Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №16, Ноябрь 2010
« Вернуться к журналу  

Двадцать лет спустя
В ноябре турфирме «Нева», крупнейшему российскому туроператору, исполняется 20 лет. О тенденциях развития мирового туризма, истории фирмы и секретах ее долголетия корреспондент «ТБ» беседует с Максимом ПИРОГОВЫМ, генеральным директором компании.

Максим Олегович, как вы пришли в туризм?

Это было время, когда у россиян появилась возможность свободно выезжать за границу. Я учился на третьем курсе ЛЭТИ, решил летом подработать в турфирме «Нева», которой тогда исполнилось всего полгода, и остался в ней надолго. Продолжая учиться на инженера-системотехника, я одновременно работал сопровождающим и гидом и постепенно пришел к выводу, что туризм мне нравится гораздо больше, чем программирование. Время было сложное, поскольку почти никто не работал по специальности, каждый старался устроиться там, где была возможность заработать. Туризм как бизнес привлекал меня тем, что являлся новинкой, и мне хотелось попробовать себя в этой сфере. «Нева» давала такую возможность.

С каких направлений началась деятельность «Невы» и сколько стран вы предлагаете сегодня?

С первых дней турфирма позиционировала себя как многопрофильный туроператор. Начали с Финляндии, ближайшей соседки, и спустя год стали лидером по отправке туристов в эту страну. Несколько групп отправили в США, были маршруты на курорты Черноморского побережья и в Дагомыс. Через два года мы уже возили туристов в Болгарию и Париж, а потом число направлений стало расти как снежный ком. Таким образом, начинали мы с трех стран, а сейчас предлагаем более полусотни направлений.

Какие перспективы у турбизнеса на ближайшие годы?

Туризм всегда был, есть и будет. В России этому бизнесу всего около двух десятков лет, но в мире он существует намного дольше. В ближайшие годы основную конкуренцию туроператорам будут составлять развитие интернета и IT-технологий. Информационные технологии становятся все более доступными, и люди, которые любят путешествовать самостоятельно, смогут сформировать для себя тур без помощи операторов. Развитие платежных систем банковских карт позволяет оплачивать услуги, в том числе размещение в отеле и проездные документы. Если к тому же человек знает иностранный язык и дружит с географией, то оператор ему не нужен.

Как турфирмам реагировать на развитие подобной тенденции?

Существуют определенные ниши, в которых туристы не смогут обойтись без турфирм. Это, в частности, касается транспортных перевозок, когда оператор выкупает блок мест на чартере или покупает его целиком. В этом случае потенциальный клиент не может самостоятельно приобрести билет, стоимость которого будет ниже, чем на регулярном рейсе. Аналогичная ситуация возникает и в том случае, когда оператор выкупает гостиничную базу, и турист не может сам забронировать номер в отеле. Турфирмы незаменимы на экзотических направлениях, где отсутствуют или слабо развиты IT-технологии. Например, если в такой стране не развита система электронных платежей, у туриста всегда есть риск, приехав на место, остаться без гостиницы.
Чтобы не выпасть «за борт», турфирмы могут заняться развитием онлайн-продаж, когда клиент, не приходя в офис компании, через интернет бронирует себе тур либо сконструирует его, а потом оплачивает кредитной картой. «Нева» сейчас очень активно занимается развитием подобных систем. Если для поездки требуется получение визы, клиент все-таки должен явиться в турфирму, чтобы предоставить необходимые документы. Но для безвизовых стран данная система уже работает в полной мере.

Приведет ли развитие IT-технологий к удешевлению турпродукта?

Возможно, но не обязательно. Конечно, отпадет необходимость, например, в содержании большого офисного помещения. С другой стороны, потребуется приобрести высокоскоростные интернет-каналы, увеличить штат программистов, веб-дизайнеров и т.д. Развитие IT-технологий позволит уменьшить число сотрудников, занимающихся непосредственно работой с физическими или юридическими лицами, но приведет к росту числа технических специалистов. Что дешевле, пока оценить сложно. Но точно можно сказать, что это не приведет к удорожанию турпродукта.
Дело в том, что именно для удаленных регионов интернет является необходимым инструментом для работы, поскольку традиционная почта уже не удовлетворяет современные запросы бизнеса.

Каковы перспективы развития внутреннего туризма?

Внутренний туризм у нас развивается достаточно активно. Вокруг мегаполисов и городов Золотого кольца инфраструктура развита уже хорошо. Статистика говорит, что число внутренних туристов у нас велико, и я уверен, что эта сфера туризма будет развиваться очень динамично. Правда, здесь мало одной лишь инициативы снизу, требуется государственная поддержка. На частные деньги можно построить гостиницу или развлекательный центр, но продвинуть этот продукт на рынке реально лишь при помощи государства, поскольку реклама в СМИ и проведение различных PR-акций стоят дорого. Требуется, чтобы о новых туристских объектах узнали не только жители конкретного региона, но и всей России.
Сейчас государство оказывает подобную помощь. Особенно это заметно на туристских выставках, в которых участвует все больше регионов, предлагающих свой турпродукт. Их участие, в частности, финансируются из региональных бюджетов. Но, конечно, этого недостаточно. Хотелось бы, чтобы государственная поддержка была более мощной. Помощь нужна заповедникам, музеям, курортам. Считаю, что в России каждый регион имеет свою прелесть и представляет интерес для туристов.

Насколько Россия привлекательна для иностранных туристов?

Привлекательность нашей страны год от года увеличивается. Этому, в частности, способствует участие России во всех международных знаковых туристических выставках. Статистика показывает устойчивый рост въездного туризма. Другое дело, что происходит перераспределение турпотоков - в одних регионах число гостей уменьшается, в других увеличивается. Но в целом привлекательность России растет.

Наиболее популярные направления выезда россиян -  Египет и Турция. Могут ли в ближайшее время у них появиться серьезные конкуренты?
В Египет и Турцию едут не только россияне. Там отдыхает вся Европа и делает это гораздо дольше, чем наши туристы. Поэтому эти страны останутся массовым экономичным и достаточно комфортабельным местом отдыха. Однако это не в коей мере не может означать, что на рынке не появится что-то новое, столь же востребованное. В этом плане, например, перспективна Болгария, которая уже давно завоевала популярность у россиян. Поток наших туристов в эту страну постоянно растет. И это касается всех европейцев.
Следует учесть, что у этих стран очень удобное географическое положение в отношении Европы, и новым рынкам будет сложно конкурировать с ними, поскольку будет расти удаленность, а значит, стоимость турпродукта. Если, конечно, не изобретут суперэкономичные самолеты.

В бизнесе выживает сильнейший, способный преодолевать трудности. Экономический кризис – добро или зло для турбизнеса?
Кризис, безусловно, сказался отрицательно на российском турбизнесе, хотя не стал для него смертельным ударом. Выездной турпоток в 2009 году упал в среднем на 20–25%. Проблема заключается в том, что до кризиса люди планировали свой отдых заранее и точно знали, куда они хотят поехать, а теперь стали покупать турпутевки в последний момент, руководствуясь в основном принципом «где дешевле». Для турбизнеса это плохо, поскольку у турфирм в подобной ситуации сокращаются возможности подготовки качественного турпродукта. Положительным моментом кризиса явилось то, что многие компании научились оперативно корректировать свои программы в зависимости от ситуации. В частности, «Нева» сделала это довольно успешно.

Какие новые направления собирается открыть «Нева»?
Если говорить о грядущем зимнем сезоне, то это кубинское направление с прямым перелетом из Петербурга начиная с ноября. Раньше перелет был возможен только из Москвы. Кроме того, в нынешнем году мы открыли для наших клиентов новый египетский курорт Марса-Алам, расположенный неподалеку от Хургады. Программа стартовала весьма успешно.

Кто ваш нынешний клиент? Какие у него требования и желания?
Сегодня клиент хорошо подготовлен, поскольку у него уже есть личный опыт путешествий. Он разборчив в отношении направлений отдыха и более требователен. Как правило, прекрасно информирован, поскольку при помощи интернета имеет возможность сравнивать предложения туроператоров и делать выводы. В связи с этим политика нашей компании несколько изменилась. «Нева» изначально ориентировалась на массовый туризм, организацию популярных маршрутов. Сейчас мы значительно расширили ассортимент услуг за счет индивидуальных и VIP-туров, очень активно работаем с корпоративными клиентами и группами. Наш опыт и технологии позволяют удовлетворить самые необычные клиентские запросы.

В чем заключается секрет успеха компании? Каковы рецепты ее долголетия?
В нашем бизнесе жесткая конкуренция появилась десять лет назад и с каждым годом она только усиливается. За каждого клиента приходится бороться, он становится дороже не только в фигуральном, но и в материальном плане.
Известный бренд, созданный нашей командой и наработанный собственным опытом, - это главный секрет. «Нева» заработала себе имя, которое ассоциируют с высоким качеством услуг. И даже если вдруг случится незапланированная негативная ситуация - а такое в туризме бывает - мы постараемся выйти из нее с минимальными потерями для клиента. Ежегодно расширяя географию туров, мы строго придерживаемся именно этого принципа работы на всех направлениях.
Мы постоянно совершенствуем технологии: сайт, системы бронирования, новые сервисы. И что особенно важно – обратная связь с клиентом. Например, на нашем форуме допустимы любые обсуждения и мнения.
Разумеется, никакие рецепты не сработают без отличной команды. Такой, как команда «Невы» - сплоченной, смелой, профессиональной.

У вас есть личные пристрастия в отношении страны для отдыха?

Я очень люблю путешествовать, но еще много где не был, как это ни странно звучит. Ели говорить об отпуске, то единственное мое пристрастие – летом отдыхать в лете, а зимой – в зиме.
На машине путешествую по Прибалтике, Скандинавии другим странам континентальной Европы. С детства ездил в автопутешествия вместе с родителями по стране. Это были типичные туристские поездки с ночевками в палатке. Сейчас, правда, палатку в путешествия не берем – времена изменились.

Туризм будет жить?
Без сомнений! Туризм не просто будет жить, он будет развиваться. Останутся на рынке и турфирмы, поскольку социологические опросы и практический опыт говорит о том, что для клиента важен фактор человеческого общения, чего не могут предоставить никакие IT-технологии.

Беседовал Евгений ГОЛОМОЛЗИН

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КОМПАНИИ

Название: ЗАО «Фирма НЕВА»

Год образования: 1990 год
Основные направления: внутренний, въездной и выездной туризм. На регулярной основе предлагаются туры в более чем пять десятков стран.
Офисы и представительства: Несколько офисов в Санкт-Петербурге,  Москве, Выборге, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани и Красноярске. Почти 140 уполномоченных агентств, выступающих под маркой и от имени турфирмы «Нева». Вся сеть агентств-партнеров  насчитывает более 5 тысяч фирм в 180 городах России, стран СНГ и Балтии. Работают представительства в Финляндии, Турции, Хорватии, Болгарии, Испании, Тунисе и в других странах.
Регалии: Год от года фирма становится номинантом самых престижных премий и наград. «Нева» — обладатель титула «Супербрэнд» (2007, 2006, 2005, 2004), ежегодно награждается премией «Звезда Travel.Ru» (в 2009 году - победитель в номинации «Лучшая турфирма, работающая на территории России по направлению: Скандинавия»).
Компания – обладатель диплома «За вклад в формирование цивилизованного потребительского рынка в России» 2005 года (Российский фонд защиты потребителей), неоднократно была удостоена премии «Марка доверия» (2004, 2003, 2002), стала победителем в номинации «Лучший сайт туроператора и специальный приз от компании «Mail.ru» в 2003 году. «Нева» — лауреат всероссийской ежегодной премии за достижения в области туризма «Хрустальный глобус». В арсенале компании  почетные дипломы и грамоты Управления делами президента, Законодательного собрания Петербурга, и других государственных и общественных структур и организаций.
Акции: «Нева» — социально активная фирма. На протяжении многих лет она выступает спонсором женской команды по мини-футболу «Аврора», более 10 лет – партнером баскетбольного турнира на кубок Белова и Кондрашина.
Материально-техническая база: 16 автобусов туристического класса, 14 легковых автомобилей, четырехзвездный гостиничный комплекс на курорте Золотые пески в Болгарии – «Аллегра-Спа».

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72