Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №14, Октябрь 2007
« Вернуться к журналу  

Жить станет легче, жить станет веселее…

Когда электронный авиабилет безусловно вытеснит бумажный
Прямо на наших глазах в логистике пассажирских авиаперевозок происходит настоящая революция. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), в которую входят 260 авиакомпаний, выполняющих 94% всех регулярных воздушных перевозок в мире и выписывающих 400 млн билетов в год, окончательно и бесповоротно переходит на электронные авиабилеты. Еще в 2004 году доля e-ticket, оформляемых компаниями – членами IATA, не превышала 16%, к концу апреля 2006 года она уже достигла 47,8%, а на сегодняшний день составляет 84%. В августе этого года IATA сделала последний заказ на бумажные авиабилеты - 16,5 млн штук. Они должны быть использованы до 31 мая 2008 года. На следующий день, с 1 июня, все билеты, продаваемые через BSP, станут электронными.

Сплошные плюсы
Переход на электронный билет выгоден всем: и пассажирам, и авиаперевозчикам. Главный выигрыш пассажиров – простота и удобство оформления проездных документов. Никуда не надо ехать, стоять в очередях. Выбрал маршрут, сел к домашнему или офисному компьютеру, зашел на сайт той или иной авиакомпании, оформил заказ, оплатил карточкой или наличными - в любом пункте приема платежей (эту услугу уже начинают оказывать и в почтовых отделениях, и в офисах оплаты мобильных телефонов), получил подтверждение о произведенной покупке на свой электронный адрес (в виде маршрутной квитанции - itinerary receipt) – все, можно отправляться в путь.
Более того, таким же образом можно приобрести авиабилет для своих родственников или друзей, пусть даже они находятся в другом городе. Авиакомпания пересылает им оплаченную маршрутную квитанцию, и единственная задача пассажиров – явиться на регистрацию.
Другое важно преимущество - e-ticket потерять невозможно. Раз выписанный, он надежно хранится сразу на нескольких серверах, недоступный ни огню, ни сноровистым пальцам карманников, ни рассеянности самих пользователей.
Еще один ощутимый выигрыш – финансовый: оформление бумажного билета, по данным IATA, обходится дороже, чем электронного, в среднем на $9-10.
Подчеркиваем: оформление. В последнее время в интернете возникла жаркая полемика вокруг этой цифры. Скептики утверждают, что сам бланк (скажем, от такого крупного производителя, как немецкая фирма Bartsch) стоит не более доллара. Основные расходы при работе с бумажными авиабилетами, действительно, не полиграфические. Хотя их сбрасывать со счетов тоже не следует – хотя бы потому, что экологический эффект перехода на e-ticket – спасение от прожорливой бензопилы 50 тыс. деревьев в год. Основные расходы – в затратах рабочего времени и логистических издержках по перевозке и оформлению билетов, и особенно в их учете: зафиксировать, у каких касс, туроператоров, других партнеров по бизнесу, какие номера бланков, потом надо собрать от них послепродажные купоны, все посчитать, сдать в налоговую, ну и так далее. Вот эта очень трудозатратная учетная логистика бумажного потока и добавляет к стоимости бумажного билета еще $9.
Причем в эту сумму, $10 долларов, публично обнародованную и, собственно, ориентированную именно на стимуляцию накопительского инстинкта пользователей («ага, теперь перелет обойдется мне дешевле!») не входит куда более солидный финансовый выигрыш от ликвидации многочисленных авиакасс и целых подразделений по продаже авиабилетов, существенного сокращения персонала и целого ряда накладных расходов. В целом переход на e-ticket означает для мировой авиаиндустрии ежегодную экономию в $3 млрд.

Не хотелось бы отстать…
Северная Америка и Европа практически уже перешли, на e-ticket, Латинская Америка отстает от них ненамного, Азия и, как это ни удивительно, Африка стремительно подтягиваются, Ближний Восток (что тоже странно) сильно отстает, а Россия и СНГ плетутся в хвосте.
Возникает животрепещущий вопрос: успеют ли отечественные авиакомпании полностью перейти на электронную билетопечать ко «дню Х» - 1 июня 2008 года? И если не успеют, то как это скажется на партнерстве с иностранными перевозчиками?
Собственно, для авиакомпаний ответ очевиден, и они прилагают максимум усилий для того, чтобы не отстать от веяний времени. Практически все крупные российские перевозчики опробовали продажи электронных билетов в опытном порядке, часть из них ведут такие продажи и в регулярном режиме, хотя пока еще далеко не на все рейсы. Например, «Аэрофлот» в прошлом году продал 40 тыс. электронных билетов, за первое полугодие текущего года выпустил их свыше 100 тыс. На сегодняшний день технология электронного билета, как утверждают руководители «Аэрофлота», поддерживается на 40 маршрутах, к концу 2007 года их число возрастет до 60, а в 2008 году, в соответствии с требованиями IATA, «Аэрофлот» сможет добиться стопроцентного перехода на e-ticket.
Загвоздки в ином. В первую очередь – в несовершенстве законодательной базы, регулирующей вопросы воздушных перевозок в России. Только в ноябре прошлого года Минтранс утвердил формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции. Но пока виртуальные проездные документы должны все равно дублироваться бумажными в качестве «бланков строгой отчетности» (в противном случае людям, командированным в поездку по службе, бухгалтерия расходы не оплатит). В середине июля текущего года Минфин наконец официально признал, что эти документы могут использоваться бухгалтериями (вместе с посадочными талонами) при подготовке налоговой отчетности. Но «могут» – не значит «обязаны», и поэтому, конечно же, окончательно «равноправие» электронных и бумажных билетов для российской бухгалтерской отчетности возможно лишь при внесении более категоричных изменений в действующее законодательство.
Еще более спорным выглядит юридический аспект проблемы в случае предъявления пассажиром каких-либо претензий авиаперевозчику в судебном порядке. "Бумажный билет - это договор с авиакомпанией, который к тому же отпечатан на бланке строгой отчетности, а реакцию наших судов на какие-то самодеятельные распечатки из интернета пока трудно прогнозировать", - считает Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии».
Другой серьезный барьер – все еще низкий по сравнению со многими другими странами уровень информатизации населения, особенно в отдаленных регионах России. Ну и наконец, ввиду слабой рекламы нового вида услуг российский гражданин в массе своей пока еще к нему не привык и предпочитает действовать «по старинке».
Ситуация с зарубежными партнерами авиакомпаний тоже в целом понятная: не будут они, коль уж речь зашла об упущенной прибыли, особенно-то считаться с неповоротливостью российской ментальности. Яркий пример – политика американской Continental Airlines, которая в начале прошлого года разорвала 12 интерлайн-соглашений с компаниями, не способными или не желающими вводить интерлайн-продажу электронных билетов.

Сергей СВИСТУНОВ

...
Первой в мире страной, которая полностью перейдет на электронные авиабилеты, станут не США и не какое-либо европейское государство, а – Китай. Это историческое событие произойдет еще в текущем году.

...
Маршрутная квитанция, подтверждающая факт покупки электронного билета, удобна тем, что содержит все данные о предстоящем полете. Рекомендуется брать ее с собой в аэропорт, хотя предъявление ее отнюдь не является необходимым для регистрации. Квитанция лишь дублирует электронный билет, поэтому при наличии паспорта пассажир все равно попадает в самолет.
При полете за рубеж маршрутная квитанция может понадобиться во время прохождения паспортного контроля: она доказывает, что у пассажира есть обратный билет или что он транзитник и следует далее по указанному в документе маршруту.
В некоторых российских аэропортах маршрутную квитанцию спрашивают при входе в терминал работники службы авиационной безопасности. О законности такого требования можно полемизировать, но проще – предъявить распечатку.
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72