Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №10, Июль 2010
« Вернуться к журналу  

По страсбургскому счету
Зачем нужен офис по туризму? Ответ на этот и многие другие вопросы искали участники первого международного практического семинара «Организация туристской деятельности города. Успешная практика туристско-информационных центров (ТИЦ) в России и за рубежом» в Великом Новгороде. Мероприятие собрало несколько десятков представителей туристических администраций, специалистов туристских информационных центров России и зарубежья из более чем двух десятков городов. Основными темами для обсуждения и обмена опытом стали стратегическое развитие рекреационных направлений, государственно-частное партнерство в туризме, повышение информационного комфорта туристов и создание уникальных туристских событий.
Как строить отношения с властью и бизнесом? Стоит ли принимать в партнерство всех или надо делать это избирательно? На чем может зарабатывать ТИЦ, а какие услуги для туристов должны быть бесплатными? В какой организационной форме может работать ТИЦ? Вопросов было множество, обсуждение проходило как в залах заседаний, так и в кулуарах.
Место проведения семинара было выбрано не случайно. Именно в Великом Новгороде в 2001 году в рамках программы «TACIS — породненные города» создали первый в России туристский офис на базе партнерства бизнеса и власти. При реализации проекта использовали опыт туристского офиса Страсбурга. Города до сих пор успешно сотрудничают, так что не удивительно, что к участию в мероприятии пригласили и французских коллег.
Советник мэра Страсбурга по вопросам развития туризма Жан-Жак Гзель, выступая перед собравшимися, подчеркнул, что, несмотря на большую разницу в возрасте и «весе» - страсбургскому офису 108 лет, в нем работает до 90 человек, а параметры его «коллеги» в Великом Новгороде — 9 лет и 9 человек, - им есть чему поучиться друг у друга.
«Даже нам, с нашими гораздо более крупным бюджетом и более широкими возможностями, все равно приходится делать выбор и сосредотачиваться только на некоторых наиболее перспективных направлениях, - заявил он. - И то, чего достигли в Великом Новгороде - за время работы офиса турпоток в город вырос вдвое - за столь короткий период и в таких сложных условиях, - внушает уважение».
Хорошо знакомый новгородским коллегам французский гость подчеркнул, что достижения Страсбурга – плод активной и целенаправленной работы в течение десятилетий. «Благодаря собственным доходам наш офис чувствует себя вполне уверенно и сам определяет, на каком проекте стоит делать акцент, - констатировал Жан-Жак Гзель. – Мы можем себе позволить участие в крупнейших мировых выставках. Принимать в свое сообщество только достойных и исключать тех, кто не оправдал ожиданий».
Председатель Комитета по туризму и зарубежным связям администрации Великого Новгорода, вице-президент некоммерческого партнерства «Офис Туризма Великого Новгорода» Исак Фрейдман отметил, что главными инструментами для успешного построения эффективного ТИЦ должны быть системное партнерство между властью и бизнесом, а также прозрачное финансирование и понятные правила игры.
«В этом сложном деле нужно правильно сочетать метод убеждения и использование административного ресурса, - заявил он. - Считаю, что ТИЦ должен быть максимально близок к экономическому блоку в управлении городом, но при этом очень тесно сотрудничать и с блоком культуры. Нужно занять достойное место на рынке, найти нужный формат, правильно определить его географическое расположение. Офис должен находиться там, куда приходит каждый турист, – иначе нет смысла его организовывать. Главная задача ТИЦ – продвигать город, правильно привлекая в него туристов. А еще важно организовать комфортную среду для приема гостей, превратить офис в площадку, на которой участники партнерства могут обсуждать волнующие их проблемы. Когда мы создавали наше партнерство, я был уверен, что забежали на 3–4 года вперед, и постепенно российское законодательство изменится для нас в лучшую сторону. К сожалению, не изменилось, и проблем меньше не стало».
Каждый из спикеров семинара представил свой раздел. Директор офиса туризма Страсбурга Патрис Жени, например, подробно рассказал об его организационной структуре, бюджете и работе с таким инструментом, как CityPass. Директор по стратегическому развитию консалтинговой группы «Город Мастеров» (Петербург) Тамила Железняк — об организации партнерских отношений в сфере туризма. Сотрудник НП «Офис туризма Великого Новгорода» Оксана Чернега поделилась опытом организации и становления своего ТИЦ с российскими коллегами.

Ровесник туризма
Страсбургскому туристскому офису 108 лет, в нем работает до 90 человек. Сейчас город ежегодно принимает 11 млн туристов  и занимает в стране третье место по популярности после Парижа и Лазурного берега. Туристский офис только на продаже карт зарабатывает в год до 100 тысяч евро, а главный его проект - масштабная ярмарка «Страсбург – столица Рождества» - при затратах в 2 млн евро приносит доходов в 80 раз больше.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Антон АФАНАСЬЕВ, директор Автономного учреждения Калужской области по туризму «Калужский край»
В нашем регионе создано специализированное учреждение, которое занимается привлечением туристов и продвижением дестинации. В то же время в областном Министерстве спорта, туризма и молодежной политики есть отдел развития туризма. Мы стараемся максимально координировать свои действия, поскольку задача у нас одна. В отличие от Великого Новгорода, мы начали развивать туризм не так давно, поэтому нам есть чему поучиться у коллег. Для себя мы уже определили два основных направления, в которых намерены работать наиболее активно – паломнический и сельский туризм. Для последнего, к примеру, разработана региональная программа, выделены необходимые бюджетные средства, с помощью которых осуществляется продвижение туристских объектов и субсидирование некоторых из них, а также обучение специалистов.

Нина ШУЛЬГИНА, руководитель Туристско-информационного центра Тюменской области
Учредителями нашего ТИЦ выступают как власти - правительство региона и администрации ряда городов, так и бизнес - турфирмы, гостиницы и т. д. Тот путь, который «Красная Изба» прошла за 9 лет, мы прошли за пять. Многие проблемы, о которых шла речь в дискуссиях на семинаре, нам хорошо понятны. Такие собрания очень полезны, поскольку позволяют обменяться опытом. Ведь у каждого своя «изюминка», свой подход к установлению отношений между участниками партнерства. Мы, например, сделали ставку на деловой туризм и не без помощи администрации области «подмяли» под себя проведение всех деловых мероприятий. Сейчас гостиницы и транспортные компании бьются за то, чтобы стать нашими партнерами. Получая агентскую комиссию, наш ТИЦ может активно работать. Более того, мы открыли представительство в Германии. У нас есть 500 неопубликованных фото семьи Романовых, и теперь мы готовы организовать их показ в Европе.

Оксана ЧЕРНЕГА, исполнительный директор НП «Офис туризма Великого Новгорода»
За время работы нашего офиса мы прошли большой путь. И сейчас мы совершенно отчетливо понимаем: главная задача ТИЦ - установление тесных взаимовыгодных партнерских отношений со всеми, кто заинтересован в продвижении города и привлечении в него туристов. Не все решают деньги – надо искать союзников, с помощью которых многие вопросы решаются значительно легче и проще. Увы, но пока в России ТИЦы не столь влиятельны, как в Страсбурге. В Нижнем Новгороде подобное учреждение закрыто, а в Пскове не имеет необходимого влияния. Поэтому одной из целей семинара стало желание поделиться своими наработками, сделать так, чтобы другие российские ТИЦ не наступали на грабли.

Владимир СЕРГАЧЕВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72