Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Август 2010
« Вернуться к журналу  

Отчетность туроператоров перед Ростуризмом
Типичные ошибки и нарушения

Год назад для всех организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность, был установлен новый специальный порядок представления бухгалтерской отчетности в Федеральное агентство по туризму. Приказом  Федерального агентства по туризму (Ростуризма) от 04.08.2009 №175 «Об утверждении порядка представления юридическими лицами, осуществляющими туроператорскую деятельность, бухгалтерской отчетности в Федеральное агентство по туризму и внесении изменений в приказ Ростуризма от 10 мая 2007 года № 28». Приказ вступил в силу 4 октября 2009 года.
Введение отчетности туроператоров перед Ростуризмом было вызвано введением дифференциации финансовых гарантий в сфере выездного туризма и, как следствие, необходимости контроля со стороны Ростуризма за правильностью определения туроператорами размера финансовой гарантии.
Таким образом, уже по итогам 2009 года туроператоры должны были первый раз отчитаться перед Ростуризмом.
В приказе Ростуризма №175 конкретизирован перечень документов и порядок их предоставления в Ростуризм.
К сожалению, практика показала, что туроператорами допускается значительное количество ошибок и нарушений при предоставлении отчетности в Ростуризм. Рассмотрим наиболее типичные ошибки.

1.    Нарушение сроков предоставления отчетности в Ростуризм
Организации, обязанные публиковать свою отчетность, должны предоставить в Ростуризм информацию об источнике опубликования данной отчетности.
К таким организациям, в соответствии со статьей 16 Федерального закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», относятся акционерные общества открытого типа, обязанные публиковать свою годовую отчетность не позднее 1 июня следующего года.
Для этих организаций предусмотрен 15-дневный срок с даты окончания срока публикации. То есть в соответствии с действующим законодательством информация в Ростуризм должна быть предоставлена до 15 июня года, следующего за отчетным.
Организации, не обязанные публиковать свою отчетность, должны предоставить в Ростуризм копии всех перечисленных в приказе №175 документов.
Приказом №175 установлены сроки представления данных в Ростуризм. Документы необходимо подать в Ростуризм вместе со сведениями о наличии у туроператора финансового обеспечения на новый срок, т.е. не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения (ст. 17.3 Закона № 132-ФЗ).
Кроме того, туроператор должен уведомить Ростуризм, что бухгалтерская отчетность уже принята налоговым органом. Для этого требуется приложить к копии отчетности квитанцию о почтовом отправлении с описью вложения, отметку на копии отчетности о ее принятии налоговым органом (при ее наличии). Если бухгалтерская отчетность была представлена в налоговый орган в электронном виде, то соответствующую квитанцию надо также направить в Ростуризм.
Таким образом, если, например, срок действия старой финансовой гарантии истекает 1 июня 2010 года, то уже в срок до 31 марта 2010 года отчетность за 2009 год и документы, подтверждающие ее сдачу в ИФНС, должны поступить в Ростуризм.
А как быть тем туроператорам, у которых срок финансовой гарантии истек, допустим, 1 апреля 2010 года? Согласно приказу №175, им нужно предоставить документы в Ростуризм в срок до 31 января 2010 года, то есть тогда, когда бухгалтерская отчетность за год еще не сформирована и не сдана в налоговую.

2.    Предоставление неполного комплекта отчетности

Пожалуй, это самое распространенное нарушение, которое допускают туроператоры.
В приказе №175 перечень форм предоставляемой в Ростуризм отчетности приведен полностью и соответствует перечню, установленному законом о бухгалтерском учете.
Согласно данному приказу, туроператоры, в отношении которых законодательством РФ не предусмотрено обязательное опубликование данных бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представляют в Федеральное агентство по туризму подписанные руководителем и бухгалтером и заверенные печатью туроператора копии следующих документов:
а) бухгалтерский баланс;
б) отчет о прибылях и убытках;
в) отчет об изменениях капитала;
г) отчет о движении денежных средств;
д) приложения к бухгалтерскому балансу;
е) отчет о целевом использовании полученных средств (для общественных организаций или объединений);
ж) пояснительную записку, в которой содержится существенная информация о туроператоре, его финансовом положении, в том числе о денежных средствах, полученных от реализации туристского продукта;
з) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности туроператора, если он в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Однако закон о бухгалтерском учете содержит некоторые исключения из комплекта форм отчетности для отдельных предприятий.
Формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом МФ РФ от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организации».
В соответствии с приказом №67н, некоторые организации могут предоставлять не все формы отчетности. Однако данное право должно быть закреплено в приказе об учетной политике организации.
На практике трудности возникли у двух категорий предприятий: малые предприятия, не подпадающие под обязательный аудит, и малые предприятия, подпадающие под обязательный аудит.
Для первой категории малых предприятий комплект форм годовой отчетности, представляемый в ИФНС, может быть сокращен до двух форм: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
Для второй категории малых предприятий возможность непредставления некоторых форм отчетности предусмотрена только в случае, если у организации нет данных, которые подлежат отражению в этих формах. Однако такое возможно только если у организации не было движения денежных средств, она не получала прибыль и т.п.

Состав форм бухгалтерской отчетности для малых предприятий (Приказ №67н)

Субъект    Могут не представлять в ИФНС
Малые предприятия, не обязанные проводить годовой аудит    Отчет об изменениях капитала (форма № 3),
Отчет о движении денежных средств (форма № 4),
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку
Малые предприятия,  обязанные проводить годовой аудит    Отчет об изменениях капитала (форма № 3),
Отчет о движении денежных средств (форма № 4),
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5),
при отсутствии соответствующих данных

Таким образом, субъекты малого предпринимательства, подпадающие под обязательный аудит, не освобождаются от обязанности составления пояснительной записки к отчетности, а формы №3, 4 и 5  они имеют право не предоставлять в налоговые органы только в том случае, если у них отсутствуют данные для заполнения данных форм отчетности, что на практике является практически нереальной ситуацией.
Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
Итак, в соответствии с действующим бухгалтерским законодательством туроператоры имеют право представлять в Ростуризм не все формы бухгалтерской отчетности. Однако форму №4 «Отчет о движении денежных средств» представлять в Ростуризм (а следовательно, и в налоговые органы!) все-таки придется даже тем, кто по бухгалтерскому законодательству не обязан этого делать, поскольку именно эта форма является документом, подтверждающим объем денежных средств, полученных туроператором от реализации туристского продукта и являющимся основанием для расчета величины финансовой гарантии.
В приказе №175 в перечень представляемых документов включена также пояснительная записка.
В состав годовой отчетности, согласно статье 13 Федерального закона №129-ФЗ и п.2 приказа Минфина №67н, входит также пояснительная записка к отчетности, не представлять которую имеют право только малые предприятия, не подпадающие под обязательный аудит. В данной пояснительной записке в соответствии с п.4 статьи 13 Федерального закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» должны быть адекватно раскрыты все данные отчетности. Ростуризм в своем приказе указывает, что пояснительная записка должна содержать существенную информацию о туроператоре, его финансовом положении, в том числе о денежных средствах, полученных от реализации туристского продукта, т.е. Ростуризм требует раскрыть в пояснительной записке также специфические отраслевые особенности.

Обратите внимание!
В приказе Ростуризма №175 в перечне необходимых документов также указывается аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности туроператора, если он в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Статья 13 Федерального закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» включает аудиторское заключение в комплект форм годовой бухгалтерской отчетности и без аудиторского заключения, согласно закону, отчетность не может считаться достоверной.

3.    Непредставление аудиторского заключения

В соответствии со статьей 5 нового федерального закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008, туроператор должен пройти обязательный аудит бухгалтерской отчетности в том случае, если:
1) организация является открытым акционерным обществом;
2) объем выручки за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей;
3) в иных случаях, установленных федеральными законами.
Напомним, что по старому федеральному закону №119-ФЗ объем выручки и сумма активов баланса рассматривалась на конец отчетного, а не предыдущего периода. Таким образом, уже после сдачи отчетности за 2008 год организация знала, предстоит ли ей аудит по итогам 2009 года и могла своевременно заключить договор на аудит. Несмотря на это, не все туроператоры смогли уложиться в жесткие сроки, предусмотренные приказом  Ростуризма.

4.    Неверное определение размера финансовой гарантии

Федеральный закон от 28 июня 2009 года №123-ФЗ «О внесении изменения в статью 17.2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» официально опубликован в «Российской газете» 1 июля 2009 года. Соответственно, он вступил в силу 12 июля 2009 года.
В соответствии с новой редакцией статьи 17.2 увеличен размер финансового обеспечения туроператорской деятельности и введена дифференциальная шкала финансовых гарантий для туроператоров, работающих в сфере выездного туризма.
Напомним, что шкала фингарантий на сегодняшний день выглядит следующим образом:
Не менее 30 млн рублей – для оборота не более 100 млн рублей и для туроператоров, применяющих упрощенную систему налогообложения. При этом для «упрощенцев» размер финансового обеспечения не привязывается к обороту.
Не менее 60 млн рублей – при обороте не более 300 млн рублей.
Не менее 100 млн рублей – при обороте свыше 300 млн рублей.

Обратите внимание!
В качестве критерия для определения необходимого размера финансового обеспечения используется не выручка, а оборот, т.е. все денежные средства, полученные туроператором от реализации туристского продукта.

В приказе Минфина №67н в п.1 раздела «О порядке составления и представления бухгалтерской отчетности» сказано, что любой показатель отчетности, являющийся существенным, подлежит обособленному раскрытию. При этом существенной с точки зрения приказа Минфина, признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов.
На практике это означает, что по строке 020 «Средства, полученные от покупателей, заказчиков» формы №4 должны быть расшифрованы все виды поступлений от покупателей (т.е. введены дополнительные строки), для чего туроператору придется организовать раздельный бухгалтерский учет по видам поступлений.
Это трудоемкая работа, однако выполнить ее – в интересах туроператора.
Если туроператор осуществляет, например, реализацию турпродукта и авиабилетов, то в случае отсутствия раздельного учета и заполнения строки 020 формы №4 по видам поступлений, за основу для определения размера финансового обеспечения придется брать весь оборот, указанный в данной строке.
А вот если туроператор сумеет отделить поступления от покупателей за турпродукт от прочих поступлений, то размер финансового обеспечения может оказаться значительно ниже. Это особенно актуально для тех туроператоров, у которых доля «билетного» бизнеса является существенной в общем обороте. Т. е. есть прямой резон к соблюдению требований приказа Минфина №67н, на которые ранее никто не обращал внимания.
На практике «раздельное» заполнение строки 020 формы 4 по итогам 2009 года вызвало значительные трудности у туроператоров и привело к возникновению ошибок в определении оборота, относящегося к туроператорской деятельности.

Обратите внимание!

В случае изменения данных бухгалтерской отчетности, свидетельствующих о необходимости увеличения размера финансового обеспечения, туроператор не позднее 10 дней со дня изменения этих данных должен уведомить об этом Федеральное агентство по туризму в письменной форме и представить документы, подтверждающие достоверность этих сведений.

5. Ошибки и проблемы «упрощенцев»

В соответствии с п.3 приказа №175 туроператоры, применяющие в соответствии с законодательством РФ упрощенную систему налогообложения, представляют в Федеральное агентство по туризму подписанную руководителем и бухгалтером и заверенную печатью туроператора копию поданного в налоговый орган заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения. В случае перехода туроператора на иной режим налогообложения туроператор в письменной форме не позднее 10 дней с даты начала применения такого режима уведомляет об этом Федеральное агентство по туризму.
Формулировка, данная в приказе Ростуризма, может создать для «упрощенцев» значительные проблемы.
В соответствии со статьей 346.13 НК РФ, для перехода на упрощенную систему налогообложения организации должны в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, представить заявление в налоговый орган по месту своего нахождения. Если организация отвечает необходимым критериям, установленным Налоговым кодексом, то на основании данного заявления налоговики признают право организации на применение УСН. Организация может применять «упрощенку», пока не утратит права на ее применение в соответствии с НК РФ или не откажется от ее применения добровольно. При этом перейти на обычную систему налогообложения в добровольном порядке организация не вправе до конца отчетного года.  Уведомить налоговые органы об отказе от «упрощенки» налогоплательщик должен не позднее 15 января года, с начала которого он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
Предположим, что организация получает новую фингарантию с 01 января 2011 года, т.е. должна подать документы на нее не позднее 30 сентября 2010 года. А перейти на УСН планирует с 1 января 2011 года. В этом случае фингарантию ей придется получать исходя из оборота, так как предоставить в Ростуризм копию своего заявления о переходе на УСН организация не сможет.
Согласно приказу Ростуризма №175, при возврате на обычную систему налогообложения туроператор должен в течение 10 дней с даты такого возврата уведомить об этом Ростуризм. Т.е. если туроператор добровольно отказался от применения УСН с 1 января 2010 года, а не утратил это право в течение года, то уведомление в Ростуризм должно поступить не позднее 10 января 2010 года. Однако, как известно, в это время в России «новогодние каникулы». Тем более что принять решение об отказе от УСН, согласно налоговому законодательству, туроператор может и в период с 10 по 15 января. Т.е. сроки подачи сведений в Ростуризм будут заведомо нарушены.

Мария БУЛАТОВА
ООО «ИРМА-АУДИТ» - Аудит, консалтинг, ведение, постановка, восстановление учета.
Тел. (495) 785-22-94
www.irma-audit.ru

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72