Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №13, Сентябрь 2010
« Вернуться к журналу  

В Москве откроется Музей 1812 года
Выставка «1812 год в картинах Василия Верещагина — дар императора Николая II Музею 1812 года» в Государственном историческом музее стала своего рода вехой не только в художественной летописи Москвы, но и в развитии отечественного туризма.
По окончании вернисажа картины Верещагина отправятся не в запасники (выставлять всю серию в рамках одного зала постоянной экспозиции, посвященной «славной памяти двенадцатого года», технически невозможно), а в специализированный музей, который так и не открылся сто лет назад. Располагаться он будет в музейном квартале между Никольской улицей и бывшим зданием музея Ленина и, без сомнения, как и панорама Рубо «Бородинская битва» вместе с находящейся рядом Кутузовской избой, превратится в один из самых посещаемых туристских объектов столицы.
Немало посетителей привлечет сам факт того, что эта серия картин Василия Васильевича Верещагина, над которой он работал с 1887 года до конца жизни, в таком почти полном составе выставляется впервые. В 1902 году картины были куплены правительством. В 1912 году, в год столетия первой Отечественной войны, подарены Историческому музею — для последующей передачи в специализированный музей войны 1812 года. Но тогда из-за Первой мировой войны и революции такой музей так и не был создан.
«Десять картин этой серии были выставлены в 1895 году — с обстоятельными пояснениями автора в специально изданном путеводителе, - рассказывает автор выставки Наталья Перевезенцева (на фото). - Всего же в серии двадцать одна картина, включая неоконченную, посвященную переправе Великой армии через Березину. В Историческом музее представлено девятнадцать — две картины находятся за пределами России, в частной коллекции в США и в одном из музеев Армении».
Также впервые серия представлена именно так, как того хотел автор. Речь идет не только о развернутых комментариях к каждому полотну, но и об особом освещении и сопровождающих их звуковых эффектах: картины московского пожара сопровождаются звоном набатных колоколов, практически не выставлявшаяся в советское время картина «Конец Бородинского боя» - ржанием коней и свистом пуль, «Привал Великой армии» - завыванием метели и т. п. Кроме того, на выставке представлены несколько уникальных реликвий, например, захваченная при преследовании французской армии подлинная складная кровать Наполеона.
Есть все основания надеяться, что и создание комиссии по празднованию 200-летия войны 1812 года во главе с президентом РФ, и открытие специализированного музея будут способствовать формированию тематических туристских маршрутов, посвященных подвигам предков, в областях, на территории которых проходили боевые действия. Речь идет, прежде всего, о Смоленской, Московской и Калужской землях.
Сегодня события 1812 года занимают достаточно заметное место в обзорных экскурсиях, например, по тому же Смоленску, но многодневных маршрутов, которые посвящались бы исключительно военным событиям той поры (с посещением Тарутина, Красного и т. д., не говоря уже о местах боев, расположенных на территории Белоруссии), у туристических фирм по-прежнему нет.
Как нет и путеводителей для групп и индивидуалов, которые были бы построены на непрерывной хронологии войны, а не отдельных ее эпизодах. Для начала было бы достаточно переиздать вышедшую в 1969 году в несуществующем ныне издательстве «Искусство» книгу В. Косточкина «Старым Смоленским трактом», которая посвящена Отечественной войне 1812 года.
Кроме того, самого пристального внимания организаторов отечественного туризма заслуживают не переиздававшиеся с дореволюционных времен путевые очерки и заметки самого В. В. Верещагина (в том числе и по местам боев 1812 года), которые даже спустя сто с лишним лет могут служить весьма ценным подспорьем для туриста.

Георгий ОСИПОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72