Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2010
« Вернуться к журналу  

В поисках «града грядущего»
Хождение верующих к святым местам на поклонение известно с глубокой древности. У христиан паломничества в Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя начались с IV века. В России такие путешествия стали совершаться вскоре по принятии христианства. Свидетельства древних паломников полны жалоб и негодования на притеснения «срацын» и «злых арапов». Трудности и опасности пути заставляли путников собираться в «дружины». В те времена путь в Палестину совершался главным образом через «Второй Рим» - православный Константинополь.
К XII веку страсть к паломничеству до того распространилась, что церковная власть находила нужным сдерживать не в меру ревностных богомольцев. Однако завоевание Константинополя турками на время почти полностью перекрыло путь. Хождения в Святую землю возобновляются лишь во второй половине XVI века. Но часто это были путешествия, так сказать, «официальные», совершаемые по поручениям влиятельных лиц.
Продолжительные войны с Турцией во времена царствования Екатерины II мало благоприятствовали паломничеству русских людей на Восток. Но времена менялись, и в XIX веке удобства и безопасность путей сообщения привели к сильному росту паломнического движения не только на Святую землю, но и на Афон. Важную роль в этом сыграло учреждение в 1847 году в Иерусалиме Русской Духовной миссии.

Зерна и плевелы
Отношение к паломничеству у духовных авторитетов древности было неоднозначным. Так, святитель Григорий Богослов осуждает чрезмерное увлечение паломничеством, считая, что паломники часто совершают путешествия из праздного любопытства, впадают в неприличные истории и искушения. Неодобрительно смотрел на массовое увлечение в России Афоном и митрополит Московский Филарет (Дроздов): «О поддержании афонских монастырей забота едва ли нужна, и не обещает пользы. Сии монастыри много выносят из России денег посредством своих сборщиков. <…> И то, что русские идут на Афон иногда не по правильным побуждениям (как, например, потому, что там скорее можно получить монашество и священство) и влекут туда русские капиталы на покупку келлий и скитов и на свое содержание, не заслуживает поощрения».
В настоящее время прерванные традиции православного паломничества в России возрождаются. Появились паломнические службы, специализирующиеся на организации поездок по святым местам российского и вселенского Православия. Старейшие и наиболее крупные из них – паломнический центр Московского патриархата и паломническая служба «Радонеж». Активно включились в этот процесс и туристические компании. Церковь со своей стороны также содействует развитию древней традиции. Требует это и подготовки квалифицированных кадров. По решению участников первой Общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», в ноябре 2004 года были созданы курсы повышения квалификации сотрудников паломнических служб РПЦ на базе Паломнического центра Московского патриархата. С тех пор каждую осень для руководителей и сотрудников паломнических служб читается курс в объеме 75 академических часов.

Турист или богомолец?
Термин «паломничество» порой употребляют весьма произвольно, зачастую в применении его к экскурсионному туризму, когда людей просто проводят по объектам «исторического и культурного наследия», не только без предварительной подготовки, но и без особенных пояснений.
Несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть паломничества с экскурсионным туризмом, внутренняя их суть весьма различается, - в то время как экскурсионный туризм имеет своей целью посещение интересных мест, паломничество предполагает предварительную духовную работу, очищение души перед посещением святыни.
Епископ Егорьевский Марк поясняет: «Можно приехать в монастырь или храм на поклонение святыням, а можно – и на экскурсию. В этом нет ничего плохого, однако паломничество и туризм – совершенно разные понятия: паломничество – это проявление религиозной жизни, а туризм – это проявление жизни культурной».
Закон относит паломничество к религиозной, а не к коммерческой деятельности, но, к сожалению, данное упоминание носит лишь декларативный характер. Вследствие этого российскими чиновниками и коммерсантами паломническая деятельность зачастую рассматривается как туризм. Тем самым организация паломничества трактуется как коммерческая деятельность, а не описывается как отдельный род деятельности, связанный с религиозной жизнью человека. Богомолец приравнивается к туристу, а епархиальные паломнические службы рассматриваются как туристические фирмы, причем весьма низкого уровня. От паломнических служб требуют приобретать дорогостоящие лицензии на ведение туристической деятельности, получать государственные разрешительные документы.
Бывает, что небольшая паломническая служба при монастыре или приходе практически не получает прибыли, потому что обеспечивает бесплатное проживание и питание богомольцев, тем не менее она облагается налогами на общих условиях. Паломничество к зарубежным святыням стоит дорого и потому недоступно для подавляющего большинства православного населения России. В идеале необходимо создать такую паломническую сеть, которая могла бы обеспечить возможность посетить святые места, в том числе и людям с небольшим достатком.
Вдобавок дело еще определяется объемами спроса. Мало кто отказывает себе в удовольствии отдыха, но, увидев название «Паломническая поездка»,  многие начинают сомневаться: «Скорее всего, это не для меня...» Поэтому турфирмы в своих программах стараются совместить оба понятия. Так, крупнейшая в России паломническая служба «Радонеж», идя на компромисс, предлагает и такой вид путешествий, как паломничество + отдых на побережье. То есть совместить посещение зарубежных святынь с отдыхом на морском берегу по доступным ценам (Крым, Черногория, Болгария, Кипр, Греция, Италия).
В прошлом году компания отметила десятилетие своего восьмидневного маршрута «Греция, Италия, Афон», удостоенного премии Лучший паломнический тур «Духовное наследие». Восьмидневный маршрут включает посещение Салоник, Метеор, острова Корфу, Бари, Патры, Афин, острова Эвия и горы Афон. Спрашивается, возможно ли внятно «уместить» такой объем впечатлений в головы и души паломников за столь непродолжительное время? Ответ представителей «Радонежа» прост и логичен. «Мы не имеем право делать то, что никому не нужно. Наши маршруты должны находить отклик в душах туристов».
Куда же едут современные богомольцы?

Франция
После революции 1917 года русская эмиграция вызвала распространение православия на Западе. Италия и Франция, нетипичные для круга интересов русских паломников, сейчас пользуются спросом. Дело в том, что, во-первых, первое тысячелетие христианства до схизмы 1034 года общий «корабль» Восточной и Западной церквей «преплывал житейское море» в экклесиологическом единении. Многие западные святые почитаются таковыми и на Востоке. Их мощи покоятся в западных храмах, как православных, так и католических. В Италию, например, русские паломники часто ездят в Бари к Николаю Чудотворцу, хотя не все знают, что часть его мощей покоится в Венеции, а другая часть – недалеко от города Нанси на юге Франции. Здесь в базилике Сен-Николя-Пор мощи святого хранятся с XVI столетия и каждый месяц совершается православная литургия.
Историю христианства во Франции отсчитывают от времен апостольских проповедей. Священномученик Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, стал первым парижским архиепископом. Вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием был казнен на высоком холме, ныне именующемся Монмартр, или «горой мучеников». Часть мощей святого хранится в реликварии королевской усыпальницы Сен-Дени.
В самом центре французской столицы, в церкви Мадлен, хранится частица мощей равноапостольной Марии Магдалины. На улице Сен-Дени в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль – мощи равноапостольной царицы Елены. Здесь регулярно служат православные молебны и литургии. В Латинском квартале неподалеку от Сорбонны расположена известная церковь Сент-Этьен-дю-Мон. В ней погребена святая праведная Женевьева, покровительница французской столицы, спасшая в 451 году город от нашествия гуннов во главе с Аттилой. Преподобный Симеон Столпник, подвизавшийся в Антиохии, вопрошал идущих с Запада купцов, что им известно о Женевьеве, а когда они возвращались, просил передать ей поклон, ожидая молитв святой.
Утверждают, что в пригороде Парижа Аржантёэ хранится еще одна христианская святыня – Хитон Христов, чрезвычайно похожий на Туринскую Плащаницу. Правда, в житии равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, указано, что Хитон Христов хранится именно в этой стране. Проверить истину не представляется возможным, святыня хранится под спудом и никто не имеет права к ней прикасаться.
Многие святыни христианства попали на Запад позднее, после разделения церквей. Например, терновый венец Христа, частицы Креста Господня, губки и гвозди. Эти реликвии были попросту похищены в Константинополе во время четвертого крестового похода в 1204 году и доставлены в Париж Людовиком IX, прозванным «святым». Шедевр парижской архитектуры церковь Сен-Шапель была построена специально для хранения реликвий, сейчас они хранятся в соборе Парижской Богоматери.

Италия
Земля Италии приняла в себя кровь тысяч христианских мучеников. По ней прошли своими стопами многие ученики Спасителя, начиная с апостолов Петра и Павла. Во многих монастырях, храмах, базиликах находятся  чтимые Православной Церковью иконы, мощи святых угодников и другие священные реликвии.
Среди них великая святыня – плащаница Господа нашего Иисуса Христа, получившая название Туринской, доступ к которой в этом году с 10 апреля до 23 мая открыт для прямого обозрения. Учитывая эту редкую возможность, турфирмы включают Турин в свои программы. Так, компания «Паломник» предлагает поездку по маршруту Турин – Генуя – Флоренция – Болонья – Венеция – Падуя – Верона – Милан.
Все города предлагаемого маршрута имеют свои святыни. В Генуе в соборе Св. Лаврентия сохраняются мощи Иоанна Крестителя. Во Флоренции в соборе Санта-Мария дель Фьоре собраны частицы мощей многих мучеников и хранится честная глава святителя Иоанна Златоуста.  В Болонье, в соборе Св. Епископа Петрония хранится дарохранительница с частичкой древа Креста Господня и много других святынь особо почитаемых Православной Церковью.
Падуя находится под покровительством евангелиста Луки и в соборе Мученицы Иустины почивают его честные мощи. Верона известна православному паломнику благодаря Зенону Веронийскому. Милан – северная столица Италии, где жил и основывал монастыри святитель Амвросий Медиоланский.
Венеция по богатству христианских святынь является вторым городом Италии после Рима. История появления их в Венеции тесно связана с Византийской империей, от которой город долгое время политически зависел. После падения Византии Венеция владела значительной частью бывшей империи. Греческая диаспора Венеции того времени насчитывала до десяти тысяч человек. Была на время учреждена даже епископская кафедра Константинопольского патриархата. Греки привезли с собой и некоторые святыни. Так, например, в соборе Святого Георгия находится часть мощей святого великомученика – покровителя храма.
Венецианская республика принимала непосредственное участие в крестовых походах, из которых печально известный – Четвертый – был организован и оплачен венецианцами. Поэтому великое множество мощей православных святых, которыми владеет город, оказались среди трофеев, захваченных в Константинополе. Вообще, стремление к захвату как можно большего количества святынь на Западе объяснялось не только религиозным рвением, но и политическим расчетом. Иметь в родном городе мощи множества святых в Средневековье было делом престижа и гордости. Они оберегали граждан и становились их покровителями.
В главном соборе Венеции покоятся мощи св. апостола и евангелиста Марка. Но кроме этого святого у города есть еще два покровителя – святой великомученик Феодор Стратилат и святитель Николай. Часть мощей последнего, не тронутая барийцами, была привезена из Мир Ликийских в Венецию. Какую именно часть – определить вряд ли можно, важно то, что мощи святителя, несомненно, есть и в Венеции.
По некоторым сведениям, собор Святого Марка после реконструкции в 1097 году хотели даже посвятить не святому Марку, а святителю Николаю, или, во всяком случае, сделать храм двухпрестольным с посвящением обоим святым. Доказательством этому служит тот факт, что в центральной абсиде собора рядом с изображением апостола Петра, находится и большая мозаичная икона святителя Николая. Мощи, однако, были положены в церкви Сан-Никколо на острове Лидо. Он является естественной преградой, защищающей венецианский залив от ветров, наводнений и нашествий врага. А церковь Сан-Никколо находится на самом входе в бухту. Таким образом, святой Николай, находясь при «вратах града», как бы оберегает его жителей.
Корабли, приходившие в венецианскую гавань, останавливались у этой ближайшей церкви и благодарили его за то, что он дал им возможность вернуться домой целыми и невредимыми. В одной из хроник, датируемой 1101 годом, говорится: «Блаженна ты, о Венеция, потому что есть у тебя евангелист Марк как лев для твоей защиты в войнах и отец греков Никола как кормчий кораблей. В битвах поднимаешь знамя Льва, а в морских бурях ты защищена мудрым греческим Кормчим».
Можно перечислить и другие мощи, почивающие в церквах Венеции: святого праведного Захарии, отца св. Иоанна Предтечи, святого первомученика и архидиакона Стефана, святых патриархов Александрийских Афанасия Великого и Иоанна Милостивого, двух патриархов Константинопольских - борца с иконоборчеством святого Германа и святого Евтихия, бывшего председателем V Вселенского Собора. Также мощи преподобного Павла Фивейского, святых великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, столь почитаемых в Русской Церкви, святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, а также рука великомученика и целителя Пантелеимона, десница святителя Василия Великого и рука святителя Иоанна Златоустого.
В Венеции сохраняются несколько игл из тернового венца Спасителя, который некоторое время сохранялся здесь по пути во Францию, и еще великое множество святынь. Таким образом, Венеция по праву является одним из центров паломничества Западной Европы.

Польша
Ченстоховскую икону Божией Матери, по преданию, написал святой евангелист Лука. В 326 году святая царица Елена во время посещения Иерусалима получила в дар от христиан сию икону и привезла ее в Константинополь, где святыня находилась в течение пяти веков.
Как икона оказалась в России, точных сведений нет. По одной из легенд, принесли ее с собою святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, по другой легенде, этим образом благословили византийскую царевну Анну на брак с великим князем Владимиром. В конце XIII века чудотворный образ с честью был принесен основателем города Львова, князем Львом Даниловичем, и помещен в Бельзском замке.
После татарского нашествия и завоевания западных русских земель поляками икона досталась польскому князю Владиславу Опольскому. Он намеревался увезти ее из православной Галицкой Руси в свои владения, однако в пути Богородица, отказавшись двигаться далее, изъявила желание остаться в церкви Успения Божией Матери на Ясной горе в селении Ченстохова, и князь подчинился. С 1352 года чудотворная икона хранится у монахов-католиков Паулинского (от имени апостола Павла) ордена. От образа произошло множество чудес, записанных в особой монастырской книге.
Сегодня древний образ Богородицы по-прежнему хранится в Ченстоховском католическом монастыре Ясна Гора и считается в Польше главной святыней страны. Поскольку римские папы объявили, что посещающим Ченстоховскую икону даруется «прощение грехов на сто лет», католики многих стран традиционно совершают грандиозные паломничества к иконе. Для православного поклонения икона практически недоступна, находясь за занавесью, поднимаемой только во время богослужений. Праздник иконы отмечается католиками 8 сентября по новому стилю, а Православной Церковью икона чествуется в день ее обретения царицей Еленой 19 марта.

Египет
Гора Синай, именуемая также горой Моисея, горой Хорив на Синайском полуострове – место, где Бог явился Моисею и дал ему Скрижали с десятью заповедями. На вершине горы находятся греческий храм Пресвятой Троицы и небольшая мечеть. К северу от церкви под скалой есть небольшая пещера, где, согласно Библии, в течение сорока дней и ночей укрывался Моисей. На склоне горы расположены православный пещерный храм Пророка Илии и православная часовня Богородицы.
У северного подножия горы лежит основанный в 527 году императором Юстинианом монастырь. Первоначально он именовался монастырем Неопалимой Купины.  Здесь было, как повествуется в записках IV века некой паломницы Сильвии, «…много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится Купина, которая жива и до днесь и дает отпрыски… Эта Купина есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, а перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду Купина».
В христианстве Неопалимая Купина — один из ветхозаветных прообразов Богоматери. Престол здешней церкви построен не над мощами святых, как обычно, а над корнями Купины. Для этого куст был в свое время перенесен на несколько метров от церкви, где и продолжает расти дальше. Алтарь не отделен от верующих иконостасом, и паломники могут видеть под престолом место, где рос куст. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, обложенной серебром. Позже монастырь получил новое название, в честь святой Екатерины Александрийской. В 2002 году монастырский комплекс был включен ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия человечества.
На Синае подвизался святой Иоанн Лествичник — «игумен горы Синайской», главное творение которого «Лествица» созвучно подъему на гору. В последние десятилетия на гору ежедневно поднимаются до нескольких сотен человек в день, паломников и главным образом обычных туристов с курорта Шарм-эль-Шейх и израильского Эйлата. От монастыря Святой Екатерины на вершину ведут две тропы, короткая и длинная. Короткая тропа, гораздо более крутая и трудная, представляет собой традиционный монашеский и паломнический путь. Пройти по этому пути, насчитывающему около 3100 ступеней, можно только пешком в дневное время, причем дорога проходит мимо церкви Пророка Илии и часовни Богородицы.
Длинная тропа – более пологая и позволяет проехать почти до вершины на верблюде, которых предлагают желающим местные бедуины. Вдоль этой тропы устроены палатки для отдыха, где продаются горячие напитки и сладости, предлагаются одеяла.
Практика подниматься на гору ночью, с тем чтобы встретить восход солнца, имеет недавнее происхождение и является продуктом туристической индустрии. Паломнику логично подниматься ночью по длинной, а спускаться - утром по короткой тропе. Но не стоит переоценивать свои силы, потому что спуск по короткой тропе довольно труден. Все храмы и часовни, находящиеся на горе, как правило, закрыты. Посетить их можно, лишь получив в монастыре сопровождающего или ключи по специальной договоренности.
В период арабского завоевания Синая монастырь заручился покровительством пророка Мухаммеда, в охранной грамоте которого указывалось: «…да не разрушится ни единая из церквей или часовен их и да не употребится ничего из принадлежащего церквам их на постройку мечетей или домов мусульманских». Однако, несмотря на полученные привилегии, к началу IX века в обители оставалось всего 30 монахов. С распространением в Египте ислама в монастыре появилась мечеть, сохранившаяся до настоящего времени, а в период крестовых походов - католическая часовня. Подворья монастыря были открыты в Египте, Палестине, Турции, Румынии, России и даже в Индии.

Турция
На протяжении тысячелетия Константинополь, официально носивший это имя вплоть до 1930 года, был столицей Византии, крупнейшим центром восточного христианства и одним из величайших городов мира. К сожалению, огромное количество его религиозных и исторических реликвий было разграблено крестоносцами, установивших в нем в 1204 году «Латинскую империю». Восстановившаяся под властью династии Палеологов Византия просуществовала с 1261 до 1453 года, когда город был взят турками. Султан Мехмед II провозгласил город столицей Османской империи. Но многое все же сохранилось и доныне.
Среди них - символ «золотого века» Византии бывший патриарший православный Софийский собор, всемирно известный памятник византийского зодчества, доныне заслуженно считающийся чудом света. Во времена империи рядом располагался императорский дворец. В настоящее время это район Султанахмет, исторический центр города. После захвата Константинополя османами, Софийский собор был обращен в мечеть, а в 1935 году приобрел статус музея.
В 1985 году собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включен в список объектов Всемирного культурного наследия человечества ЮНЕСКО. До постройки собора Святого Петра в Риме, Софийский собор оставался самым большим храмом христианского мира.
Помимо него паломники посещают знаменитый Влахернский храм Богородицы, греческую церковь Панагии Мухолиотиссы, болгарскую железную церковь Св. Стефана и церковь Святых Равноапостольных Константина и Елены. В районе Фанар, где после 1453 года жило большинство оставшихся в городе греков, сегодня находится резиденция Константинопольского патриарха. Часто его, подобно Ватикану, именуют просто «Фанарион» или «Фанар». Здесь, в Патриаршем храме Великомученика Георгия Победоносца паломники  поклоняются мощам святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Целый день займет поездка на Принцевы острова и посещение монастырей Святой Троицы и Георгия Победоносца.
Помимо Стамбула паломникам будет интересно побывать в Эфесе – городе апостола Иоанна Богослова, в котором он жил и был погребен. В окрестностях Демре лежат руины древней столицы Ликии – Миры. Подземные города древних христиан можно увидеть, посетив Каппадокию.

Алексей ПЕЛЕВИН

Есть необходимость
В рамках прошедшей в Москве выставки «Интурмаркет» состоялось первое заседание комиссии Российского союза туриндустрии по религиозному туризму. В нее вошли представители паломнической службы «Радонеж», греческого православного паломнического центра «Солунь», туристических компаний «Дельфин», «Музенидис тревел», «Петротур Сервис», «Орфей», «Роза ветров», «Солвекс трэвэл», «Тюменьзарубежтур», Международной академии туризма, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. На заседании также присутствовали представители турецкой компании Marmara Bibil. Руководителем комиссии избран генеральный директор Паломнического центра Московского патриархата Сергей Житенёв, ответственным секретарем - генеральный директор паломнической службы «Радонеж» Юрий Минулин. Первоочередной задачей комиссии определена информационная работа для популяризации религиозного туризма в России и за ее пределами, для чего будут привлекаться и зарубежные партнеры. В ближайшее время комиссия разработает методические рекомендации по подготовке гидов-экскурсоводов по религиозному туризму и паломничеству.
 
Путеводная звезда Вифлеема
Руководитель Федерального агентства по туризму РФ Анатолий Ярочкин и министр туризма Палестины Хулюд Даибес подписали программу совместных действий на период 2010-2011 годов. Документ определяет основные направления сотрудничества между странами в таких областях, как развитие туристского обмена, продвижение национального турпродукта, подготовка и повышение квалификации профессиональных кадров для турбизнеса, защита прав путешественников и обеспечение их безопасности. Стороны будут осуществлять обмен информацией об инвестиционных проектах в области туризма, содействовать развитию сотрудничества между российскими и палестинскими инвесторами.
По словам Анатолия Ярочкина, одной из главных задач программы является налаживание статистического учета, чтобы не только чиновники, но и туроператоры понимали, о каких объемах отправки туристов может идти речь. «Нет сомнений, что не только религиозный фактор, но и природная любознательность россиян обеспечат рост турпотока в Палестину в ближайшем будущем», - отметил он.
Хулюд Даибес в свою очередь подчеркнула, что подписание программы – признак заботы российского правительства о поддержании хороших взаимоотношений. «Рост числа гостей из России в последние годы стабилен. В основном это религиозный туризм. Но в рамках данной программы мы хотели бы показать россиянам, что рекреационные возможности Палестины этим не ограничиваются», - заявила министр. Она также выразила надежду, что политическая ситуация в регионе стабилизируется и это благоприятно отразится на туризме: «У нас нет собственного аэропорта, большинство наших гостей приезжают из Иордании и Израиля на экскурсии. В последние годы все больше туристов, в том числе и российских, останавливаются в отелях Вифлеема, Иерусалима. Мы надеемся, что так будет продолжаться и дальше и сделаем для этого все возможное».
По данным министерства туризма, в 2009 году Палестина приняла 2,6 млн туристов, в том числе 160 тысяч россиян. По сравнению с показателями 2008 года турпоток сократился всего на 1,2%. Большинство гостей посещает Вифлеем, где расположена одна из главных святынь христианства – базилика Рождества Христова.
 
Анна ЮРЬЕВА

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72