Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №18, Декабрь 2010
« Вернуться к журналу  

Первая скрипка испанского туризма
Пятнадцать испанских городов претендуют на титул Культурной столицы Европы 2016 года


За всю историю проекта Культурные столицы Европы, который стартовал в 1985 году, испанские города удостаивались этого звания трижды. В 1992 году почетный титул получил Мадрид, в 2000 году – Сантьяго-де-Компостелла (наряду с 8-ю другими европейскими городами), в 2002 году – Саламанка (вместе с бельгийским Брюгге). В настоящее время культурными столицами ежегодно объявляются два города, расположенные соответственно в «старых» и «новых» государствах ЕС. Столицы 2011 года – Турку и Таллин, 2012 – Гимарайнш и Марибор, 2013 – Марсель и Кошице, 2014 – Умео и Рига, 2015 – Монс и Плзень. С 2015 по 2019 годы пока известны только страны – участницы проекта: Испания и Польша, Дания и Кипр, Нидерланды и Мальта, Италия и Болгария.

На получение титула Культурная столица Европы 2016 испанцы выдвинули кандидатуры 15 городов. Это Алькала-де Энарес, Бургос, Касерес, Кордова, Сигуэнса, Лас-Пальмас, Малага, Мурсия,  Овьедо, Памплона, Сан-Себастьян, Сантадер, Сарагоса, Сеговия и Таррагона. Не слишком ли много,  и вообще - стоит ли так распылять силы? Стоит, - уверены представители испанской туриндустрии, - какой бы из претендентов ни получил почетный титул, остальные кандидаты в накладе не останутся, ведь никто не мешает им реализовывать запланированные культурные проекты – хотя бы частично – и привлекать внимание туристов. А уж в этом представители турбизнеса Пиренейского полуострова преуспели. Страна, которая еще совсем недавно развивала туризм «солнца и пляжей», сегодня делает ставку на иные виды рекреации. И культурный туризм здесь играет роль первой скрипки.
Осенью 2010 года в Малаге состоялась уже седьмая по счету выставка TC&CB – Turismo Cultural & City Break. В  ней приняли участие 59 представителей туриндустрии и 67 профессиональных «покупателей», в том числе 45 – международных. Параллельно в городе прошли форум средиземноморского туризма Meditour под лозунгом «Одно море – 1001 направление», серии семинаров, посвященных новым технологиям в турбизнесе и, в частности, в культурном туризме, рабочие встречи участников рынка образовательного туризма.
Выбор Малаги как места проведения мероприятий подобной тематики отнюдь не случаен. Этот город – яркий пример превращения некогда крупного промышленного центра южной Испании в популярное туристическое направление, столицу курортного побережья Коста-дель-Соль. Так, по данным департамента спорта и туризма городского совета Малаги, в  июле 2010 года здесь был отмечен наибольший рост объемов культурного туризма по сравнению с другими испанскими городами – 95 тысяч туристов, на 26,5% больше, чем в июле 2009 года. Количество туристских ночевок выросло на 23,4% - до 173 тысяч. Средняя загрузка местных отелей составила 67,7%, в августе – 86%. В среднем за летние месяцы заполняемость гостиниц достигла отметки в 70% - как утверждают местные власти, это высший уровень среди испанских городов культурного туризма. За июнь – август индустрия гостеприимства принесла Малаге 140 млн евро – на 12 млн больше, чем за аналогичный период годом ранее.
«Малага – родина Пабло Пикассо» - таков лейтмотив развития культурного туризма в городе, где сегодня работает один из трех крупнейших в мире музеев художника. В его коллекции – 155 работ, причем экспозиция рисунков обновляется раз в три месяца. А еще Малага – это около трех десятков других музеев и историко-культурных достопримечательностей -  руины римского амфитеатра, цитадель Алькасаба, замок-маяк Хибральфаро, кафедральный собор,  это разнообразные возможности для проведения мероприятий делового и конгрессного туризма, это чудеса гастрономии, которые можно отведать в ресторанах и барах, количество которых не поддается точному исчислению.
Местный аэропорт имени Пабло Пикассо – 4-й по величине в Испании. С вводом в строй нового терминала его пропускная способность увеличилась до 30 млн пассажиров в год. Наконец, Малага – это важнейший морской порт Средиземноморья. Некогда – грузовой, а сегодня – пасссажирский, в том числе круизный: второй по величине на полуострове, шестой – в Средиземном море. В период с сентября по декабрь здесь швартуются около 160 судов, в Малагу заходили такие гиганты мировой круизной индустрии, как Queen Mary II и Millenium. Стоит также добавить, что город связан высокоскоростным железнодорожным сообщением с Мадридом, паромным – с испанскими владениями в Марокко. Ежегодно Малага с ее населением в 550 тысяч жителей принимает около 3 млн туристов.
Словом, Малага была бы идеальным кандидатом на титул Культурной столицы Европы, если бы… Если бы не другие города Испании. За примерами далеко ходить не надо – рядом, всего в нескольких часах езды, расположена Кордова, которую многие эксперты считают фаворитом в борьбе за «культурное звание».
Кордову иногда называют «Западным Константинополем» и «Жемчужиной мавританской Испании», ее исторический центр объявлен объектом Всемирного культурного наследия человечества. Едва ли есть смысл перечислять многочисленные историко-архитектурные памятники города – для этого лучше обратиться к специальной литературе. Об одной только главной мечети - Меските, ставшей таким же значимым символом Кордовы, как Хиральда в Севилье или Альгамбра в Гранаде, можно написать целую книгу. Не случайно у Кордовы много «однофамильцев» – такое название носит целый ряд городов и районов в США, Мексике, Колумбии, Аргентине. Также называется одна из моделей автомобилей испанской компании Seat. Каско-Вьехо – кордовский Старый город – один из крупнейших в Испании. В Кордове ежегодно проходит Фестиваль гитарной музыки, на который съезжаются слушатели со всей планеты. А еще считается, что самые красивые женщины в Испании рождаются именно здесь. 
В свое время Кордова была центром мирного сосуществования трех различных культур и религий – мусульманской, еврейской и христианской. Это, пожалуй, один из самых сильных козырей города в борьбе за титул культурной столицы Европы и одна из ключевых тем его участия в этом проекте.
Впрочем, какой бы из городов Испании ни удостоился этого звания, можно быть уверенным в том, что усилия остальных кандидатов не пропадут даром. В выигрыше останутся все – и туристы, и представители турбизнеса. И речь идет не только о нематериальных ценностях. Сегодня индустрия культурного туризма обеспечивает Андалусии  ежегодный доход в 452 млн евро, Каталонии – 391 млн, Валенсийскому Сообществу – 268 млн, Ксатилия-Леону – 254 млн, Мадриду – 202 млн. Испанцы не сомневаются в том, что эти цифры можно существенно увеличить, а полученные средства потратить на реализацию других проектов, связанных с туризмом и культурой.


В ЦИФРАХ
93% испанских туристов путешествуют по своей родной стране, лишь 7% отправляются на отдых за границу. Наиболее популярные направления поездок Андалусия, Каталония и Мадрид – на них приходится примерно половина турпотока. В кризисном 2009 году из этой тройки положительную динамику туристских прибытий продемонстрировала только Андалусия (+10,2%).

Отдых и развлечения – таковы цели  поездок 60% испанских туристов по стране. В последнее время существенно увеличилась доля поездок с целью посещения друзей и родственников – сейчас она составляет 24,4% в общем объеме турпотока.

Андалусия – ведущий туристический центр Испании. В апреле 2010 года здесь было зарегистрировано 2,7 млн туристских прибытий – почти на 6% больше, чем за аналогичный месяц 2009 года.

Один из четырех гостей Андалусии в 2009 году посещал регион для знакомства с его историческими памятниками. Преимущественно это испанцы (около 60% турпотока), а также британцы, французы и немцы.

52% культурных туристов в Испании – это представительницы прекрасного пола: иностранки в возрасте от 45 до 65 и испанки в возрасте от 30 до 44 лет. Средняя продолжительность «культурных» поездок по стране – чуть менее 4 дней, гости из-за рубежа обычно проводят в Испании около 6 дней.

Ян ХВИЛЕР

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72