Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Август 2010
« Вернуться к журналу  

Вологодская цивилизация

Вологодское масло, Золотая рыбка и Дед Мороз – самые известные туристические бренды одной из самых крупных в европейской части России областей. По площади - 145 тысяч квадратных километров — Вологодчина превосходит, например, такую страну, как Греция. И как Греция является прародительницей сегодняшней европейской цивилизации, так и цивилизация российская, сам русский характер очень многим обязаны вологодским землям, которые с давних времен называли Северной Фиваидой.
Именно здесь находится крупнейший в Европе монастырь — Кирилло-Белозерский. Он и другие монастыри Русского Севера - Ферапонтов, Павло-Обнорский, Корнилиево-Комельский, Гледенский - были не только духовно-просветительскими и хозяйственными центрами, но и важнейшими крепостями. В Вологодской области можно успешно развивать культурно-познавательный, усадебный, паломнический, событийный, сельский и экологический туризм.

Дед Мороз впереди

Развитие отрасли поддерживается рядом нормативных актов, принятых в 2008–2009 годах - законом «О туризме и туристской индустрии на территории Вологодской области», постановлениями областного правительства «Стратегия развития сферы туризма Вологодской области до 2020 года», «О стратегии развития проекта «Великий Устюг — родина Деда Мороза до 2020 года» и другими.
Туризм обеспечивает 4% в структуре валового регионального продукта и развивается столь динамично, что даже в прошлый кризисный 2009 год, количество путешествующих по области увеличилось на 2% и составило 1,36 млн человек. Правда, 75% из них составляют экскурсанты, организованно приезжающие на срок, не превышающий 24 часа. Около 100 тысяч гостей приезжают для отдыха в сельской местности. Весьма примечательно, что в некоторых районах, дотоле считавшихся совсем не туристическими, турпоток увеличился весьма существенно, например, в Вашкинском районе — в 2 раза, в Тарногском — в 1,7 раза, в Шекснинском — в 1,5 раза.
«Ничего удивительного в этом нет, - считает первый заместитель губернатора области Николай Виноградов, - сегодня 17 районов нашей области из 26 имеют собственные туристические бренды. Например, Череповец — город лидеров, Грязовец — кружевная столица России, Вытегра — морская слава Вологодчины». Самый знаменитый из них — безусловно, великоустюгский Дед Мороз, «родившийся» еще в прошлом веке — в 1998 году.
За прошедшие годы в этот проект вложено 1,7 млрд рублей, полученный доход составил 2,3 млрд рублей (в 2009 году - 500 млн рублей). Если в первые годы нынешнего века в Великом Устюге была только одна, построенная еще в советские времена гостиница и один ресторан, то сегодня гостей принимают 30 коллективных средств размещения на 2338 мест и 24 предприятия общественного питания, 9 специализированных магазинов сувенирной продукции.
Поток туристов на берега Сухоны за это время увеличился почти в 70 раз, а сам Дед Мороз претендует на то, чтобы стать официальным талисманом Олимпиады-2014. Но не только в цифрах дело - одна из главных заслуг великоустюгского Деда Мороза перед вологодским туризмом состоит в том, что он служит весьма притягательным примером, своеобразным флагманом туристического развития для остальных районов.
«Если кто-то из глав районных администраций начинает сомневаться в пользе развития туризма, мы немедленно отправляем его в Великий Устюг»,  — подчеркивает Николай Виноградов.
Фото – Виноградов, Дед Мороз

К русским колумбам
Не нуждается в особой раскрутке и неофициальная столица Северной Фиваиды (так называется и тур, разработанный к 2000-летию христианства) — 18-тысячный Кириллов, встречающий туриста древностями четырех монастырей — Кирилло-Белозерского, Ферапонтова, Горицкого и Нило-Сорского.
Кирилловский район посещают до 250 тысяч туристов в год, но большая их часть — пассажиры круизных теплоходов. Зимой туристов (гостиничная «емкость» Кириллова и его окрестностей — 500 мест) значительно меньше, и одна из основных задач местной администрации, по признанию главы района Сергея Усова, - развитие событийного туризма. Премьера последних лет — зимний праздник «В снегах Кириллова». Нуждается в коренной реконструкции и дорожная сеть Кирилловского и соседних районов, но это — дело ближайшего десятилетия.
Впрочем, не только Великим Устюгом и Кирилловым жив вологодский туризм. Некоторые областные бренды «напрашивались» давно и как бы сами собой. Например, в расположенной на великоустюгском тракте 11-тысячной Тотьме, известной тем, что именно в ней родились пятеро великих русских землепроходцев XVII–XVIII веков. Естественно, что Тотьма стала называться городом русских колумбов. Тем более что современный колумб - Федор Конюхов организует здесь детскую Школу путешественников.
Старейшим городом Вологодчины и одним из древнейших городов России является впервые упомянутый в 862 году в «Повести временных лет» Белозерск, в котором в начале 1970-х Василий Шукшин снимал «Калину красную». Город сохранил немало древних памятников, среди которых выделяется полное кольцо гигантских крепостных валов, но все время после окончания строительства Беломорско-Балтийской водной системы он оставался вне туристских маршрутов.
Образовавшееся после подъема уровня воды в Белом озере мелководье исключило подход к городскому причалу даже самых небольших судов. Но возможно, что через несколько лет 10-тысячный Белозерск (турпоток за последние четыре года здесь вырос в 1,5 раза) займет подобающее ему место на туристическом рынке — на средства федерального бюджета будут проведены масштабные дноуглубительные работы и построен новый причал.
Вообще со временем Белое озеро (площадь — 1300 квадратных километров), одно из крупнейших озер Европы, может оказаться в плотном туристическом кольце - на его берегах находятся и «Святая земля Руси» (бренд Кирилловского района), и весьма изобильный водными ресурсами Вашкинский район, ставший недавно «Царством Золотой рыбки». В райцентре, 4,5-тысячном Липином Бору, недавно открыты два гостевых комплекса - «Берег» и «Каменный бор».
Фото Кириллов, Серебрякова

Страницы Устюжны
Но и в Тотьме, и в Белозерске, где в прошлом году открыт небольшой гостевой дом «Солнышко», и во многих выходящих на туристическую арену малых городах Вологодчины еще предстоит построить современные средства размещения. В 2009 году введены в эксплуатацию гостиничный комплекс «Русский дворик» в селе Ферапонтово (24 места, ресторан на 60 мест), гостевой дом в центре народного промысла - селе Куракино Кирилловского района, гостиничный комплекс «Парус» в поселке Шексна, гостиница на 26 мест «ARM Премьер» в Череповце. Но этого пока явно мало. В нынешнем году откроются две  гостиницы общей вместимостью 100 мест на Ежозере в Вытегорском районе, два гостевых дома в деревне Есиково близ областного центра, где недавно завершилось строительство горнолыжной трассы с электроподъемником.
Один из самых колоритных городов Вологодской области — лежащая почти на границе с Тверской областью на реке Мологе Устюжна (бренд - «Город кузнецов»). Несколько столетий назад она звалась Устюгом Железным и была одним из главных арсеналов страны. Именно в Устюжне Строгановы построили одну из пяти великолепных церквей, которые ныне называются строгановскими.
В начале XIX века уже в сугубо мирной Устюжне произошел забавный случай, который по одной из версий послужил для Гоголя сюжетной основой «Ревизора» (отсюда и «народный» бренд Устюжны - «город «Ревизора»»). В 15 км от Устюжны находится подлинная, но мало пока кому известная жемчужина Вологодской земли — усадьба Батюшковых Даниловское (в деревянном доме 1813 года постройки работает музей), в которой в начале ХХ века по приглашению хозяев несколько раз бывал и весьма плодотворно работал Александр Куприн. Еще несколько лет назад понятие о русской усадебной культуре почти не ассоциировалось с Вологодской областью, теперь же туристов готовы принимать не только Даниловское, но и усадьбы Брянчаниновых, Гальских, усадьба русского поэта Игоря Северянина.

Настоящий клад
Лежащая неподалеку от берегов Онежского озера старинная Вытегра знаменита сегодня не только природными красотами (водопад Падун), музеями (дом поэта Николая Клюева) и историко-архитектурными памятниками. Исключительно популярна у туристов, особенно юного возраста, недавно установленная подводная лодка Б-440. Однако главной своей достопримечательности, подлинного шедевра русского зодчества — 23-главой деревянной Покровской церкви Вытегра лишилась в 1960-е годы. И если бы реализовался давно существующий проект ее воссоздания, Вытегра стала бы ничуть не менее популярным, чем те же Кириллов и Ферапонтово, туристическим центром области.
Музей Николая Клюева в Вытегре принадлежит к музеям нового поколения, каких в Вологодской области появилось довольно много: Музей дипкорпуса в областном центре,  культурно-туристический центр «Рыбацкая слобода» с музеями самовара и половика в Шекснинском районе,  Музей вологодского масла — старейшего бренда Вологодчины - в музее-заповеднике «Семенково». В нынешнем году должен открыться музей льна и бересты в селе Горицы Кирилловского района. В Горицы за сезон заходит более восьмисот теплоходов, и для них неподалеку, в деревне Кузино построен новый современный причал.
Все большее место в структуре сегодняшнего вологодского туризма занимают новые сельские туры: «В гостях у тетушки Коровы», «По лесной тропинке», «Русская деревня ХХI века» (Грязовецкий район), «В гости к равнице», «Куракинская керамика» (Кирилловский район), «Живая старина (Нюксенский район»), «Сизьма — самобытный уголок Вологодчины», «В гостях у пасечника» (Шекснинский район) и другие.
Безусловно, статистические показатели развития вологодского туризма, особенно в кризисный период, впечатляют. Но куда важнее другое — опыт Вологды последних лет, на который стоило бы обратить внимание, ясно доказывает, что ресурсы для развития туризма есть практически везде, даже в самых глухих и внешне «нетуристических» углах. Было бы желание замечать и разрабатывать их.

Георгий ОСИПОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72