Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Июнь 2010
« Вернуться к журналу  

«Гюльчатай, открой личико»
Новые правила и технологии безопасности в аэропортах

В наше тревожное время, когда главный вызов системам безопасности в аэропортах мира бросает международный терроризм, едва ли не на первый план выходят, наряду с вопросами безопасности полетов, задачи максимально эффективного контроля за допуском на борт воздушных судов исключительно законопослушных пассажиров и багажа, не содержащего никаких неприятных сюрпризов.

Компьютерным оком
Многие аэропорты сейчас устанавливают в своих терминалах новое поколение систем охранного видеонаблюдения с компьютерным зрением – так называемые IP-системы.  Например, с осени прошлого года в стамбульском международном аэропорту Сабина Гокчен (пассажиропоток – 25 млн человек в год) действует IP- система Endura 2.0 от американской компании Pelco. Это сеть из более чем 1300 видеокамер (в том числе свыше 900 мегапиксельных камер Sarix), запись с которых идет на 60 сетевых регистраторов серии NSM5200. «Выбор в пользу именно решения Pelco обусловлен передовыми технологиями хранения данных, поддержкой мегапиксельных камер и успешным опытом эксплуатации аналогичной аппаратуры в рамках системы управления уличным движением Стамбула», - с гордостью подчеркивает Юсуф Зия Онсел, менеджер проекта со стороны Pelco.
Шереметьево выбрало IP-систему Orwell 2k. В новом, недавно сданном в эксплуатацию терминале Е, ЗАО «Евразия Телеком Регионы» и НПЦ «ЭЛВИС» реализовали  совместный проект интегрированной системы безопасности,  в состав которой вошли IP-система Orwell 2k (92 видеокамеры первого этапа и 83 видеокамеры второго этапа), система управления доступом и учета рабочего времени Senesys (до 100 тысяч пользователей плюс 120 точек контроля доступа) и система охранной сигнализации.  Проект реализовали в рекордно короткий срок: от начала проектирования до сдачи системы прошло менее пяти месяцев. Система работает  круглосуточно при любых погодных условиях, она в реальном времени обнаруживает и классифицирует цели (людей, автомобили),  распознает тревожные ситуации: появление людей и транспорта в зонах ограниченного доступа, оставленный бесхозный предмет в зоне контроля, задержку лиц более установленного времени у транспортерной ленты багажной системы и другие внештатные ситуации. В автоматическом режиме система выводит крупные изображения с поворотных видеокамер для более детального просмотра. Кроме того, если ей поставить такую задачу, система может фиксировать случаи и уведомлять службу безопасности о любом приближении людей или автотранспорта к воздушным судам, находящимся на стоянке или осуществляющим движение к взлетно-посадочным полосам.
При этом, в соответствии с поставленной задачей, она, например, обнаруживает и классифицирует людей и транспортные средства, приближающиеся к самолетам, но не реагирует на обслуживающий персонал возле авиалайнеров. Система адаптируется к внешним условиям: отблески влажной поверхности поля и проблесковых маячков не приводят к ложным срабатываниям.
В IP-системе Orwell 2k реализован принцип «один объект — один оператор»: то есть оператор всегда имеет полное представление о состоянии объекта, получая информацию о возникновении неординарных ситуаций в автоматическом режиме. В реальном времени информация выводится на карту объекта, что  позволяет не просто снизить нагрузку на оператора, но и сократить численность сотрудников авиационной безопасности, расширить функциональные возможности группы наблюдения.

Биометрический контроль
В рейтинг наиболее важных инноваций и достижений в сфере технологического оснащения современных аэропортов за прошедшее десятилетие, который составила авиакомпания British Airways, вошли биометрические системы пограничного контроля (БСПК). Одна из таких систем - идентификация авиапассажиров по радужной оболочке глаз (IRIS). Еще в 2003 году правительство Великобритании приняло решение установить в десяти аэропортах страны аппараты IRIS. С апреля 2008 года IRIS работает во всех терминалах главного лондонского аэропорта Хитроу.
Активнейшим образом внедряет Великобритания и другие БСПК. В частности, с начала года начали пилотное тестирование системы сличения цифровой фотографии в паспорте с лицом проходящего контроль пассажира в лондонском аэропорту  Станстед (ежегодный пассажиропоток - до 23 млн человек). Осуществляет эксперимент Британское пограничное агентство и оператор Станстеда — компания BAA. Ожидается, что вслед за Станстедом пункты БСПК установят еще в десяти терминалах британских аэропортов.
Внедрение IRIS и прочих биометрических технологий является частью правительственной программы «электронных границ», общая стоимость которой оценивается в 1,2 млрд фунтов. Главная ее цель — предотвратить въезд в Британию лиц, подозреваемых в терроризме, криминальных элементов и нелегальных мигрантов. Она также позволяет автоматизировать иммиграционные проверки, значительно сокращает время пребывания пассажиров в аэропортах.
Во Франции предпочтение отдали сличению биометрических данных паспорта не по радужной оболочке глаз, а по отпечаткам пальцев, которые требуется наложить на экран специального сканера. Идентификация происходит автоматически. Первым ее опробовал в прошлом году французский министр по делам иммиграции Эрик Бессон, после чего такую БСПК стали применять в парижском аэропорту Руасси – Шарль де Голль. Сейчас ее монтируют и в других  воздушных гаванях Франции.
Аналогичные системы уже с успехом работают также в Португалии, Голландии и Германии.
Биометрические системы контроля используют не только в отношении пассажиров, но и для  защиты «запретных зон» от проникновения посторонних лиц, которые, например, могут, облачившись в форменную одежду и загримировавшись, попытаться выдать себя за аэропортовых служащих. Сейчас, например, такой системой со скоростью проведения идентификации в одну секунду и допустимой погрешностью всего в 0,01%, полностью оборудуют весь огромный комплекс пекинского аэропорта Шоуду.
В Соединенных Штатах пошли еще дальше: Управление транспортной безопасности  (Transportation Security Administration — TSA) этой страны объявило о внедрении в общенациональном масштабе программы биометрической идентификации экипажей авиалайнеров. Концепция этой программы разработана Международной ассоциацией пилотов коммерческих авиалиний (Air Line Pilots Association — ALPA) еще в 2007 году. Теперь она  получила полное одобрение и поддержку со стороны TSA, после чего ей дали «зеленый свет» для  реализации в американских аэропортах.
В аэропортах США, чтобы подняться на борт готовящегося к полету воздушного судна, экипаж обязан пройти строгий предварительный контроль. Каждый из членов команды предъявляет сотрудникам TSA оформленное его авиакомпанией официальное удостоверение. Кроме того, по принципу случайной выборки членов экипажа могут подвергнуть дополнительным проверкам, включая психологические. На этапе предполетного контроля станут также проводить биометрическую идентификацию, а результаты проверки сопоставлять с информацией в базе данных единой системы управления доступом в кабины самолетов.
Джон Прейтер, президент ALPA, публично заверил, что в скором времени система биометрической идентификации членов экипажей воздушных судов появится во всех американских аэропортах. Пилотное тестирование этой системы уже состоялось в международном аэропорту имени Маршалла, который обслуживает Балтимор и Вашингтон, международном аэропорту Питтсбурга и столичном аэропорту (Федеральный округ Колумбия).

Голые и смешные
С октября прошлого года аэропорт Манчестер в Великобритании первым в мире начал использовать сканер, который позволяет увидеть пассажиров обнаженными, не раздевая их. Устройство позволяет значительно ускорить проверку пассажиров на контроле безопасности и выявить спрятанное оружие, взрывчатку, наркотики и другие запрещенные к провозу вещи. Аппараты стоимостью по 80 тысяч фунтов стерлингов проходят сейчас пилотные испытания в одном из терминалов аэропорта. Пассажирам теперь не надо снимать обувь, ремни и верхнюю одежду, они просто заходят в кабинку, где с помощью рентгеновских лучей небольшой мощности создается трехмерное черно-белое изображение их обнаженного тела.
Администрация аэропорта всячески подчеркивает конфиденциальный характер использования аппаратуры. После просмотра офицером безопасности все изображения подлежат уничтожению. «Данные изображения не носят эротического или порнографического характера,  хранению они не подлежат, - уверяет начальник отдела качественного обслуживания пассажиров аэропорта Сара Барретт. – Кроме того, любой  пассажир вправе  отказаться от «просвечивания» и пройти традиционный личный досмотр с участием офицера безопасности своего пола». Окончательное решение о постоянной эксплуатации подобных сканеров и возможности их внедрения в других аэропортах страны министерство транспорта Великобритании примет через  год.

Метод Гильберта
Похоже, что уже в недалеком будущем в аэропортах смогут опять разрешить проносить различного рода жидкости на борт воздушных лайнеров. Эта надежда связана с успешной разработкой совершенно новой технологии быстрого обнаружения жидкостей, которые могут быть использованы в качестве взрывчатки или ее компонентов. Разработала ее группа немецких физиков из научно-исследовательского центра города Юлих. В основе технологии лежит метод спектроскопии Гильберта, который предполагает использование очень широкого светового спектра по определению химического состава жидкостей. Скорость идентификации – 0,2 секунды.
Самое главное, что этот метод  недорог. Ранее уже публиковались сообщения, что те или иные исследовательские центры разработали оригинальную  технологию по определению типов жидкостей. Скажем, достаточно эффективной оказалась технология ядерной магнитной спектроскопии, которая использует магнитные свойства химических ядер вещества для получения информации об образце жидкости. Но стоимость ее коммерциализации для массового использования в аэропортах или на вокзалах, где ежечасно приходится сканировать  тысячи сумок и чемоданов, оказалась слишком высокой.
Предлагались и вполне рентабельные способы проверки жидкостей, главным образом на базе индивидуальных особенностей материалов по отражению света. Собственно, во многих уже используемых системах безопасности применяются датчики  по измерению отражения или поглощения излучения. И результаты такого анализа можно просматривать на обычном компьютере.  Однако что делать с багажом, который поступает на досмотр закрытым?
Немецкие специалисты сумели этот барьер преодолеть. Они использовали радиоволны, излучаемые специальным устройством в диапазоне от нескольких гигагерц до нескольких терагерц. Такая аппаратура способна улавливать «химические отпечатки» просвечиваемых материалов, даже если они находятся внутри сумок и чемоданов.  Разработчики утверждают, что данный факт является принципиальным усовершенствованием световой технологии и позволяет работать со всем видимым цветовым спектром. На сегодняшний день ни один другой метод спектроскопии не может эффективно действовать в таком широком диапазоне. Дело осталось за малым: сконструировать и запустить в производство  аппаратуру, которую можно будет использовать для досмотра всех видов багажа в аэропортах.

Сергей СВИСТУНОВ

Собачий сканер
Служба безопасности тель-авивского международного аэропорта Бен-Гурион теперь пропускает через сканеры не только багаж пассажиров, но и летящих с ними животных. Если хозяин животного отказывается от такой процедуры, то он либо улетит без своего любимца, либо не улетит вообще. Израильская Общая служба безопасности (ШАБАК), обосновывая необходимость новой процедуры аэропортового досмотра, ссылается на эксперименты «Аль-Каиды» с пластиковыми взрывчатыми веществами. Она считает вполне вероятным сценарий, при котором террористы могут совершить теракт на воздушном судне, приведя в действие взрывное устройство, закрепленное на теле домашнего животного или внутри него. При этом к качестве главного аргумента  приводят недавнюю попытку убийства  руководителя разведки Саудовской Аравии принца Наифа, когда террорист Абдалла эль-Асири спрятал взрывчатку в заднем проходе, и ее не сумели обнаружить при личном досмотре.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72