Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №14, Октябрь 2010
« Вернуться к журналу  

Успех гарантирован?
Как работает бюджетная модель в России


Второй в истории российской авиации дискаунтер «Авианова» отметил в конце лета годовщину операционной деятельности.
«Главное, чего мы добились за первый же год своего существования – доказали многочисленным скептикам, что модель бюджетных авиаперевозок может успешно работать в России, - заявил на пресс-конференции управляющий проектом «Авианова» британец Эндрю Пайн. – Мы уже обеспечили дешевый, но вместе с тем надежный, безопасный перелет для 900 тысяч пассажиров, уверенно пересаживаем их с поездов и автобусов в самолетные кресла. Причем минимальным льготным тарифом в 250 рублей воспользовались на сегодняшний день 37% наших клиентов (в абсолютных цифрах это 330 тысяч человек), и повышать его мы пока не собираемся. За очень короткие сроки мы заняли четвертое место в рейтинге ведущих авиакомпаний России по объему внутренних перевозок. Это прекрасный результат, который превзошел все наши самые смелые ожидания».

Даже не мечтали
«Бюджетные авиаперевозки дают возможность летать, в том числе и тем, кто прежде по материальным соображениям даже об этом и не мечтал, - подчеркнул генеральный директор авиакомпании Владимир Горбунов. - Значительная часть наших пассажиров – это совершенно новый пласт пользователей, к примеру, среди них очень  много  молодежи.
В настоящее время «Авианова» выполняет регулярные рейсы по 20 направлениям: из Москвы в Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар, Анапу, Геленджик, Ростов-на-Дону, Астрахань, Волгоград, Самару, Набережные Челны, Ульяновск, Казань, Пермь, Екатеринбург, Уфу и Архангельск, из Санкт-Петербурга - в Москву, Краснодар, Архангельск, Екатеринбург, Сочи. В октябре мы открываем еще два регулярных рейса: из Москвы и Санкт-Петербурга в Калининград.
Начав с двух взятых в лизинг авиалайнеров Airbus A-320, мы довели авиапарк до пяти самолетов этого типа. После ввода в эксплуатацию минувшей весной двух новых самолетов мы вышли сейчас на среднемесячный темп перевозок в 180 тысяч человек и рассчитываем в нынешнем году обслужить не менее 1,2 млн пассажиров. На «Авианову» приходится, в частности, 20% всех внутренних перевозок в и из аэропорта Шереметьево.
Нас зачастую обвиняют в непунктуальности. Могу возразить: более 80% наших рейсов выполняются по расписанию, с отклонениями от него не более чем на 15 минут. Это хороший результат. Есть, конечно, и определенные трудности роста, ведь у нас пока всего пять самолетов, мы только начинаем разворачиваться. Вот удастся решить амбициозную задачу – пополнять авиапарк не менее чем десятью новыми лайнерами каждый год - увидите, что опозданий и задержек станет меньше».

Тарифы и доплаты
 «Авианова» - совместный проект финансово-экономической корпорации «Альфа-Групп», которая через дочернюю инвестиционную компанию «А1» и, в свою очередь,  «внучку» - компанию «Луч» владеет 51% акций авиаперевозчика, и американского инвестиционного фонда Indigo Partners (49% акций).  Штаб-квартира американского совладельца «Авиановы» находится в городе Финикс (штат Аризона, США). Фонд возглавляет Билл Фрэнки,  бывший президент US Airways America West. В инвестиционном портфеле Indigo Partners есть также пакеты акций бюджетных авиакомпаний Spirit Airlines, Tiger Airways,  WizzAir и Mandala. Лидирующий проект американцев -  WizzAir, которая агрессивно осваивает воздушное пространство Восточной Европы: Польши, Чехии, Венгрии, Румынии, Болгарии и Украины. Tiger Airways – весьма известная сингапурская компания. Spirit – региональный американский перевозчик из штата Флорида. Mandala – индонезийский лоукостер. Все авиакомпании «семьи Indigo»  эксплуатируют лайнеры А-320 в единой конфигурации - 180 кресел.
Базовая формула высокой экономичности бюджетных перевозчиков и, соответственно, низких тарифов на  авиабилеты  обычно базируется на «четырех китах»: использование не «центровых», а более скромных региональных аэропортов в качестве баз и пунктов назначения, большая вместимость салонов, максимальная топливная эффективность двигателей и высокая оборачиваемость воздушных судов. Первый пункт вряд ли применим к «Авианове», которая начинала во Внукове, а потом переехала в Шереметьево. Остальные «киты» в наличии. Компоновка салонов в 180 узких кресел, спинки которых не откидываются, обеспечивает плотную загрузку рейсов. Двигатели International Aero Engines V2500, безусловно, очень экономичны. С высокой оборачиваемостью получилось не сразу, тут ведь необходимо тесное взаимодействие с аэропортовыми службами, не все зависит от желания авиакомпании.
«Мы все-таки добились быстрого «разворота» наших самолетов в аэропортах, - с гордостью отмечает Владимир Горбунов. – Нам все чаще удается укладываться в 35–45 минут, благодаря чему один наш авиалайнер иногда способен выполнить до 4 рейсов в сутки. Рекордный «разворот», которого удалось добиться – 23 минуты».

Без копейки нет рубля
С ценами на авиаперевозки бюджетника вопрос более сложный. «Юбилейный» тариф в одну копейку – чисто рекламная акция, это понятно. А вот «минимальный базовый тариф в 250 рублей» требует пояснений.  Объективно говоря, он включает только перевозку пассажира и до 10 кг его ручной клади. Все остальные доплаты за билет проходят по разряду «дополнительные услуги», хотя фактически часть из них – обязательные. В частности, доплаты за сам факт приобретения билета при любой форме расчета (даже наличными) и аэропортовые сборы. 
Между прочим,  в Евросоюзе запрещено  рекламировать цены на авиабилеты и выставлять их на продажу  без учета обязательных сборов. Еще более грубым нарушением прав потребителей является тот факт, что «Авианова» при продаже авиабилета на сайте включает в цену по умолчанию сбор за одно место регистрируемого багажа и страховку. Пассажиры, которым эти услуги не нужны, могут сами исключить их из итоговой цены. Но ведь многие потребители не имеют ни малейшего понятия, что у них есть такое право.
«Авианова» не предоставляет скидок пассажирам в возрасте от 2 до 12 лет. Дети до двух лет формально летят бесплатно, без предоставления отдельного места, однако с них компания взимает топливный сбор в размере 300 рублей. Кроме того, «Авианова» отказывается перевозить пассажиров, не способных самостоятельно подняться в самолет и передвигаться по нему, а также требующих специального медицинского ухода или слепых пассажиров с собакой-поводырем плюс несопровождаемых детей до 12 лет.

Словом, реальная цена авиабилета, конечно же, далеко не 250 рублей. Тем не менее тарифы «Авиановы» в целом все равно намного выигрышнее, чем у регулярных перевозчиков и у компании Sky Express – первого национального по времени появления дискаунтера, но уже давно второго по объемам пассажиропотока.
Дальнейший рост «Авиановы», по признанию ее руководителей, прежде всего будет зависеть от темпов пополнения воздушного флота. Стратегический план  предусматривал ежегодную прибавку десяти лайнеров, до 40–45 машин к 2015 году.  Однако в середине августа нынешнего года в процессе создания таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана определились новые правила таможенного обложения импортной авиатехники: от пошлин  освободили самолеты вместимостью от 11 до 50 кресел, от 111 до 160 кресел, а также свыше 219 кресел. Компоновка салонов в «Авианове» - 180 кресел – оказалась за бортом льготного списка. 
«Мы вряд ли пойдем на изменение компоновки А-320 при пополнении парка дополнительными машинами этого типа, - заявил Эндрю Пайн.  – Есть  определенные надежды на то, что таможенная норма будет пересмотрена, и 180-местные самолеты тоже попадут под отмену пошлин. Однако если этого не произойдет, «Авианова» рассмотрит возможность расширения парка за счет других типов воздушных судов. Скажем, это могут быть самолеты А-319 или А-318 (соответственно 134  и 117 кресел)».
«В этом году мы собирались эксплуатировать уже семь лайнеров А-320, но из-за новых правил по освобождению от ввозных пошлин в таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана нам пришлось отказаться от этих планов», - отмечает Владимир Горбунов.
Заметные изменения произошли и в системе бортового питания «Авиановы». До июня его поставляла внуковская кейтеринговая компания «Скай фуд». С конца марта, когда состоялся переезд авиакомпании из Внукова в Шереметьево,  еду приходилось постоянно возить из одного аэропорта в другой. Теперь бортовое питание поставляет шереметьевский «АэроМар». Ценовая политика осталась примерно прежней, а вот ассортимент поменялся.

Сергей СВИСТУНОВ

Сравнительная таблица тарифов на маршруте Москва - Санкт-Петербург

Способ передвижения    Средняя стоимость билета, рублей
«Авианова»    Около 700
Железнодорожный плацкарт    Более 1000
Скоростной поезд «Сапсан»    1700-1800
«Аэрофлот»    Более 2500
Источник: презентация компании «Авианова»

Кто есть кто
Эндрю ПАЙН, управляющий проектом «Авианова» родился в семье профессионального летчика, который служил в британских ВВС, а затем пилотировал лайнеры British Airways. В 1979 году окончил Бристольский университет. Позже получил степень MBA в бизнес-школе Henley. Имеет большой  опыт работы в авиации, в том числе в British Airways и гонконгской Cathay Pacific. Президент и основатель первого азиатского бюджетного дальнемагистрального авиаперевозчика Viva Macau. С 2009 года – управляющий проектом «Авианова».
Владимир ГОРБУНОВ, генеральный директор авиакомпании «Авианова» в 1983 году  окончил Омское летно-техническое училище гражданской авиации по специальности «Эксплуатация авиационных приборов и электрооборудования самолетов». В 1990 году  получил диплом Московского института инженеров гражданской авиации. С 1983 по 1994 г. работал в «Аэрофлоте», в Якутском управлении гражданской авиации. В 1994 - 1998 гг. - в авиакомпании Diamond Saha Airlines.  С 1998 по 2008 г. - в  московском представительстве концерна Airbus. В 2000–2002 гг.  получил экономическое и управленческое образование в Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Удостоен степени MBA в Кингстонском  университете (Великобритания), где защитил диссертацию и получил диплом по специализации «Стратегическое управление». В 2008 году  возглавил проект «Авианова» (тогда еще под рабочим названием «Линия -1»). С 2009 года - генеральный директор авиакомпании «Авианова».

Странный феномен
«Потенциал у российского рынка авиаперевозок огромен, - считает Эндрю Пайн. - Он исторически недооценен и хронически неразвит. Если вы посмотрите на британский рынок перевозок, то увидите: это  маленький остров с очень хорошими железными дорогами и, несмотря на это,  прекрасно развитым рынком авиаперевозок. Он в Великобритании в два раза больше, чем рынок внутренних авиаперевозок в России. Это очень странный феномен. Я думаю, что основные причины кроются в том, что исторически в России очень высокие тарифы на авиабилеты. Кроме того, порядка 80% населения РФ боятся летать, тогда как подобная цифра в Великобритании - всего 3%» (Из интервью на радиостанции «99,6»).

На свежую голову
Алексей КРЫЛОВ

Лучше бы пораньше
«Авианова» - отличный бизнес-кейс, то есть образец старта бизнеса на высоко конкурентном рынке. Конечно, они еще в самом начале пути, компании предстоит выйти на операционную рентабельность. Но те объемы, на которые удалось выйти, говорят о том, что на первом этапе они перевыполнили свои первичные бизнес-планы.
Другой вопрос, который возникает после прочтения этой статьи: насколько полезна конкуренция для рынка и общества в целом? Мы можем наблюдать конкуренцию между авиакомпаниями, между аэропортами, есть конкуренция в сфере доставки пассажиров в аэропорт, между такси, маршрутными автобусами и экспресс-поездами. Существует конкуренция при покупке авиабилетов и при получении информации о полетах. Есть много других ниш. В конце концов, подобная конкуренция и приводит к организации бизнеса или моделей, в которых будет выигрывать клиент. Моделей, в которых издержки минимальны и, следовательно,  самые выгодные цены для потребителей. Как нам не хватает подобных проектов в стране! Перенести бы этот подход в другие сферы жизнедеятельности, и тогда мы все бы выиграли - не только в авиаперевозках, но и во многих других областях.
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72