинам (на территории заповедника «Калужские засеки»),  рыбалка в озере Бездон, которое образовалось от таяния ледников (охотничье-рыболовное хозяйство «Зайцева гора»),  прием оздоровительных ванн из отвара рогов маралов (гостевой дом «Фили Н-Агро»).

«К дяде Вове»
На том же самом природном ресурсе держатся турбазы и загородные дома отдыха. При умелом администрировании это весьма процветающий бизнес.
Наглядным примером того, что можно сделать даже из очень старого советского прошлого, служит турбаза «Чусовая» на Урале,  на левом берегу реки Чусовой, за селом Слобода, на высокой скале с весьма необычным именем -  Собачьи Рёбра. Это вообще самая первая турбаза на  Урале. Переоборудовали под новые задачи старые корпуса кожевенного завода и приняли первых туристов 29 октября 1934 года.  В 1941–1945 годах там развернули военный госпиталь, принимавший с фронта раненых бойцов и командиров.
Сейчас турбаза «Чусовая» - одна из крупнейших в регионе, принимает до 25 тысяч гостей ежегодно. И это не только любители долгих пешеходных прогулок по уральским лесам и горам, а также энтузиасты рафтинга: сплав по Чусовой – очень увлекательное занятие, недаром ее название переводится с коми-пермяцкого как «Проворная река». Всесоюзный водный маршрут №58 по Чусовой – один из самых популярных в России.
Турбазу превратили в круглогодичную благоустроенную зону семейного и оздоровительного отдыха для людей любого возраста.  Для гостей организуют пешеходные экскурсии к историческим и природным памятникам, велосипедные и конные прогулки, поездки на моторных лодках, всевозможного рода спортивные соревнования.   К  услугам туристов – зрительный зал на сто мест,  бар на сорок мест, три банкетных зала (два - с каминами), открытая летняя веранда, библиотека, бильярд,  настольный теннис, экстрим-парк, спортивная и детская площадки, собственный пляж. Дети с особым удовольствием отправляются в тур «На конюшню к дяде Вове». Там  оборудован целый мини-зоопарк: кроме лошадей есть еще кролики, фазаны, телочка Зорька и другая живность. Дядя Вова и на санях зимой прокатит, и на телеге летом. Действуют льготные программы размещения «Мать и дитя», «С бабушкой на дачу».
Иностранные туристы также приезжают на турбазу «Чусовая». Для них готовят специализированные экскурсионные программы, с учетом запросов и наклонностей гостей.
Уральские турбазы вообще пользуются успехом у зарубежных туристов. Например, далеко уже не первый год западный туроператор Russia Offroad Adventures привозит  на турбазу «Сухов Ключ»  на Южном Урале, с которой он находится в партнерских отношениях,  гостей из Германии, Австралии и Новой Зеландии.
«Сухов ключ»  стоит на берегу реки Кага, в 20 км от одной из самых высоких уральских вершин -  горы Большой Шатак. Специализируется в первую очередь на конно-спортивном отдыхе. Устраивает также многодневные конные, водные и комбинированные туры, сплавы по реке Белая (от нескольких часов до нескольких суток), организует многочисленные экскурсии, рыбалку. Есть собственная пляжная зона с купанием в ежегодно обновляемой запруде на реке Кага. Пользование русской баней входит в стоимость проживания и по времени не ограничено. Для самых заядлых  «первопроходцев», которые хотят забраться в первозданную глушь,  есть возможность отправиться в конный лагерь «Самозванка» в самой чаще лесов Шатака.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72