Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №14, Октябрь 2010
« Вернуться к журналу  

Налегке
«Свободные путешественники» совершают кругосветки и открывают новые направления

Цели и методы

В любой стране мира можно встретить небольшие компании бодрых молодых иностранцев, которых язык не повернется назвать типичными отдыхающими. С первого взгляда ясно, что они не утруждают себя частым мытьем, бритьем и стиркой одежды. Их лица обычно имеют сосредоточенно-озабоченное выражение, как у людей, занятых важным делом. За спиной – неизменный объемистый треккинговый рюкзак, набитый всякой всячиной. Эти люди – «рюкзачники», бэкпекеры (английское слово backpack имеет значение «рюкзак», а как глагол означает «совершать пеший поход»), «вольные путешественники». Многообразие мира и населяющих его людей они познают в максимально тесном контакте с ними.
Приверженцы такого вида путешествий отделяют себя и от туристов, стремящихся в теплые страны ради пляжного отдыха, и от туристов, отправляющихся на экскурсии через агентства группами по фиксированному маршруту. По их убеждению изучать страну через окно экскурсионного автобуса – все равно, что смотреть телепередачу о ней. Да и само слово «турист» для бэкпекера звучит оскорбительно. Главный метод «правильного» бэкпекера – свобода передвижения. Он совершает длительные поездки, с минимумом расходов и комфорта, часто в одиночку, - ведь в пути он встретит себе подобных, которые всегда готовы помочь делом и информацией.
Путешественник Валерий Шанин, известный среди российских бэкпекеров, выражает идею свободных путешествий так: «Для настоящего путешественника цель зачастую не самое главное, важен сам процесс перемещения во времени и пространстве. Часто бывает, что, выехав с намерением съездить в Лиссабон, оказываешься вдруг в Риме. А какая разница? Рим тоже хороший город. А в Лиссабон как-нибудь в другой раз можно съездить. Если же никакого другого раза не будет, тоже не беда – он останется в списке мест, в которых ты никогда и не бывал».
Дешевизна путешествий – важный «пункт» бэкпекерства как молодежного увлечения. Классический бэкпекер, не будучи обремененным заботой о постоянном подтверждении своего статуса, всегда выберет гостиницу подешевле, не будет тратиться на дорогие рестораны, полетит бюджетными авиалиниями, а по стране будет передвигаться на общественном транспорте или автостопом. В этой среде, подобно рыбацким или охотничьим байкам, ходят удивительные истории о том, кому и как дешево удалось посетить ту или иную страну.

Рубежи и сроки
Начало бэкпекингу было положено в 1960–1970 годы, когда тысячи «хиппующих» европейцев и американцев хлынули в Юго-Восточную Азию в поисках новоявленных ценностей, - дешевой «травы», восточной музыки и неограниченной свободы. В те годы можно было проехать от Лондона до Индии или Сингапура маршрутом, который в средневековье именовали Шелковым путем, а в эпоху «детей цветов» - «хиппи-тропой». Тегеран, Багдад и Кабул того времени были мирными, безопасными и цветущими городами, где длинноволосые европейцы могли наслаждаться либеральным отношением к наркотикам и восточным гостеприимством. Самостоятельный туризм превратился в массовое явление.
Непременным атрибутом любого бэкпекера начиная с середины 1970-х годов стала его карманная «библия» - путеводитель издательства Lonely Planet. Автором первой из этих «библий» стал в 1972 году некий Тони Вилер. Прибыв в Австралию со своей женой, но без денег, он был вынужден написать книжку о проделанном путешествии, насыщенную конкретными практическими советами. Первые экземпляры, размноженные на ротапринте, и положили начало «империи» Lonely Planet.
Сегодня, несмотря на разговоры о том, что маршруты и советы, предлагаемые Lonely Planet, изжили себя, став слишком «избитыми», рюкзачник без оной книжки в кармане встречается крайне редко. Да и не только «рюкзачник». По результатам опроса посетителей сайта издательства, лишь треть опрошенных определили себя как «бэкпекер». Благоприятным для развития бэкпекерства стало падение «железного занавеса» - в результате для путешественников открылись десятки государств Восточной Европы, Азии и Африки.
Дальнейшая эволюция явления связана с развитием интернета как форума для обмена информацией о странах. Решиться на путешествие теперь совсем не так страшно, как раньше. Но вместе с тем у «кочевника» исчезло чувство собственной исключительности. Узнав слишком много о себе подобных, «свободные путешественники» почувствовали себя серой массой. Можно сказать, что со временем бэкпекерство вступило в «фазу спокойствия». Но не в фазу угасания. Сегодня оно по-прежнему остается одним из самых массовых явлений в постиндустриальном мире.
Согласно исследованиям Всемирной конфедерации молодежного студенческого и образовательного туризма (WYSETC), больше половины жителей западных стран в возрасте от 18 до 34 лет путешествовали по миру. Лишь пятая часть из них ездила по путевке, а 80% прокладывали путь без посторонней помощи, бронируя авиабилеты в интернете, организуя ночлег и транспорт на месте. Если говорить о статистике, средняя поездка бэкпекера длится 63 дня, а каждый десятый молодой путешественник покидает отчий дом больше чем на полгода. В некоторых странах, например в Великобритании и Израиле, принято уезжать из дома на год (в первом случае - после школы, во втором - после армии).

Призеры и лузеры

Бэкпекерство давно уже не считается маргинальным явлением. Даже с точки зрения людей консервативных профессий  его участники, скитаясь по свету, закладывают неплохой фундамент своей карьеры. «Работодатели обожают людей с опытом путешествий. Это деталь, которая лучше всего украшает резюме», - считает Тим Эденсор, социолог из Манчестерского университета. Соискатель, прошатавшийся год где-нибудь в Азии, имеет конкурентное преимущество перед карьеристом-домоседом. Считается, что такой опыт поднимает человека на новый интеллектуальный уровень.
«Самостоятельное путешествие стало чем-то вроде обряда инициации молодого человека на Западе. Тинейджер, уехавший на год после окончания школы, получит больше знаний о мире, чем за все годы, проведенные за партой», - пишет Эденсор. Но немало и таких, кто отправился расширять свои горизонты на четвертом и даже пятом десятке. Многие из них - вполне состоявшиеся и отнюдь не бедные люди. Таким образом, уже довольно давно, возник феномен  «флэшпекера» - человека с «сияющим рюкзаком». В таких рюкзаках найдется и дорогая съемочная аппаратура и современнейшие средства связи. Перед флэшпекером не стоит задача всемерной экономии средств, но главный принцип — свобода передвижений и максимум впечатлений — остается неизменным. Как выражается Рольф Поттс, писатель и теоретик современного кочевничества, длинное, иногда многолетнее путешествие стало непременным элементом жизненного плана человека.
В разных странах к нашествию бэкпекеров относятся неоднозначно. В тех местах, где туризм является важной статьей экономики, отношение к ним довольно сдержанное. Оно и понятно, денег рюкзачники приносят крайне мало. В странах третьего мира путешественника с рюкзаком часто воспринимают как предвестника опустошительного вторжения западной цивилизации - и отчасти это мнение справедливо. Некоторые решают отразить «нашествие» своими силами. Например, в Бутане решили не допускать в страну малобюджетных путешественников. Приехать можно, только купив тур и заплатив не менее $200 за каждые сутки пребывания. Странам же, где въездной туризм только развивается, можно, наоборот, посоветовать заняться активным привлечением бэкпекеров, которые потом будут служить бесплатной ходячей рекламой.
Ведь именно бэкпекеры являются первопроходцами, первооткрывателями новых направлений, волей-неволей осуществляя их «брендинг». Именно они первыми освоили Бали, Гоа и Прагу. Для государств, стремящихся показать себя на туристическом рынке, трудно придумать лучшее продвижение. Страны, отгораживающиеся от такого несчастья, как бэкпекеры, к которым, к сожалению, приходится отнести Россию, в деле привлечения «серьезных» туристов достигают немногого.
Как любое серьезное общественное явление, бэкпекерство имеет собственных идеологов, практиков, писателей, авторитетов. «Туризм по путевке превращает человека в идиота», - категорически заявляет Тони Вилер, создатель издательского дома Lonely Planet. Подобное утверждение может звучать обидно для россиян, в основном предпочитающих организованные выезды за рубеж. Возможно, их выбор обусловлен нехваткой сервиса и комфорта, в то время как людям Запада всегда не хватало адреналина.
Но все же российский бэкпекинг есть! Под ним подразумеваются именно путешествия за пределами страны (внутренние кочевники-номады традиционно именуются «походниками», «байдарочниками», «горниками» и т.п.) Есть уже и свои авторитеты, например, упоминавшийся выше Валерий Шанин, который активно продвигает идеи бэкпекинга в России и является создателем нескольких сайтов на эту тему. Рассуждая о сути явления, он выделяет три движущие цели российского бэкпекерства - отдых, заработок, приключения.
Многие начинают собственные путешествия с организованных туров, затем, внимательно осмотревшись в другой стране и, вероятно, увидев вдруг рядом настоящего бэкпекера, они сами испытывают желание стать таковым. «В любом случае все придет само, надо лишь сделать первый правильный шаг», - считают опытные.
По-видимому, сегодня российский рюкзачник отличается от западного несколько большей экстремальностью. В то время как на блогах англоязычных номадов обсуждаются ванны, удобства и интерьеры хостелов и гостиниц, Шанин пишет в более романтичной манере: «Удивительно как много существует мест, в которых мог бы остановиться на ночь путешественник – пляжи, церкви, мечети, буддистские монастыри, ночлежки, сквоты, заводы и учреждения, городские парки, аэропорты, вокзалы, полицейские участки и дома местных жителей». Сам путешественник начиная с 1991 года побывал в 90 странах мира, на всех континентах, за исключением Антарктиды. Совершил три кругосветки, в том числе автостопом — на попутных машинах, самолетах, грузовых судах. На это ему потребовалось 1080 дней и $280.

Алексей ПЕЛЕВИН

Не заметили, как выросли

По данным WYSETC, капитализация рынка молодежных путешествий за последние пять лет увеличилась не менее чем на треть и составила более 200 млрд евро. Вырос и средний уровень расходов в расчете на одну поездку – примерно на 40%. При посещении Австралии он составляет более $4600, Таиланда - $2200, Турции - $700.

Туристы-бэкпекеры от 16 до 24
46% молодых туристов мужского пола оправдывают тот факт, что во время своих заграничных поездок они употребляют гораздо больше алкогольных напитков, чем дома. Среди женщин этот показатель заметно ниже – 33%
23% лондонских бэкпекеров подтвердили, что у них были интимные отношения во время путешествий
8% – доля людей, подвергшихся физическому насилию во время отдыха
4% бэкпекеров оказывались за границей в тюрьме
Источник: Travel Weekly

На свежую голову
Алексей КРЫЛОВ
Генеральный директор компании UTS Travel
Вольному - воля

После 9 и 10 классов я ездил с друзьями в Крым, в Симеиз. Мы арендовали койко-место у бабушки, и каждый день был незабываемым и неповторимым. Позже, уже будучи курсантом, я ездил в отпуск с ребятами в горы - в Киргизию, на озеро Сары-Челекю. Это действительно были настоящие приключения. Пожалуй, в те времена иного быть не могло.
Очень приветствую подобный вид путешествия, но думаю, что социальная группа для зарубежного бэкпекерства у нас очень мала. Ведь есть серьезные ограничения для миллионов молодых людей, стремящихся больше узнать и путешествовать за меньшие деньги, - наличие загранпаспорта, иностранной валюты, знание иностранных языков. Ну и важны человеческие факторы -  определенная внутренняя свобода, потребность в познании других стран, людей.
Хотел бы сказать, что на государственном уровне такой вид путешествий необходимо поддерживать. Это очень хороший, интересный способ продвижения небольших городов, интересных мест, достопримечательностей страны. Такие путешественники несут дополнительные доходы в бюджет местных органов: они где-то живут, питаются, посещают музеи, покупают сувениры, а это все способствует развитию экономики. Не говоря уже о том, что это вложение в будущее.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72