Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №18, Декабрь 2010
« Вернуться к журналу  

Флагман Сибири
Толмачёво как  локомотив развития региональной авиации


События нынешнего года на многие десятилетия вперед способны определить дальнейшую судьбу новосибирского аэропорта Толмачёво. Здесь построена и сдана в эксплуатацию вторая ВПП. Правительство РФ выставило на продажу всю свою долю участия в этом авиапредприятии: 3,2 млн акций, или 51% уставного  капитала ОАО «Аэропорт Толмачёво». Наконец, принято решение превратить Толмачёво, который уже является крупнейшим за Уральским хребтом транзитным узлом на направлениях между Европой и Азией,  в бесспорного лидера, задающего тон развитию  региональной авиации Западно-Сибирского федерального округа. На сегодняшний день технические возможности аэропорта позволяют ему обслуживать любые виды воздушных судов пассажирского и грузового назначения.
Толмачёво – крупнейший аэропортовый комплекс Сибири и Дальнего Востока класса А-1. Его пропускная способность - 750 пассажиров в час на международных авиалиниях и 1800 пассажиров в час - на внутренних. Он также может принять и отправить  свыше 50 тысяч тонн груза в год. Толмачёво включен в число международных аэропортов-хабов опорной транспортной сети РФ. Это пятый аэропорт  страны по количеству обслуживаемых пассажиров – до 2 млн человек в год. Регулярными пассажирскими рейсами аэропорт связан с крупнейшими городами России и стран СНГ, c ОАЭ, Турцией, Болгарией, Германией, Китаем, Южной Кореей, Японией и Таиландом.

В любую погоду
В июле в Толмачёво официально открыли новую ВПП.  С этой целью был выполнен специальный технический рейс на самолете Boeing-767-300  авиакомпании S7 Airlines.
«Технический рейс проверяет оценку пригодности полосы и ее оборудования для обеспечения взлета и посадки воздушного судна. У всех членов комиссии,  летного состава и аэропорта мнение  едино — вторая полоса соответствует всем требованиям, установленным нормам годности, - сообщил журналистам заместитель руководителя Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта  Валерий Багаев. – У нас за последние десятилетия в гражданской авиации событий такого масштаба было немного. Оборудование, установленное на этой полосе, позволяет летать гораздо регулярнее при любых метеоусловиях, что для Сибири очень важно. А значит, пассажиры получат новый сервис более высокого уровня. Самолеты на полосе с таким покрытием будут служить дольше».
Действительно, событие для региональной авиации просто эпохальное: завершился один из самых затяжных в ее истории «долгостроев».  Толмачёвскую ВПП-2 начали было делать в  1987 году в качестве запасной для посадки космических аппаратов «Буран». Но тут нагрянули перестроечные времена, стройку залихорадило, а к 1995 году ее вообще свернули. Работы возобновили только в 2006 году.
Длина новой ВПП составляет 3,6 км, ширина - 60 метров. Ее коэффициент нагрузки – 76, что  позволяет аэропорту принимать большегрузные самолеты без ограничений. Стоимость одного погонного метра полосы составила более 800 тысяч рублей. Всего проект потребовал затрат на сумму около 4 млрд рублей, из которых 75% составили средства федерального бюджета, остальное добавил аэропорт и частные инвесторы.
«С вводом в эксплуатацию новой ВПП объемы пассажирского и грузового потоков возрастут почти вдвое, - поясняет  генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачёво» Александр Бородин. – Технологическое оснащение ВПП таково, что аэропорт становится практически всепогодным. Это, в частности, позволит нам, не останавливая процесс перевозок, закрыть на реконструкцию первую полосу».

Поиск  инвестора

Решение выставить Толмачёво на торги российское правительство в лице Росимущества вынашивало давно. Теперь подписаны все необходимые для этого документы, и в первом-втором квартале 2011 года состоится конкурсная продажа госпакета. 
Пока самую серьезную заявку сделало ОАО «Новапорт» - управляющая компания крупнейшей сети региональных аэропортов России, куда входят Астрахань, Челябинск, Томск, Барнаул, Чита и Новосибирск. «Новапорт» уже является  крупнейшим частным совладельцем аэропорта Толмачёво, контролируя 38% его акций.
«Участвовать в аукционе мы, безусловно, будем и собираемся купить контрольный пакет, — заявил журналистам Михаил Смирнов,  гендиректор ОАО «Новапорт». – Не думаю, что вокруг конкурса будет большой  ажиотаж, в первую очередь из-за того, что после сдачи второй взлетно-посадочной полосы расходы аэропорта увеличатся на 150 млн рублей в год в форме арендной платы ФГУП «АГА». Для аэропорта это серьезное финансовое бремя, и на ближайшие два-три года мы как акционеры не ожидаем большого роста финансовых показателей».
Сейчас Росимущество ведет отбор независимых консультантов для оценки объекта и, соответственно, выставляемого на торги госпакета. Конкуренция у ОАО «Новапорт» будет: Росимущество намерено искать инвесторов  активно,  в том числе на международных выставках.
«Это достаточно привлекательный пакет, - отмечает  Эдуард Адашкин, заместитель руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом. – В первую очередь из-за особенностей его географического положения. Имеются  все условия не только для превращения аэропорта в  крупный международный хаб, но и вообще для развития различных видов бизнеса вокруг аэропорта».

Приоритетный вектор
Президент России вот уже несколько лет требует взяться, наконец, за развитие региональных авиаперевозок. «Местные перевозки, внутри одного субъекта Федерации, у нас просто развалены, - без околичностей признает Дмитрий Медведев. - По сути, самолеты внутри регионов не летают».
Более 60% территории нашей страны –  малодоступные регионы, где авиация порой  является единственным видом транспорта для связи с «внешним миром». Так, по воздуху связаны с «остальной Россией»  28 тысяч населенных пунктов, в которых живет около 15 млн человек. Эта проблема особенно актуальна в Тюменской и Свердловской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.
Похоже, что в последнее время этот вопрос наконец-то сдвинулся с мертвой точки. Министр транспорта  Игорь Левитин заявил о намерении создать единого авиаперевозчика для Северо-Кавказского федерального округа.  Скорее всего, им станет компания «Кавминводыавиа», которую вскоре собираются передать  «Аэрофлоту». А в базовый аэропорт региональных перевозок превратятся  Минеральные Воды: в федеральном бюджете уже заложены 2,86 млрд рублей на  реконструкцию этого аэропорта.
Активно ведется и подготовка к организации объединенной  Дальневосточной региональной авиакомпании. В переговорах участвуют «Сахалинские авиатрассы», «Владивосток Авиа», «Петропавловск-Камчатское авиапредприятие», «ЧукотАВИА», «Авиакомпания «Восток», «Хабаровские авиалинии», «Амурские авиалинии» и «Хабаровский аэропорт».
В Западно-Сибирском федеральном округе  главными инициаторами развития региональной авиации выступают аэропорт Толмачёво и авиакомпания «ТомскАвиа».  Первой ласточкой стала программа организации и выполнения полетов «ТомскАвиа» на самолетах Ан-24 по маршруту Томск - Новосибирск – Омск, которые стартовали  в сентябре.  Рейсы выполняются три раза в неделю, по понедельникам, средам и пятницам. Время в пути -  почти три с половиной часа.
«На первый взгляд кажется, что между городами Новосибирск, Томск и Омск - небольшие расстояния, - говорит Геннадий Куличев, советник генерального директора ОАО «Аэропорт Толмачёво» (с 1987 по 1991 годы -  руководитель Толмачёвского объединенного авиаотряда). - Тем не менее это города областного значения. Численность населения близлежащих городов вокруг Новосибирска составляет более 12 миллионов человек. Поэтому так важно укреплять связи между регионами, им необходимо предоставлять возможность взаимодействия, ускорять процессы решения хозяйственно-экономических вопросов. Конечно, в начале 1990-х годов объемы перевозок были значительно больше, чем сейчас. Но в настоящее время делается все возможное для восстановления этих показателей».
«Для нас важно соединять не только Европу и Азию, но и связать воедино города внутри региона, - продолжает тему Александр Бородин. - На сегодняшний день в аэропорту Толмачёво существуют три основных вектора развития: грузовые перевозки, дальнемагистральные пассажирские перевозки и региональные перевозки. Своей приоритетной задачей мы видим развитие именно последнего вектора. В  ближайшем будущем планируется развитие воздушных сообщений с Горно-Алтайским и другими регионами. Важно, чтобы Новосибирск позиционировался не только как ведущая сибирская транспортная артерия, включающая автомобильные и железные дороги, но и как мощный региональный авиационный узел».
Кроме перелетов в Омск и Новосибирск «ТомскАвиа» уже выполняет регулярные  рейсы из Томска в города Сургут, Стрежевой (Томская область) и Нижневартовск (Тюменская область). Недавно открылся регулярный рейс Нижневартовск - Омск. 

Вышли на прибыль
В прошлом году финансово-экономический кризис нанес существенный урон аэропорту: количество обслуженных пассажиров сократилось на 15% - до 1,8 млн человек. Соответственно, аэропорт понес финансовые убытки.
Сейчас ситуация меняется к лучшему: с января по июнь 2010 года ОАО «Аэропорт Толмачёво» обслужил 937,1 тысячи пассажиров, что на 26,9% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Транзитный пассажиропоток увеличился на 6,9% и составил 51,1 тысячи человек. По числу  обслуженных самолето-вылетов рост составил 17,8%. Прирост к прошлому полугодию по доходам -  33,8%, до 1,65 млрд рублей, в том числе прирост доходов непосредственно от авиационной деятельности – 41,8%, до 627,2 млн рублей. Аэропорт получил  также  чистую прибыль в размере 131,46 млн рублей.  В прошлом году  этот же  период завершился убытками на  52,29 млн  рублей.

Сергей СВИСТУНОВ

Аэропорт Толмачёво расположен в 17 км от центра Новосибирска, на окраине города Обь. Днем рождением воздушной гавани считается 12 июля 1957 года, когда в Москву вылетел первым гражданским рейсом Ту-104 с 50 пассажирами на борту. До этого времени Толмачёво был военным аэродромом. Миллионного пассажира здесь обслужили в 1972 году. До 1992 года  аэропортовый комплекс находился в составе Толмачёвского объединённого авиаотряда. Затем объединённый авиаотряд разделили на три самостоятельных предприятия: ОАО «Аэропорт Толмачёво», «Авиакомпания Сибирь» и «Запсибаэронавигация». В сентябре 1992 года Толмачёво получил статус международного аэропорта.

Кроме 38% акций Толмачёво компании «Новапорт» также принадлежат 48% акций аэропорта Барнаула, 68% акций челябинского аэропорта Баландино, 74,9% акций аэропорта Томска и 100% акций аэропорта Читы. Сейчас «Новапорт» ведет переговоры о покупке контрольного пакета акций  в аэропорту Сухуми и 15% акций в ОАО «Челябинское авиапредприятие».

Платиновый сертификат
Аэропорт Толмачёво получил недавно платиновый сертификат IATA, подтверждающий стопроцентное внедрение инновационной технологии по упрощению аэропортовых формальностей (Simplifying the Business – BCBP). Технология BCBP направлена на то, чтобы сделать процедуру регистрации пассажиров максимально простой и удобной, включая регистрацию при помощи мобильного телефона или в киосках саморегистрации. Кроме того, получив посадочный талон в аэропорту, где организовано использование данной технологии, пассажир может не проходить повторную регистрацию и оформление багажа в других аэропортах, если необходимо совершить авиаперелет через несколько городов.
Платиновый сертификат IATA подтверждает, что Толмачево использует технологию BCBP для всех авиакомпаний и уровень этого сервиса соответствует мировым стандартам. Толмачёво стал четвертым аэропортом в России, после Домодедова, Шереметьева и Пулкова, полностью внедрившим технологию BCBP.

Неформальная  столица Сибири, город  Новосибирск,  до сих пор не имеет ни одной гостиницы категории более высокой, чем три звезды. Единственный в регионе отель, прошедший сертификацию на четыре звезды — это «СкайПорт» аэропорта Толмачёво.

Ангел аэропорта
Аэропорт Толмачёво выступает еще и меценатом. Уже который год он организует в стенах пассажирского терминала выставки современной живописи. И пассажирам есть чем в ожидании рейса развлечься, и культурная миссия выполняется. В жаркое лето нынешнего года, например,  проведена  персональная выставка картин Александра Шурица «Каникулы для ангела».  В экспозиции были представлены 60 работ художника, включая картину «Ангел аэропорта Толмачёво», которая стала символом авиапредприятия в 2010 году.
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72