Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №13, Сентябрь 2007
« Вернуться к журналу  

АЗБУКА ПУТЕШЕСТВИЙ: НЕПАЛ - ТИБЕТ
Далай-лама

Высший лама в традиции тибетского буддизма считается земным воплощением бодхисаттвы Авалокетишвары, который сознательно реинкарнируется из жизни в жизнь. Для тибетцев далай-лама, живший 500 лет назад, и нынешний - по сути один и тот же человек. Несмотря на существование «равноценных» воплощений – держателей традиции, как например панчен-ламы из Шигацзе, исторически сложилось так, что именно далай-ламы являлись главами тибетского правительства, резиденция которого до 1959 года находилась в Лхасе, во дворце Потала.
 
История знает имена четырнадцати далай-лам. Последний из них, Тэнзин Гьяцо 1935 года рождения, здравствует и поныне. 10 марта 1959 года в Лхасе прошли массовые антикитайские акции протеста, в ходе которых тысячи людей, в том числе детей, были расстреляны прямо на улицах. Спустя семь дней далай-лама покинул страну и вместе с десятками тысяч других тибетцев направился в Индию, где, получив политическое убежище, организовал в Дхармасале тибетское правительство в изгнании. Периодически далай-лама направляет своих посланников на родину для выяснения обстановки. Судя по всему, пока их донесения вынуждают «божественного владыку» повременить с возвращением.

Кайлас
Уникальная гора в Гималаях, по форме похожая на пирамиду. Она считается священным местом сразу в четырех религиях: буддизме, джайнизме, индуизме и религии бон. Индуисты верят, что Кайлас - космический центр мироздания, где живет могущественный бог Шива, а расположенное рядом священное озеро Манасаровар создано богом Брамой. Буддисты считают, что на Кайласе живет Демчок, гневная форма Будды Шакьямуни.
Кайлас - не самая высокая гора в регионе – «всего» 6714 метров. Но среди других ее отличает правильная пирамидальная форма со снежной шапкой и гранями, сориентированными практически точно по сторонам света. По зеркалу южной грани проходит вертикальная трещина, которая посередине пересечена горизонтальной. Это напоминает свастику. В религии бон Кайлас иногда так и называют – «Горой Свастики».
Кайлас является одним из крупнейших мировых центров паломничества. Большинство паломников и пилигримов добираются до горы с целью совершить кору - ритуальный обход. Считается, что даже однократный обход вокруг Кайласа избавляет от всех жизненных грехов, а 108-кратный обеспечивает переход в нирвану в этой жизни. Благоприятными также считаются три и тринадцать обходов. Кора, совершенная в полнолуние, засчитывается за две.
Кайлас окружен долинами, поэтому кора не требует особой подготовки или снаряжения. Самая высокая точка при обходе - перевал Дромла-Ла, он имеет высоту 5630 метров Путь вокруг Кайласа в 53 километра многие паломники из Индии, Непала и Тибета преодолевают за один день, с раннего утра до позднего вечера. У западных туристов стремление к нирване не столь высоко, и обход обычно делается в более размеренном темпе – за два-четыре дня. Вокруг горы множество достопримечательностей, поэтому неспешное продвижение вполне оправданно.

Кухня
Кухни высокогорных областей Непала и Тибета схожи друг с другом. В непальской прослеживается влияние индийских традиций, но в целом она значительно менее острая. Тибетская кухня для европейца – безусловная экзотика. От прочих восточных она отличается умеренностью. Тибетцы не злоупотребляют пряностями и специями.
Буддизм, как религия терпимая, не устанавливает запретов на продукты, как, например, на свинину в мусульманстве. Есть можно все. Но в Тибете практически не едят фруктов, сладкого, рыбу и морепродукты, поскольку их там просто нет. Единственный национальный десерт - это хворост с медом. Из овощей самые популярные - сладкий перец, морковь, капуста, кукуруза, шпинат; из мясных продуктов - як и баранина. Мясо яка обычно варят, режут на кусочки, добавляют лук, помидоры, имбирь, поджаривают и подают вместе с хлебом или лапшой. Основу же питания тибетца составляют два блюда – чай и цзамба.
Тибетский чай часуйма готовится долгим кипячением с добавлением соли, соды и кусочков ячьего масла. В результате получается очень питательный продукт, более напоминающий суп. В условиях высокогорья он обладает живительными свойствами. Масло, попадая на губы, предохраняет их от растрескивания. Прессованные брикеты этого чая завозятся из Китая. Цзамба – прожаренная ячменная мука имеется у каждого тибетца. Блюдо готовится просто: в деревянную чашку с часуймой добавляется горсть цзамбы и все это размешивается правой рукой наподобие теста. Цзамбу добавляют и в другие блюда, например в рис. Традиционным праздничным напитком является чанг – нефильтрованное ячменное пиво.

Лхаса
В переводе с тибетского - «Обитель богов», более древнее название города — Раса. Столица Тибета, главный историко-культурный и религиозный центр северного буддизма, до 1959 года Лхаса была местом пребывания далай-ламы. «Обителью богов» город назван потому, что две статуи Будды Шакьямуни были привезены царю Сронцзан-Гамбо в качестве приданого его женами. Эти статуи, изображения царя и его супруг, являются на протяжении многих столетий святынями ламаистов. Покровительница и защитница города — богиня Лхамо.
В ритуал посещения Лхасы входят обходы города по внешнему (Лингкхор) и по внутреннему кругу (Паркхор). С 1979 года город открыт для посещения туристов. Упоминания о Лхасе как о сформировавшемся административном центре восходят к VI веку. В следующем столетии царь Сронцзан-Гамбо официально перенес в Лхасу столицу Тибета и построил дворец на том месте где впоследствии появилась Потала. В это же время строятся храмы Джокханг и Рамоче, где размещаются буддистские реликвии, привезенные женами Сронцзан-Гамбо. Эти храмы по сей день являются объектами религиозного поклонения.
Впоследствии Лхаса теряла свой статус столицы, и лишь в 1642 году, по указанию пятого далай-ламы Агван-Лобсан-Чжамцо, вернула и сохраняет его до настоящего времени. Этот далай-лама многое сделал для города, нынешний облик которого сохранился с тех времен. Сейчас население Лхасы насчитывает около 200 тысяч человек. В городе несложно ориентироваться, он условно делится на Западную (китайскую) и Восточную (тибетскую) части.

Мани
Камни с написанной или выгравированной на них мантрой «ом мани падме хум», встречающиеся на перевалах, в окрестностях монастырей, населенных пунктов, в местах буддистских паломничеств и т. д. Их назначение может быть различным: от мемориала в честь какого-либо события до маркера сакрального пространства, относящегося к тому или иному монастырю. Мани встречаются на огромных пространствах – от Непала до Южной Сибири.

Мантра
В дословном переводе с санскрита – «стих, заклинание», в индуизме и буддизме - магическая формула призывания и заклинания богов. Каждому божеству адресована своя, неповторяющаяся, состоящая из особого набора звуков мантра. Ее действие основано на древней вере в магическую силу звука.
Самая известная во всех странах мантра, превратившаяся для большинства буддистов в повседневную молитву, – «ом мани падме хум» - состоит из шести слогов. Впервые она встречается в тантрических текстах III века н. э. Часто ее переводят как «О, сокровище в цветке лотоса!»
Рядовые буддисты воспринимают эту мантру как повседневную молитву, высшие же слои духовенства и образованные буддисты вкладывают в нее глубокий сакральный смысл. Для них простого повторения звуков недостаточно. Оно должно сопровождаться определенной медитацией-созерцанием и размышлением над значением слогов-символов, каждый из которых ассоциируется с одним из шести миров, из которых состоит вселенная.
Для простых мирян все существенно проще: достаточно покрутить рукой молитвенные цилиндры, которыми оборудован любой храм, – и мантра улетела к богам. Многие пожилые люди постоянно носят в одной руке маленький ручной барабанчик, вращая его даже во время работы.

Мирное освобождение
В сентябре 1949 года правящий режим Китая внезапно начал военное вторжение в Тибет. Была захвачена восточная часть страны и ее центр, город Чамдо. Тибетская армия не могла противостоять многомиллионной китайской. Оккупация проходила очень жестоко - разрушались монастыри и храмы, непокорных уничтожали или ссылали в концлагеря.
В ноябре 1950 года Тибет обратился с официальным протестом в ООН, но реакции не последовало. В мае 1951 года тибетская делегация подписала в Пекине так называемый договор «17 пунктов для мирного освобождения Тибета». С тех пор народ Тибета окончательно «оставил путь, который вел к мраку, и пошел по пути, ведущему к свету». Позднее этот договор использовался для формального оправдания оккупации. В результате из двух тысяч тибетских монастырей к концу «культурной революции» уцелело около десятка. Зато, согласно официальным заявлениям, средняя продолжительность жизни тибетцев увеличилась с 35 до 65 лет.
В Тибете китайцы развернули грандиозную деятельность по строительству дорог - средства контроля над страной. Недавно было объявлено о продолжении до Непала самой высокогорной в мире Цинхай-Тибетской железной дороги, соединяющей сейчас восток Китая с Лхасой. Сроки нового этапа строительства пока не называются. С 1965 года тибетские земли имеют статус автономного района КНР.

Потала
История Поталы восходит к VII веку, когда царь Сронцзан-Гамбо распорядился построить в центре Лхасы, на Красной горе, на месте старого дворца новый. Надстраиваясь, он постепенно принял свой современный облик. На строительство было затрачено несметное количество камня, дерева, золота и драгоценных камней.
Само слово «потала» имеет санскритские корни и переводится как «мистическая гора». Потала расположена на высоте 3700 метров над уровнем моря, а ее собственная высота составляет 115 метров. Во дворце 13 этажей, общая площадь которых более 130 тысяч квадратных метров. Нет точных данных о том, сколько в Потале комнат и залов. Их число составляет «где-то более тысячи», и немного найдется людей, которые смогли обойти их все. А уж на то, чтобы осмотреть все ее реликвии и ценности, не хватит и нескольких инкарнаций.
Сегодня Потала открыта для туристов, это действующий дворец-музей. В нем служат монахи, которые обеспечивают работу всего комплекса. Все здание разделено на Красный и Белый дворцы. Потала входит в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Обычаи
Приветствуя друг друга, жители Тибета и Непала говорят «намасте», при этом складывая руки ладонями друг к другу. В официальных ситуациях или по отношению к уважаемому человеку принято говорить «намаскар». Ныне в городах уже можно увидеть и обычное для европейцев рукопожатие. Монахов приветствуют поднятием сложенных ладоней к груди или ко лбу.
Полезно знать, что буддистского монаха нельзя приглашать в кино, театр, на стадион, на ярмарку, базар, в ночной клуб, смотреть спортивные игры и т. д. В общении с ним следует избегать тем, которые Будда считал бесполезными, а именно «разговоров о королях и разбойниках, министрах и армии, опасностях и войне, еде и питье, одежде и жилье, украшениях и благовониях, родственниках, экипажах, деревнях и базарах, городах и районах, женщинах и героях, уличных сплетен, разговоров о днях минувших, о приобретениях и потерях». Зато можно говорить о буддизме и духовной жизни. Монаха не стоит спрашивать, что он любит из еды, ибо тот должен есть все, что дадут, за исключением мяса собаки, змеи, тигра, медведя, гиены и человека. Любой контакт с женщиной для монаха неприличен.
Подарки вручаются обеими руками, причем немедленно рассматривать их не принято. Левая рука считается нечистой, поэтому едят только правой рукой. В гостях нельзя самому накладывать пищу себе и соседу. Чавканье приветствуется: ведь в противном случае ясно - еда гостю не нравится. Любые священные сооружения (ступы, монастыри, статуи) обходятся вокруг только по часовой стрелке, правым плечом к объекту.

Свастика
Слово «свастика» происходит от санскритских «су» - прекрасный и «асти» - быть. Это древний индуистский знак благоденствия, процветания, символ вечного круговращения вселенной, в буддизме - символ закона Будды, которому подвластно все сущее. Ветви свастики могут быть направлены по часовой стрелке, как принято в буддизме, или против нее, как в религии бон.
Знак встречается в орнаментике народов Европы и Азии как символ солнца, жизни, света. Свастика часто изображается на груди будд и бодхисаттв, вписывается в отпечаток стопы Будды, в сочетании с другими буддистскими символами изображается на воротах храмов, на тканях, в которые заворачивают священные тексты, на погребальных покровах, на предметах бытового назначения. Утверждают, что и у славян (очевидно, дохристианской эпохи) этот знак, называемый солнцеворотом, был также известен и почитаем.

Чуба
По звучанию напоминает нашу «шубу». Это традиционная мужская одежда тибетцев. В ней в полной мере воплощен принцип необъятности восточного халата, описанный многими путешественниками прошлого. Полы просторной чубы, подпоясанной ремнем, образуют на животе два огромных кармана, куда можно складывать все необходимые в быту предметы. В условиях сложного климата высокогорья, когда тридцатиградусная жара на солнце может смениться пронизывающим холодом в тени, тибетец легко регулирует теплообмен, вынимая одну или обе руки из широких рукавов и оставляя чубу свободно висеть на поясе.

Шерпы
«Люди с востока», пришедшие в Непал с территории Тибета в середине XVI века и живущие в высокогорных районах к юго-западу от Эвереста. Их основная специализация – транспортировка грузов на больших высотах. При этом используются плетеные корзины с широким ремнем, надеваемым на голову. Это позволяет в случае падения на крутом склоне быстро освободиться от груза.
Об уровне благосостояния носильщика можно судить по его обуви. Если на ногах кеды – значит, дела идут хорошо. Бедные носильщики часто передвигаются босиком. О промежуточном состоянии свидетельствуют шлепанцы на ногах. Несколько сотен носильщиков – непременная часть любой гималайской экспедиции, ее «личный состав». Наиболее опытные участвуют в восхождениях наравне со штатными альпинистами.
Так, в двойке первовосходителей на Эверест 1953 года, Тенцинг Норкей был шерпой. Позже, измученный бесконечными приставаниями журналистов: «Чья нога ступила на вершину первой?», – он воскликнул: «Лучше бы я вообще на нее не ступал!» Часто в экспедициях шерпы выполняют немаловажную обязанность поваров. По гималайской традиции, заложенной английскими экспедициями, по утрам шерпы подают горячий чай сагибам, еще лежащим в своих спальных мешках.

Алексей ПЕЛЕВИН

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72