Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №10, Июль 2010
« Вернуться к журналу  

Президенту пора в отпуск
Два события разного масштаба повлияли в последние годы на развитие туризма в российских регионах. Во-первых, мировой экономический кризис. Во-вторых, как ни странно это звучит — отпускная поездка президента России по Волге в августе 2008 года — в Угличе он провел совещание по вопросам развития внутреннего туризма. Прямым следствием стало внесение осенью того же года  Государственной думой поправок в хорошо известный 31-й закон, в соответствии с которым туризм вошел в сферу компетенции региональных и муниципальных властей. Иначе говоря, у тех, кто хотел развивать туризм, оказались, наконец, развязаны руки.

А нельзя ли без банкета?
О кризисе представители туристических администраций и турфирм говорят в общем единодушно: все могло быть гораздо хуже. Конечно, кошельки потенциальных клиентов изрядно похудели, но спрос на поездки по России почти не уменьшился. Увеличился интерес к недорогим маршрутам, особенно в праздничные дни. Потенциальные покупатели новогодних туров нередко спрашивают: «А нельзя ли без банкета?» В целом очень афористично эту тенденцию выразила неизвестная посетительница последней выставки «Интурмаркет», формулируя свои пожелания представителю турфирмы: «Вы нас привезите и разместите, а уж чем себя занять и развлечь, мы и сами найдем».
Экономический кризис в сочетании со стремительным подорожанием авиационных и железнодорожных билетов сделал для многих жителей, например, европейской России практически невозможными поездки в дальние регионы страны — в Сибирь, на Байкал, на Дальний Восток. Скоро, как грустно шутят эксперты, можно будет говорить о появлении на территории России нескольких самодостаточных «туристических пространств», а некоторые амбициозные проекты — вроде «Большого Золотого кольца России», очевидно, останутся делом весьма далекого будущего. Да что там Сибирь и Байкал - к примеру, в прошлом году на туристическом рынке появилась новинка — маршрут «Три столицы», включающий посещение Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Удовольствие будет явно не из дешевых, если учесть, что сегодня самый недорогой авиабилет из Москвы в Казань стоит около 30 тысяч рублей.

Вечнозеленое древо проблем
Кризисы, как известно, приходят и уходят,  а давно известные и набившие оскомину «вечнозеленые» проблемы отечественного туризма — современные гостиницы, комфортабельные автобусы, хорошие дороги - остаются. И если в последние годы — даже там, где о туризме прежде вообще не слыхивали,  — появляется все больше вместительных и удобных «Мереседесов» и «Неопланов», а также баз размещения на любой вкус и карман, то требующая куда больше времени и затрат реконструкция дорожной сети во многих регионах (Архангельская, Ленинградская, Вологодская, Тверская области)  серьезно сдерживает развитие туристической отрасли.
Пожалуй, самый яркий пример — 1000-километровая федеральная трасса «Балтия» (она же - Новорижское шоссе), наиболее короткая дорога от Москвы до единой Европы. На дворе — XXI век, а еще совсем недавно за Ржевом — и практически вплоть до границы с Латвией — на ней не было ни АЗС, ни кафе, ни тем более мотелей. 
Несколько лет назад один из российских вице-премьеров в сердцах назвал эту дорогу «нетихим ужасом», после чего началась ее реконструкция и обрастание инфраструктурой. Но на сколько лет этот процесс растянется, особенно в условиях экономических неурядиц?
Гостиницы и гостевые дома во многих областях в последние годы растут буквально как грибы — это весьма красноречиво и положительно свидетельствует о том, что и власти, и бизнес постепенно осознают, что в нынешних условиях туризм является тем локомотивом, который может помочь «набрать скорость» многим региональным экономикам. Но эти новопостроенные базы размещения, понятно, нуждаются в загрузке не только в высокий сезон и в дни праздников. А таким незаменимым «оружием» организаторов туризма, как гибкая система скидок, в России пока что владеют, мягко говоря, немногие.
В известной мере образцом — пусть и весьма дорогостоящим - может служить недавно построенная плесская гостиница «Фортеция», имеющая целую систему ценовых категорий. Заказ номера больше чем за неделю — одна цена, менее чем за  неделю - другая, в день приезда — третья (самая высокая), в будние дни цены заметно снижаются.
Как же быть? Хорошо известен и весьма показателен пример гостиницы, построенной к пушкинскому юбилею в нижегородской глубинке, в селе Большое Болдино. Юбилей давно прошел, а гостиница для всех окрестных областей даже в низкий сезон является престижным местом для проведения совещаний, конференций и прочих корпоративных мероприятий. Но весьма дорогую инфраструктуру для делового туризма могут позволить себе хозяева отнюдь не всех новых отелей, особенно небольших. Выход, возможно, — в повсеместном развитии событийного туризма, тем более что за весьма успешными находками в этой сфере ехать в буквальном смысле недалеко.
Например, в Суздаль на Праздник огурца или в совсем глухое некогда ярославское село Кукобой — на дни Бабы-Яги. Во Владимирской области уже не первый год «столбит» свое место на туристическом рынке фестиваль «Богатырские забавы». В нынешнем году события этого фестиваля, происходящие в областном центре и в нескольких уездных городах, распределены по трем летним месяцам. Может быть, именно такой прием принесет успех?

«Охраняя свой удел не у дел»
Очень неблагоприятно влияет на повсеместное развитие событийного туризма позиция многих туристических фирм, предпочитающих работать по известному принципу «лучшее - враг хорошего». Один пример – с большим успехом проходит в больших и даже малых городах сравнительно недавно появившийся у нас майский праздник «Музейная ночь». Но бесполезно искать в «репертуаре» самых солидных турфирм программы, связанные с ним.
Отнюдь не на пользу развитию внутреннего туризма — и многие авторитетные специалисты это хорошо понимают — увы, вполне обычная для России региональная разобщенность. «А там, во глубине России, там вековая тишина». Способ мышления руководителей некоторых регионов мало изменился со времени написания этих крылатых строк, хотя отчетливо выраженное мнение первого лица государства помогло многим, в особенности уездным начальникам осознать, что «доить» туристическую корову можно лишь после сытной кормежки и тщательного ухода за ней, читай — вложения средств на перспективу.
И перелом этот произошел буквально на глазах, в самые последние годы. «Да какой там туризм, у меня половина глав местных администраций до сих пор компьютеров боится!» - услышал автор в первый год нового века от тогдашнего главы комитета по туризму одной очень «продвинутой» ныне в этом отношении области. Намечающиеся положительные тенденции в сфере организационной закрепило создание в 2007 году Ассоциации  малых туристических городов России (Президент АМТГ — глава Угличского муниципального района Элеонора Шереметьева, сегодня в ассоциацию входят 7 городов из разных областей). С недавних пор АМТГ успешно сотрудничает с аналогичной французской ассоциацией Assosiasion Nationale des Maires des Stations Classees et des Communes Touristiques.
Очень отраден факт появления в сфере отечественного внутреннего туризма новых организационных форм. Кто и что слышал еще лет десять назад о туристско-информационных центрах? Высоту планки задал созданный десять лет назад в Великом Новгороде по страсбургским лекалам ТИЦ «Красная Изба», являющийся одним из двигателей развития туризма на берегах Волхова. Пример оказался заразительным — не менее успешно работает ТИЦ, например, в Казани, а в Ленинградской области появилась целая сеть таких центров.
Способствует развитию туристической отрасли в регионах и фактический приход в нее крупных благотворительных фондов, таких как «Меняющийся музей в меняющемся мире», возглавляемый Владимиром Потаниным. С его помощью реализованы десятки музейных проектов во всей стране, которые явно будут способствовать росту турпотока.
Наконец, исключительно важно то, что изменение отношения к туризму — не столь, конечно, быстрое, как иногда хотелось бы - постепенно происходит не только в сознании областных и уездных начальников, но и на самом что ни на есть «низовом» уровне,  в головах самых простых людей в самых обычных, находящихся на самой что ни на есть «туристической целине» деревнях и селах, обитатели которых до того, возможно, воспринимали туризм исключительно как потребители. А ныне поняли — как, например, в «неперспективных»  некогда селах Котелино и Желанное в рязанской глубинке, Охотино, Кирьяново и Костюрино в мышкинском Заволжье - что только туризм может помочь им сохранить свою «малую родину».

Что у вас, ребята, в областях?
В заключение стоит посмотреть на карту европейской России с точки зрения развития туризма. При всей условности подобной классификации некоторые тенденции и особенности просматриваются весьма отчетливо.
Впереди, как говорят в России, на лихом коне две области, которые можно назвать маяками отечественной туристической отрасли — Ярославская и Владимирская. К сожалению, из этой категории в кризисные годы явно выпало немало преуспевавшее в первой половине 2000-х годов Подмосковье. Две основные черты этих регионов — постоянное развитие туристической инфраструктуры (количество гостиниц и гостевых домов в том же Суздале уже с трудом поддается подсчету) и выход туризма даже не на уездный, а уже на волостной уровень. Другими словами, отчетливое понимание того, что малый, но сплошь и рядом весьма дорогой туристический «золотник» есть практически повсюду — надо только дать себе труд заметить и «раскрутить» его.
Те области, туристические администрации которых также в полной мере осознали это, относятся к категории, как сейчас любят говорить, «поднимающихся с колен», постепенно осознающих ценность каждой частицы собственного историко-культурного наследия. Сюда относится Тверская область, первой из российских регионов разделившая всю свою территорию на восемь туристических зон и подкрепившая серьезность своих намерений изданием отличных путеводителей по каждой из них. Новгородская область, где стремительное и динамичное развитие туризма непосредственно в областном центре служит примером и для собственной глубинки, и для соседей. Строго говоря, отнести два этих региона к первой категории мешает только досадная неразработанность туристической инфраструктуры на так называемой «государевой дороге» Москва - Петербург.
Заслуживает внимания к своему опыту Вологодская область, в которой две трети районов уже имеют собственные  туристические бренды.
Совершенно особое место в этой категории занимает один из богатейших во всех отношениях в России Пермский край, в последние два года сделавшийся одним из главных в стране поставщиков новостей по культурно-событийной части. Налажены дороги в северные города-заповедники — Соликамск, Чердынь, Усолье, о пермских фестивалях — знаменитой «Камве», выставках центра Марата Гельмана в здании бывшего пермского речного вокзала, общероссийском смотре провинциальных театров в Лысьве, оперных премьерах на сцене бывшего лагеря Пермь-36 пишет вся, не только туристическая пресса. Чем не основа для круглогодичного развития событийного туризма? 
На этом же пути, осложненном экономическим кризисом, находится Калужская область, только в последние 2-3 года осознавшая, что в ее заветном туристическом ларце имеется буквально все — от царских регалий и святых монастырей до современнейших космических кораблей.
Автор не принадлежит к сторонникам пресловутого географического детерминизма. Тем не менее нельзя не заметить, что наиболее активно и динамично развивается туризм в областях, лежащих к северу и востоку от Москвы. Практически все те, что находятся в полосе российского Черноземья — Тульская (за исключением самой Тулы, Ясной Поляны и Крапивны), Орловская, Тамбовская, Липецкая, Курская, Пензенская  пока относятся к категории так называемых «спящих красавиц». С одной стороны — богатейшее, не сказать бы больше, историко-культурное наследие. В Липецкой области — прославленный Иваном Буниным Елец, один из самых красивых и знаменитых малых городов России, Задонск — «русский Иерусалим», станция Астапово, которую в год 100-летия смерти Льва Николаевича Толстого можно было бы сделать местом паломничества всех россиян. Можно было, но — увы...
Орловская область могла бы поразить туриста не только тургеневской усадьбой Спасское-Лутовиново (по части усадебной исключительно богаты практически все черноземные губернии), но и Болховом, являющимся, по сути, городом-заповедником под открытым небом. Но — кто знает сегодня те же Болхов и Елец? Кто знает Богом и людьми забытую Брянскую область, которая, имея Овстуг, Красный Рог, Почеп, Свенский монастырь, ни разу за последние полтора десятка лет не появлялась на туристических выставках? Хотя в этих регионах появляется все больше вполне современных баз размещения — как, например, гостиничный комплекс «Орловское полесье». Но и достопримечательности, и объекты размещения доныне остаются, философски говоря, вещью в себе. Конечно, и там со временем ситуация изменится к лучшему. Но хотелось бы, чтобы раньше, чем позже. Не дожидаясь очередного отпуска президента страны.

Георгий ОСИПОВ
 
Богатырские забавы: экскурсия в прошлое
Фестиваль во Владимирской области удовлетворит запросы самого привередливого путешественника

Экскурсионной программой по городам Золотого кольца и малым городам России нынешнего туриста уже не удивишь. Монастыри, церкви, памятники, князья… Фото на фоне одного памятника, с колокольни другого, у ворот третьего… Все мешается в голове бедного экскурсанта, особенно, если тур многодневный.
Во время фестиваля «Богатырские забавы» во Владимирской области турист может не только посмотреть памятники архитектуры и ознакомиться с историей, но главное - он может прочувствовать атмосферу того времени.
Во многом такое погружение в эпоху достигается за счет интерактивности. Исторические персонажи поджидают гостей уже на подъезде к городам и будут сопровождать туристов весь день. Сначала на ярмарку, чтобы прочувствовать колорит  времени да прикупить товаров, характерных только для этих городов. На театрализованное представление, где гостю покажут минувшую эпоху со всеми подробностями. Потом на обед из блюд старинной русской кухни.
На так называемых «Локальных мероприятиях» гости фестиваля смогут из арбалета пострелять, кольчугу примерить, в  играх и забавах предков поучаствовать. Экскурсионная программа фестиваля разработана так, что отражает время, куда совершает путешествие турист.
В сентябре фестиваль пройдет в трех городах области – Юрьеве-Польском – 4 сентября, Александрове – 5 сентября и Владимире – 18 сентября. Составляющие программы фестиваля во всех городах одинаковые, так что туристу только остается выбрать, в какую эпоху совершить путешествие.
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72