Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №7, Май 2010
« Вернуться к журналу  

Россия на пороге онлайн-бума
Почему в России только одно из пятидесяти бронирований выполняется в режиме онлайн, какой источник агентских доходов придет на смену комиссии и сервисным сборам, как развивать свои онлайн-сервисы. Об этом в эксклюзивном интервью «ТБ» рассказывает Гийом КОЗИНСКИ, менеджер Amadeus Business Solutions по региону CESE.

Какова ситуация на международном рынке онлайн-бронирования?

Я бы отметил три главные тенденции. Во-первых, онлайн-бронирования - самый быстрорастущий сектор туристического рынка. Такая динамика объясняется экономической рецессией, вследствие которой пассажиры активно участвуют в поиске дешевых вариантов перелета в интернете, а турфирмы, соответственно, включают онлайн в перечень основных каналов продажи туруслуг. Это не органический рост, а в некоторой степени переход от офлайна к онлайну.
Второй фактор – географическая экспансия онлайна. Поясню. В США и Западной Европе рынок интернет-бронирований находится в фазе зрелости и практически достиг стабильности.  Поэтому рост может достигаться за счет проникновения на новые рынки, как это происходит, например, с американскими онлайн-игроками – Expedia расширяет границы своего бизнеса и открывает представительства в Скандинавии. В Западной Европе онлайн-сектор может расти на несколько процентов, при этом в каждой стране характерна его концентрация в руках двух-трех крупных компаний. В Восточной Европе, включая Россию, рост объемов веб-бронирований исчисляется сотнями процентов. Ваш рынок находится еще только в самом начале кривой роста. Сравните – доля онлайн-бронирований в общем объеме продаж туруслуг составляет в США 55–60%, в Западной Европе – 30–40%, в Польше – 8–10%, а в России – не более 2%.
Третий тренд современного интернет-рынка – изменение модели ведения бизнеса, вызванное жесткой конкуренцией среди онлайн-агентств. Источники доходов смещаются с сервисных сборов (service fee), которые количественно сокращаются, на другие каналы.
Например, в США мы наблюдаем следующую диверсификацию доходов: новыми каналами получения прибыли становятся интернет-реклама или продажа неавиационных услуг. В изменении бизнес-модели есть своя логика. Еще 10–15 лет назад западные агентства зарабатывали за счет получения комиссии. Потом, когда авиакомпании снизили или вообще отменили комиссию, основным источником доходов стали сервисные сборы. Сейчас пришло время новых источников дохода.
Характерен пример британского интернет-агентства Lastminute. Недавние преобразования на главной странице сайта компании отчетливо указывают на перемены в стратегии – универсальный туристический портал приобретает черты веб-сайта, специализирующегося на гостиничных бронированиях.
Жесткая конкуренция в сочетании с очень низкой доходностью в сегменте продаж авиабилетов в Великобритании и прибыльность в десятки процентов отельных бронирований могли послужить очевидной причиной такого шага.

В чем, на ваш взгляд, причины медленного развития онлайн-технологий в России?

Причин отставания России много. Это слабое проникновение интернета, малая распространенность платежных карт, наличие нескольких платформ оформления билетов (ТКП и BSP), необходимость визовой поддержки клиентов, практически полное отсутствие в России бюджетных авиаперевозчиков. И еще, наверное, особый менталитет российских туристов, привыкших получать консультации у сотрудников турагентств. Хотя Россия не уникальна, она повторяет путь западных и восточноевропейских стран. И, я уверен, ее ожидает бум онлайн-бронирований, который сейчас наблюдается, например, в Чехии. А пока «чистыми» онлайн-агентствами на вашем рынке являются только 1–2% турфирм, остальные 98% - традиционные агентства, предлагающие некоторые онлайн-сервисы.

Следует ли ждать прихода в Россию крупных западных онлайн-игроков?

Процесс глобализации неотвратим. Но машстабное появление в России западных игроков произойдет не завтра, а как минимум через два-три года. Сначала в стране должны получить развитие свои крупные национальные онлайн-компании с собственной системой поддержки, call-центрами, со своим российским контентом, клиентоориентированностью, региональным охватом, различными специфическими сервисами, например, связанными с визовой поддержкой.

Какие онлайн-продукты вы посоветуете использовать турагентствам?
Есть решения, которые требуют минимальных инвестиций, но могут заметно снизить издержки по обслуживанию клиентов. У Amadeus, например, это решение E-Power. Оно, кстати, позволяет управлять сервисными сборами. В зависимости от стратегии агентства в онлайне-пространстве мы можем предложить решения различного уровня. В России уже запущено свыше 140 сайтов на базе наших технологий.
Мой главный совет российским агентствам – шаг за шагом инвестируйте и развивайте ваши сайты и онлайн-системы бронирования. Анализируйте, оптимизируйте и повышайте посещаемость сайта. Развивайте свой call-центр. Делайте ваши сервисы более клиентоориентированными.
Для поддержки наших клиентов в процессе перехода к электронной коммерции компания Amadeus создала собственный региональный центр в Варшаве, объединивший специалистов по онлайн-технологиям и нацеленный на имплементацию решений, а также поддержку наших местных представительств в Восточной Европе.
Беседовал Иван КАЛАШНИКОВ.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72