Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №13, Сентябрь 2010
« Вернуться к журналу  

Опасное соседство
Международный аэропорт Кефлавика практически не заметил природный катаклизм
Воздушные ворота Исландии - международный аэропорт Кефлавик – жестоко посмеялся над всей Европой: под самым боком у него шло бурное извержение вулкана Эйяфьятлайокудль, накрывшее опаснейшим для летательных аппаратов пеплом почти весь континент, а сам он  не закрывался ни на один час, спокойно принимая авиалайнеры в штатном режиме. Вулкан стоит почти у самой воды, на южном побережье островной страны, и северо-восточные ветры мощно сдували опасные продукты извержения в сторону континентальной Европы, оставляя собственно Исландии лишь грозную «картинку».
Едва же вновь «открылось» небо над Европой – в Кефлафик устремился повышенный пассажиропоток: любопытно посмотреть с очень близкой, но вполне безопасной дистанции, на курящийся кратер проснувшегося исполина. Исландия внушает доверие, и в этом ощущении немалая заслуга принадлежит ее главному международному аэропорту, который всегда отличался высоким уровнем безопасности и безупречным сервисом.

Безопасность и сервис
Террористы предпочитают обходить Кефлавик стороной: два года назад там впервые в Европе установили  автоматизированную систему фэйс-контроля - FaceIt. Она представляет собой систему видеокамер, установленных по всему терминалу, компьютер со специализированным программным обеспечением, позволяющим сканировать лица движущихся людей и, конечно же, обширную базу данных. Система практически безошибочно вычленяет  из толпы пассажиров лиц, подозреваемых в терроризме, наркоторговле, иного рода уголовных преступлениях, сбежавших из дома детей и т.д. Технология разработана специалистами компании Visionics, а решение о приобретении довольно дорогостоящего оборудования принималось особым актом исландского парламента.
Как уверяют эксперты  Visionics, их систему не обманут ни шрамы, ни борода и усы, ни парики и очки. Освещение также не имеет значения: вполне достаточно того света, при котором что-то способен уловить человеческий глаз. FaceIt способна распознавать до 80 уникальных особенностей любого лица, хотя для «корректной идентификации личности» достаточно и двенадцати. Оптимальная идентификация происходит, когда отчетливо видны оба глаза, свет — дневной рассеянный, а четкость изображения — от 80 до 120 пикселей. Идентификация происходит в режиме онлайн, реальное лицо сканируется и совмещается с образцами из базы данных. Скорость идентификации — 15 миллионов изображений в минуту. Таким образом, «пропускная способность» сканера составляет где-то одно лицо в секунду.
Что же касается сервиса, то в  прошлом году Международный совет аэропортов (ACI) поставил воздушную гавань Кефлавика на первое место в Европе и на восьмое – во всем мире в рейтинге аэропортов, обслуживающих менее 5 миллионов пассажиров в год. Для Кефлавика образцовое обслуживание клиентов, развитая сервисная инфраструктура и исключительно дружелюбная атмосфера – вопрос национального престижа.
В том же рейтинге ACI Кефлавик  назван также вторым лучшим аэропортом-шлюзом в Европе. Он  дает прекрасную возможность самолетам, совершающим трансатлантические рейсы, а также осуществляющим частные перелеты, выполнять здесь технические остановки для дозаправки топлива. Помимо этого, частные пилоты могут воспользоваться ремонтными и иного рода вспомогательными услугами, предлагаемыми в аэропорту Кефлавика.
«Мы добились такого высокого одобрения со стороны пассажиров, пользующихся услугами нашего аэропорта, благодаря тому, что всегда внимательно прислушиваемся к их мнениям и стараемся удовлетворить их нужды и пожелания», - говорит генеральный директор международного аэропорта Кефлавик Бьорн Оли Хаукссон.

Молодость цвета хаки
Аэропорт Кефлавик построила Вторая мировая война: Соединенным Штатам срочно потребовался большой аэродром для базирования тяжелой бомбардировочной авиации в дополнение к уже появившейся в районе, известном как  Паттерсон-Филд,  небольшой ВПП, которая принимала самолеты-истребители. В январе 1942 года американский конгресс выделил все необходимые для этого средства, и в мае рядом с ВПП истребителей закипела большая работа. Уже к июлю появились две ВПП, готовые принимать самолеты в  рамках одной из самых масштабных в мировой истории операций логистики под кодовым названием «Болеро». За два года через Атлантический океан, постоянно патрулируемый немецкими подводными лодками, переправили 13 тысяч самолетов, 1200 боевых кораблей, 1600 торговых и 4000 транспортных судов, десятки тысяч военнослужащих и единиц техники  для предстоящего десанта в Нормандии. Бомбардировщики садились на Микс-Филд, техническое обслуживание которого поручили подразделениям Seabees («Морских пчел») - только что учрежденным специальным строительным батальонам американских ВВС.
Официальное открытие военного аэродрома Микс-Филд состоялось 23 мая 1943 года, после чего трансатлантические рейсы сюда военных самолетов стали рутинным, ежедневным явлением. Без аэропорта в Кефлафике открытие второго фронта в июне 1944 года оказалось бы невозможно.

Быстрый взлет
Во время войны аэродром выполнял исключительно боевые задачи. Но едва затихла канонада, как его стали использовать в качестве дозаправочной базы для стремительно развивающейся международной трансатлантической гражданской авиации. В 1947 году США официально передали аэропорт Кефлавик  под юрисдикцию исландской гражданской администрации. А вот операционное управление как военными полетами, так и рейсами гражданской авиации стало совместным с армией США. С 1951 года аэропорт вошел также в военную структуру Североамериканского альянса (НАТО). После реконструкции военной авиабазы Кефлавика в 1950-х годах гражданский пассажирский терминал оказался в самом центре базы. Пассажиры, прибывающие в страну международными рейсами, оказались вынуждены проходить не только обычный паспортный контроль и таможенный досмотр, но и проверку на военных постах армии США: создавалось впечатление, что американские военные тотально контролируют передвижение граждан через воздушные ворота Исландии, которая практические не имеет собственных вооруженных сил.
Подобная ситуация породила активное движение гражданского протеста, в 1960–1970-е годы постоянно организовывались марши протеста против военного присутствия США в Исландии. Колонны демонстрантов каждый год шли 50 км от Рейкьявика до аэропорта, скандируя лозунг «Island ur NATO, herinn burt» - «Исландию – вон из НАТО, военных – домой!» Одной из наиболее видных фигур этого протестного движения была Вигдис Финнбогадоттир, которая впоследствии стала первой женщиной-президентом Исландии.
В 1987 году пассажирский терминал перенесли на другое место. А 30 сентября 2006 года гражданский международный аэропорт Кефлавик окончательно и полностью перешел в собственность правительства Исландии. Часть военной базы законодательным актом от 1 января 2009 года перешла под юрисдикцию Исландского агентства обороны, а также компаний Keflavik International Airport Ltd. и Keflavik Airport Development Corporation (Kadeco). Бывшую военно-морскую базу США Кефлавик  выделили в самостоятельное юридическое лицо и также передали под управление Kadeco, переименовав всю эту зону в Асбру, чтобы подчеркнуть совершенно новую роль этой части аэропортового комплекса.

Маршруты викингов

Международный аэропорт Кефлавик, занимающий территорию 25 квадратных километров,  находится в 50 км к юго-западу от столицы страны Рейкьявика, на полуострове Рейкьянес. Он является отличным трансатлантическим центром с высоким уровнем обслуживания и удобной инфраструктурой.
Аэропорт обеспечивает авиасообщением не только Рейкьявик и, собственно, всю остальную Исландию, но и является крупнейшим авиационным хабом на трансатлантических и полярных маршрутах из Старого Света в Новый. Операции по заправке и техническому обслуживанию самолетов ведутся 24 часа в сутки.
Аэропорт отличается простой и удобной навигацией, наземная техническая поддержка рейсов во время плохой погоды, по мнению ведущих авиационных журналов мира, отличается «исключительной добросовестностью».
Кефлавик -  место основного базирования для 14 пассажирских компаний-авиаперевозчиков и трех авиакомпаний, выполняющих исключительно грузовые перевозки. В тройку лидеров входят Icelandair (Амстердам, Хельсинки, Копенгаген, Франкфурт, Глазго, Лондон, Осло, Париж, Стокгольм и другие), Iceland Express (Аликанте, Барселона, Франкфурт, Лондон, Копенгаген, Осло, Стокгольм и другие) и SAS (Стокгольм, Осло).  Регулярные рейсы в Кефлавик выполняются из пяти аэропортов США (Нью-Йорк, Бостон, Миннеаполис, Орландо и Сиэтл-Такома), трех канадских (Торонто, Виннипег и Галифакс), а также 20 городов европейского континента. Пиковый показатель пассажиропотока – 2,7 млн человек – достигнут в 2007 году. 
Нынешним летом Iceland Express начала выполнять также рейсы в Люксембург (два раза в неделю) и Нью-Йорк (четыре раза в неделю), доведя число регулярных маршрутов до 25: абсолютный рекорд этой авиакомпании. Трансатлантические рейсы она раньше тоже не выполняла. 
Аэропорт обслуживает только международные рейсы,  перевозки внутри страны и на Фарерские острова выполняются из аэропорта Рейкьявик, который находится всего в трех километрах от центра города. Единственный внутренний рейс из Кефлавика следует в Акурейри: он является транзитным пунктом на маршрутах в Гренландию, полеты по которым осуществляет Icelandair.
Уютный, выдержанный в чисто скандинавском архитектурном стиле пассажирский терминал носит имя Лейфура Эрикссона – викинга, который задолго до Колумба, в 1000 году первым из европейцев ступил на землю Североамериканского континента. Терминал открылся  в 1987 году, он стал своего рода разделительной полосой между гражданской и военной зонами. В 2001 году, выполняя требования, предписываемые шенгенскими соглашениями, к нему пристроили дополнительное Южное крыло. Северную часть терминала позднее модернизировали и расширили, работы завершились в 2007 году.
Туристы, оказавшись  в международном аэропорту Кефлавика, чувствуют себя очень уютно. В ожидании своего рейса они могу воспользоваться услугами спа-центра «Голубая Лагуна». В зале ожидания на втором этаже располагается знаменитый бар, где пассажиры могут попробовать удивительную на вкус рыбу, выловленную у берегов Исландии. 18 магазинов дьюти-фри, занимая не такую уж большую территорию по сравнению с европейскими столицами на континенте, предлагают тем не менее очень широкий ассортимент товаров самого отменного качества, как импортные, так и исландского производства. И что особенно приятно - по более низкой цене, чем в прочих европейских аэропортах и в магазинах Рейкьявика.
Гостиниц на территории аэропорта не строят, ибо в этом нет необходимости: всего в пяти минутах езды от аэропорта, в городе Кефлавик, имеются прекрасные отели на любой вкус и кошелек.

Как добраться
Рейкьявик связан с международным аэропортом Кефлавик только автодорогами. Новая скоростная автомагистраль с двумя полосами движения в каждую сторону открыта в  2008 году. Расписание движения автобусов компании Flybus адаптировано под летное, путь из аэропорта в Рейкьявик (или в обратном направлении) занимает 45 минут. Чтобы добраться  в аэропорт внутренних линий, необходимо сделать пересадку в автобусном терминале. Поездка из аэропорта на автобусе до Рейкьявика обойдется примерно в  10 евро, на такси – в 60 евро.

Гости из космоса

Военное прошлое Кефлавика обеспечило этому довольно скромному по пассажиропотоку аэропорту (2 млн человек в год) уникальные технические возможности: 4 ВПП протяженностью свыше 3 км каждая и шириной 61 м, способные принимать не только самые тяжелые в мире авиалайнеры и военные самолеты, но и космический челнок НАСА «Шаттл».

Счастье по билетику
С декабря прошлого года  администрация аэропорта и компания Icelandairґs Travel Raffle начали регулярно проводить «Лотерею счастливых чисел», исходная база которой – точная сумма денег, потраченная пассажиром в магазинах дьюти-фри. Она может быть и совсем небольшой, но выигрышной. Победитель получает бесплатные авиабилеты на двоих для полета в Исландию и трое суток пребывания в лучших отелях Рейкьявика за счет авиакомпании  Icelandair.

Сергей СНЕГОВ

В ТЕМУ
В направлении радуги

Международный аэропорт Кефлавик известен выставкой произведений монументального искусства, «встроенных» в его помещения, а также расположенных под открытым небом. Их авторы – исландские и зарубежные художники. Выставка – плод совместных усилий аэропорта и художественного музея Рейкьявика.
Автор инсталляции «Направления» Штейнунн Дораринсдоттир сориентировала четыре человеческие фигуры в натуральную величину по странам света. Это символизирует то, что путь человека из удаленной от всего мира, маленькой «маргинальной» Исландии открыт в любую сторону. Встав в центр композиции, пассажир вполне может вообразить себя ее частью. Отлитые из алюминия, фигуры своим цветом, относящимся к самолетам и небу, невольно привязывают мысль к теме авиации. Фигуры поставлены на базальтовые постаменты, что делает их видными издалека, даже с кресел для ожидания.
24-метровая «Радуга» возносится к небу рядом с терминалом. Автор, исландец Рури, изготовил ее из нержавейки и кусков цветного стекла. Исландский фольклор связывает явление радуги с фортуной - если вы встанете под радугой, то можно загадывать желания. Общеевропейский вариант легенды – желание сбудется в том месте, где радуга упирается в землю.
Дизайнер Магнус Томассон назвал свое творение Jet Nest, «гнездо самолета». В самом деле, мы видим, как крыло, подобно клюву огромного птенца разбивает скорлупу исполинского яйца. «Идея пришла ко мне, когда я работал над серией скульптур, посвященных птицам. Я увидел, что пчела села на маленькое яйцо. Это моя самая большая работа», - рассказывает Магнус. Таинственное яйцо покоится на глыбах вулканического исландского камня.
Два огромных витража Лейфура Брейдфьёрда встроены в крышу терминала. По форме они напоминают воздушных змеев и символизируют давнюю мечту человека о полетах. Ночью витражи подсвечиваются сверху.
Барельеф, посвященный Лейфуру Эрикссону, викингу и возможному первооткрывателю Америки, воспроизводит памятник, установленный перед Hallgrнmskirkja в Рейкьявике. В церемонии открытия участвовал президент Исландии в день инаугурации терминала 14 апреля 1987 года. Барельеф (кстати, зарубежного изготовления) укреплен на постаменте из вулканического камня.

Алексей ПЕЛЕВИН

Веб-сайт международного аэропорта Кефлавик - www.kefairport.is

Новости
В копеечку

Второй в истории российской авиации бюджетный перевозчик - компания  «Авианова» -  27 августа отметил годовщину начала операционной деятельности.
«Главное, чего мы добились за первый же год своего существования, – доказали многочисленным скептикам, что модель бюджетных авиаперевозок может успешно работать в России, - заявил на пресс-конференции управляющий проектом «Авианова» англичанин Эндрю Пайн. – Мы уже обеспечили дешевый, но вместе с тем надежный, безопасный перелет для 900 тысяч пассажиров, уверенно пересаживаем их с поездов и автобусов в самолетные кресла. Причем минимальным льготным тарифом в 250 рублей воспользовались на сегодняшний день 37% наших клиентов (в абсолютных цифрах – 330 тысяч человек), и повышать его мы пока не собираемся. За очень короткие сроки мы заняли четвертое место в рейтинге ведущих авиакомпаний России по объему внутренних перевозок. Это прекрасный результат, который превзошел все наши самые смелые ожидания».
«Бюджетные перевозки дают возможность летать  в том числе и тем, кто прежде по материальным соображениям даже об этом и не мечтал, - подчеркнул генеральный директор авиакомпании Владимир Горбунов. - Значительная часть наших пассажиров – это совершенно новый пласт пользователей, к примеру, среди них очень  много молодежи».
В настоящее время «Авианова» выполняет регулярные рейсы по 20 направлениям: из Москвы в Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар, Анапу, Геленджик, Ростов-на-Дону, Астрахань, Волгоград, Самару, Набережные Челны, Ульяновск, Казань, Пермь, Екатеринбург, Уфу и Архангельск, из Санкт-Петербурга -  в Москву, Краснодар, Архангельск, Екатеринбург, Сочи. В октябре открываются два новых регулярных рейса:  из Москвы и Санкт-Петербурга в Калининград.
«Начав с двух взятых в лизинг авиалайнеров Airbus A-320, мы довели авиапарк до пяти самолетов этого типа, - продолжает Владимир Горбунов. - После ввода в эксплуатацию двух новых самолетов в марте этого года и еще одного – в мае, мы вышли сейчас на среднемесячный объем в 180 тысяч человек и рассчитываем в нынешнем году обслужить не менее 1,2 млн пассажиров. На «Авианову» приходится, в частности, 20%  всех внутренних перевозок в и из аэропорта Шереметьево.
Нас зачастую обвиняют в непунктуальности. Могу на это возразить:  более 80% наших рейсов выполняется по расписанию, с отклонениями от него не более чем на 15 минут. Это хороший результат. Есть, конечно, определенные трудности роста, ведь у нас пока всего пять самолетов, мы только начинаем разворачиваться. Вот удастся выполнить амбициозную задачу – пополнять авиапарк не менее чем десятью новыми самолетами каждый год - увидите, что опозданий и задержек рейсов станет меньше».
Руководство авиакомпании объявило также о том, что впервые в истории отечественной авиации вводится «революционный» тариф, приуроченный к годовщине «Авиановы», - 1 копейка. Бронировать билеты нужно было 27–29 августа. Тариф распространялся на рейсы, выполняемые в период с 1 октября 2010 года по  31 марта 2011 года.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72