Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Август 2010
« Вернуться к журналу  

Бриллианты короны
Малые города России порой обгоняют большие

Развитие внутреннего туризма в России сродни ювелирному искусству. Вот вроде бы богатейший у города рекреационный потенциал, но, как и не обработанный рукою мастера алмаз, он не смотрится: хромает транспортная инфраструктура, не хватает хороших гостиниц, слабо развит музейный комплекс, профессионально «недотягивают» экскурсоводы, да и сам городок какой-то серый, неброский, нет в нем завораживающего блеска настоящей «жемчужины короны». А прикоснется к нему умелая, заботливая рука, заиграют, заискрятся отшлифованные грани – тут не только свой, отечественный турист пойдет осматривать это чудо, но и французы примчатся на синих автобусах, англичане на крыльях British  Airways и даже японцы с толстыми путеводителями под мышкой.
Яркий пример умелой «огранки» малых городов России – Нижегородская область. И кризис мастерам не помеха – растет  у них туризм как на дрожжах.

Золотая Хохлома

Мгновенно узнаваемый, раскрученный бренд крохотного городка Семёнов - всего-то чуть более 25 тысяч жителей – хохломская роспись. Но одного бренда мало, все вроде бы и знали – город-алмаз, а вот блеска не хватало. «Говорю мэру – да  кто поедет в ваш обшарпанный Семёнов? - смеется Алла Морозова, заместитель начальника управления, начальник отдела развития туризма и народных художественных промыслов министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области. -  Сильно это его задело. И вот посмотрите: дома покрашены, асфальт вымыт, а на центральных улицах даже встали высокие кованые фонари. Совсем другое дело».
«Фабрика наша знаменитая, хохлому производящая, работала с перебоями: то вырастет производство, то опять упадет, - поясняет руководитель управления культуры Семёновского района Татьяна Перфильева. -  Настоящим прорывом стало открытие прекрасного музейно-туристического центра «Золотая Хохлома». Посмотрит гость на великолепие его экспозиций – и фабрику ему посетить захочется, и в мастер-классах, предлагаемых центром, поучаствовать, и, конечно же, сувенирную продукцию с собой увести.  Раньше мы принимали по 25 тысяч туристов год, а как открылся комплекс «Золотая Хохлома»– эта цифра сразу выросла более чем вдвое – до 52 тысяч. В этом году еще больше будет: за первое полугодие к нам приехали 28 тысяч гостей. И ведь это, несмотря на то, что   в течение пяти месяцев был закрыт на ремонт Историко-художественный музей – вторая по значимости достопримечательность города, расположившаяся в бывшем особняке купца Шарыгина».

«Культурно-познавательный объект всегда работает как мощный  локомотив развития города, - убежденно говорит Алла Морозова. - Потянулись туристы, прибавились денежки – вот уже и частный инвестор вкладывает в этот сектор средства, пошел новый виток раскрутки спирали. Видите, на углу большой площади – ладненькое такое, красивое здание. Это новая частная гостиница на 40 номеров с рабочим названием «Ай-Петри», потому что строят ее братья Александр и Петр».

Счастливый фестиваль
Еще один успешный маркетинговый инструмент поощрения туризма – яркий ежегодный фестиваль «Золотая Хохлома», прошедший в июне нынешнего года уже в  седьмой раз.
«Приехали около 900 гостей из Московской, Кировской, Владимирской, Ярославской, Ивановской, Костромской областей, в том числе – пять больших организованных групп, - рассказывает  Алла Морозова. – Конечно, все посетили выставочные залы «Золотой Хохломы», полюбовались искусными изделиями местных умельцев,  познакомились с увлекательной историей развития народного промысла. В дополнение к основной экспозиции мы организовали выставку-презентацию работ мастеров Вачского района и детскую игровую программу «Матрешкина ярмарка». По традиции открыли также город мастеров и подмастерьев «Хохломская карусель», где собрались изделия народных художественных промыслов не только Нижегородской области, но и других регионов России».
И гости, и многие жители Семенова устремились на фабрику, которая объявила «День открытых дверей»: специалисты водили гостей по цехам и студиям, увлекательно рассказывали о технологии изготовления хохломских чудес. Прошли мастер-классы по росписи матрешки и деревянной ложки, от желающих попробовать свое умение отбоя не было. На центральной площади города, у районного Дома культуры, сначала прошла православная выставка-ярмарка «Нижегородский край - земля Серафима Саровского», потом выступали профессиональные музыкальные коллективы.
«К каждому  фестивалю мы готовим необычный сюрприз, своего рода «изюминку» праздника, - с энтузиазмом отмечает Алена Шаповалова, научный сотрудник МТЦ «Золотая Хохлома». - Символом первого фестиваля стала ложка-великан длиной 265 см. Для второго сработали  братину – пиршественную чашу диаметром более двух метров. Третий праздник  всех удивил суперматрешкой. Четвертый тоже прошел под знаком матрешки,  целый выводок их гостям представили как  «Семью Семена-ложкаря» - легендарного мастера, именем которого и назвали в XVIII веке наш город, когда  9 сентября 1779 года из старообрядческого села Семеново он по указу Екатерины II  превратился в уездный центр. Императрица, кстати, собственной рукой ему и герб предписала: «В верхней части герба – герб Нижегородский (золотой олень – ред.), в нижней – в золотом поле костер, сложенный пирамидою бревен по причине той, что в сих местах великое количество оного заготовляется».
Пятый фестиваль прошел под знаком «Жар-птицы», она же – «Птица счастья», что наряду с уткой-матерью – самый популярный сюжет хохломской росписи. Украшением шестого стал гигантский стул трехметровой высоты, тоже, разумеется, под хохлому украшенный. Символом нынешнего, седьмого фестиваля стал гигантский ковш-утка, длина которого - 2,4 м, ширина - 1,24 м, высота - 1,5 м. Мы опустили его лебедкой в Соборный пруд. И поскольку опасались, что ковш может перевернуться – все-таки мы не судостроители, прицепили ему к «форштевню» и «корме» тонкие тросики, которые его удерживали, как на растяжках.  А потянешь за них слегка – ковш плавает, маневрирует. Многие гости подумали даже, что там какой-то моторчик имеется».

Княжий и мастеровой
Яркий пример «ювелирной» техники развития туристического бизнеса – нижегородский Городец, в котором населения немногим  больше, чем в Семенове, а вот туристов приезжает в пропорции к жителям 5:1, а именно  - свыше 200 тысяч в год. Приложить если такое соотношение к Москве, получается, что ей надо ежегодно принимать более 50 млн гостей, чтобы Городец догнать.
По динамике прироста и сравнивать нечего: 2005 год – 50 тысяч туристов, 2009 год – 200 тысяч. Четырехкратный рост за четыре года – богатырский темп. За счет чего достигнуты такие результаты?
Собственно, рецептура несложная: чтобы максимально реализовать имеющийся в распоряжении богатый культурно-исторический потенциал, необходимо вкладывать в него средства, включать фантазию и, конечно, много работать. Тогда и отдача будет соответствующая.
Городцу есть что показать гостям. Это старейший город Нижегородского края и один из старейших в России. Основал его в 1152 году Юрий Долгорукий, так что крохотный сегодня Городец в свое время, наряду с Москвой, Тверью и Владимиром, мономахову шапку столичного града примерял. Город княжий: здесь в 1236 году скончался Александр Невский, возвращаясь, отравленный ханами, домой из Золотой Орды.
В местном краеведческом музее хранится старинный шлем, найденный в 1990-х годах и, по мнению экспертов, почти наверняка принадлежавший Александру Невскому. Город старообрядческий: с XVII века он превращается в главный оплот, фактическую столицу последователей протопопа Аввакума. Город купеческий: именно местные купцы в XIX веке превратили маленький Городец в крупный торгово-экономический и судостроительный центр страны. Город в высшей степени мастеровой: более двадцати замечательных народных и художественных промыслов освоили его жители, городецкая роспись наряду с семеновской хохломой стала ярким международным брендом.
Корреспондент «ТБ» приехал в Городец на ежегодный туристический фестиваль «Мастеров народных братство», который в нынешнем году прошел уже в девятый раз. Открытие праздника состоялось на площадке возле памятника Александру Невскому.
«Городец – великолепный пример того, как мастеровые, музейщики, власть и с энтузиазмом поддержавшее их население сумели превратить небольшой и, прямо скажем,  прозябавший в недалеком прошлом населенный пункт в красу и гордость туристических продуктов области, в город, хорошо известный далеко за пределами российских границ», - подчеркивает заместитель министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Владимир Селезнев.
«Когда этот фестиваль начинался, нас поддержали в этих усилиях семь российских регионов, -  говорит Александр Минеев, глава администрации Городецкого района. -  Сегодня же в Городец приехали уже 380 человек от 48 предприятий народных художественных промыслов России, представляющие 18 регионов страны. Широко представлены и мастеровые родной области, 14 городов прислали их в Городец».
Завораживающее зрелище: вдоль ухоженных фасадов старинных купеческих домов, у которых одни резные наличники сведут с ума любого знатока резьбы по дереву, расположились палатки и уличные прилавки, просто заваленные удивительными творениями умелых рук. Городецкая роспись и золотая вышивка, расписные гончарные изделия и резные пряничные доски, сами знаменитые городецкие медовые пряники на любой вкус и размер, а рядом – хитроумное плетение из лозы и бересты.
«Как и в Семенове, локомотивами развития работают в Городце прежде всего музеи и другие культурно-познавательные учреждения, - отмечает Алла Морозова. – Губернатор области Валерий Шанцев поставил Городцу, казалось бы, невыполнимую задачу: в городе должно быть сто музеев!  И знаете, сдаем-таки по нескольку музеев каждый год, да не каких-нибудь, а просто загляденье».
Действительно, мастеровитый Городец, если уж делает, то  на совесть. Музей самоваров? Да, пожалуйста, открыт в 2007 году на базе коллекции почетного гражданина Городецкого района Николая Полякова. Из тульской администрации приезжали смотреть: в городецкой экспозиции  экспонатов выставлено почти втрое больше, чем в Туле, ни один не повторяется, масса раритетов. Да и само здание, ранее принадлежавшее купцу Гришаеву - великолепный памятник градостроительства и архитектуры ХIХ века.
«Экспозиция уже гигантская, самая представительная  в мире - более 400 экземпляров, - с гордостью отмечает Владимир Селезнев. - Мы собираемся купить частный дом и передать его музею самоваров для расширения экспозиции, чтобы он мог еще полновесно представить церемонию чаепития, ее историю, всевозможные угощения к чаю».
Одно из таких угощений, знаменитый городецкий печатный пряник, уже удостоилось в 2006 году отдельного музея, который тоже (опять на зависть тулякам!) весьма удался. Медовые и сусляные, сахарные, битовые  и фигурные, коврижки и жемки – до тридцати сортов пряников выпекали в Городце  в конце XIX века. Чего только стоил почти 20-килограммовый пряник, который Городец отгрузил в Санкт-Петербург в качестве свадебного подарка царю Николаю II. В наши дни  пряничная  продукция Городца тоже такого качества, что никто из туристов без нее не уезжает.
Значительная часть экспозиции музея пряников посвящена резным деревянным доскам, под пряники выполненным. Это высокохудожественные изделия и, кстати, стоят дорого. «Очень многие раритетные резные пряничные доски сейчас выставлены в музеях Нижнего Новгорода и Москвы», - то ли сокрушаются, то ли гордятся этим обстоятельством музейные экскурсоводы.
К фестивалю тоже музей открыли, назвали его музеем Рождества и Святок, а представлены в его экспозиции  прежде всего стеклянные елочные украшения.
«Промыслу этому на  нижегородской земле уже  75 лет, - объясняет Юлия Мартьянычева, руководитель отдела продаж   фабрики «Ариэль». - С ноября 1936 года  наладила их  производство местная артель. Сегодня же это фабрика «Ариэль», предприятие, на котором работают самые высококлассные мастера-стеклодувы и художники по ручной росписи стеклянных елочных украшений. Мы такие шары елочные делаем, такие фигуры выдуваем, что весь мир уже знает по ним Городец. Экспортируем наш товар в США, Германию, Швейцарию, Норвегию, многие другие страны, даже в Австралию.  Когда Владимир Путин занимал президентский пост, он именно у нас разместил  заказ на набор расписных стеклянных шаров и подсвечников для подарка германскому канцлеру Герхарду Шрёдеру».

Город мастеров
Пожалуй, самая большая гордость городчан – открытый в прошлом году музейно-туристический комплекс «Город мастеров» на Александровской набережной. Все его искусно рубленые деревянные строения,  выполненные в традиционном стиле древнерусского зодчества, соединены переходами в единое целое. Не выходя на улицу, посетитель может осмотреть целый вернисаж изделий народных и художественных ремесел, побывать в шести мастерских и собственными глазами увидеть, как творят мастера свои шедевры. А будет на то желание – и самому попробовать свои силы в одном из промыслов под руководством опытных наставников, которые дают мастер-классы. При мастерских работают детские школы, которые готовят новое поколение народных умельцев.
«Самое ценное в Городце – это его замечательные люди, - подчеркивает Алла Морозова. - Не только мастеровые, как, например, Александра Соколова, главный художник, отработавшая на городецкой росписи более 40 лет и воспитавшая не одно поколение талантливых учеников. Как заместитель директора и начальник экспериментально-художественной лаборатории ООО «Торговый дом Городецкая роспись» Наталья Приваловская, чьи работы недавно отметил престижными выставочными премиями Париж. Почет и уважение таким людям, как Геннадий Белов, который весьма преуспел в банковском деле, но из патриотических побуждений вложил огромные средства в погибавшее в 1990-х годах местное золотошвейное предприятие. Сейчас он генеральный директор ООО «Городецкая золотная вышивка». И промысел этот оживает на глазах.

Сергей СВИСТУНОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72