Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №1, Февраль 2010
« Вернуться к журналу  

Рывок к светлому будущему
Российский турбизнес готовится его совершить через сферу высоких технологий


Туристический бизнес называют «индустрией без заводских труб», подразумевая его высокую доходность и экологичность.  При этом многие полагают, что технологическая база отрасли невелика, да и не очень продвинута: люди ведь путешествуют с незапамятных времен. Но это заблуждение: туристическая деятельность – сфера постоянного внедрения самых высоких технологий, она требует творческого, тонкого и терпеливого  подхода к методам и формам их продвижения, чтобы убедить в  полезности и необходимости новшеств не только профессионалов рынка, но и массовое общественное сознание.
Яркая иллюстрация этого тезиса – нынешнее положение дел с приобретением авиабилетов. По данным Международной организации гражданской авиации (ICAO),  если идея электронного билета уже тотально и безвозвратно овладела путешествующими массами, обеспечивая 95% мировых продаж, то напрямую бронируют и приобретают билеты через интернет у авиаперевозчиков до сих пор только 5% пассажиров.

К единому информационному пространству
Российский туристический бизнес очень молод, ему приходится догонять зарубежных коллег. Механически перенести иностранный опыт и передовые технологии на родную почву не получится именно потому, что в туриндустрии, как, пожалуй,  ни в какой другой отрасли экономики, очень велика инерция стереотипов общественного сознания. Преодолеть ее чрезвычайно трудно.
Скажем, одна из основных технологических задач российского турбизнеса на современном этапе – создание по всей территории страны единого информационного пространства, в рамках которого каждый субъект рынка имеет возможность получить нужную информацию (цены, описание услуг, наличие мест, порядок их бронирования и оплаты), а также совершить требуемое действие  (выставить тур на продажу, забронировать, оплатить и т. д.) через компьютерный терминал.
Постоянно обновляемая центральная база данных должна стать единым, монолитным материком, а не архипелагом разбросанных то тут, то там островков. Ведь до сих пор из нескольких  тысяч официально зарегистрированных и лицензированных агентств лишь пара-другая сотен как-то автоматизированы. Из нескольких сот туроператоров, от которых требуется значительно более высокий уровень компьютеризации и программирования, даже с большой натяжкой едва ли соответствуют современным требованиям  несколько десятков.
Между тем российский туристический рынок остро нуждается не только в единой, полнокровной, максимально приближенной к режиму онлайн базе данных,  но и в  унифицированных, всем понятных  информационных стандартах, процедурах прохождения заявок и других операциях.
Это – в идеале. Пока же ставится задача-минимум: создание единого сервера для сбора данных о всех продуктах, предлагаемых туроператорами. На этом этапе прежде всего выигрывает, конечно же, потребитель: он получает уникальную возможность выбрать и забронировать самый подходящий по всем параметрам тур. Выигрыш профессиональных (и добросовестных – немаловажная оговорка) участников рынка не менее очевиден: растет их клиентская база, легко выявляются ценовые «ножницы» (что позволяет эффективно бороться как с демпинговыми предложениями, так и с оверпрайсингом), рынок предложения туристских услуг обретает более упорядоченные формы.
Попыток создать такой сервер насчитывается уже немало, несколько лет назад на рынке активно работала целая группа компаний, преследующих столь амбициозную цель. Казалось, еще немного – и они вместе с аффилированными туроператорскими фирмами объединятся в единое целое. Но договориться все никак не получалось. А потом пришел мировой экономический кризис и поодиночке «придушил» практически всех участников проекта.
Из уцелевших наиболее крупная - компания «Е-система», созданная в 2005 году на основе слияния «Мегатек» и «САМО-Софт», ведущих на российском рынке компаний-разработчиков программного обеспечения для туризма. Настойчиво призывая отечественных туроператоров к объединению и взаимовыгодному сотрудничеству, они весьма успешно начали продвигать на рынке свой интернет-проект Bronni.ru. Год спустя к ним присоединилась группа компаний «Инфо-порт», чья сильная сторона – хорошо развитая  дистрибутивная сеть, способная обеспечить легкий и быстрый доступ любому потенциальному потребителю к наиболее востребованным туристским услугам. Цементировала эти отношения  все более очевидная и острая потребность в онлайн-бронировании туров. Таким образом, два этих проекта органично дополнили друг друга.
 «Мы не конкурируем с туроператорами, как полагают некоторые, мы  взаимовыгодно сотрудничаем с ними, - не устает повторять генеральный директор проекта Сергей Аримов. - Клиент хочет получить широкое право выбора, единовременный доступ к достоверной информации по меньшей мере от 15–20 туроператоров, вот мы и предоставляем ему такую возможность».
Хотя до единого информационного пространства еще далеко, даже первые его ростки уже существенно повлияли на организацию туристического бизнеса. Привычная цепочка приобретения тура «клиент – турагентство – туроператор» начинает менять местами второе и третье звено: турист выбирает и бронирует тур  через «коллективный сервер» непосредственно у туроператора, а затем обращается в аффилированное с ним турагентство, чтобы завершить юридическое оформление договора и оформление всех требуемых для поездки документов. Туроператор при этом снимает с турагента комиссию (обычно не более 5%), но и турагент в накладе не остается: к нему идут клиенты с практически уже гарантированно выбранной  поездкой, их уже не надо убеждать и информировать, что, где и почем.

Варяжские гости
Вместе с Tury.ru и Tourindex.ru интернет-проект Bronni.ru образует триаду ведущих российских систем поиска и бронирования. Однако в прошлом году на отечественный рынок пришли сразу две зарубежные компании - AlpOnline и Amadeus tours – с собственными IT-решениями для онлайн-бронирования туров.
Операционная база обеих систем обновляется каждые 15–20 минут, обе предусматривают и фактическую проверку заявки на «дееспособность» непосредственно в момент ее формирования. Так что онлайн выходит почти стопроцентный. И обе системы ориентированы главным образом на турагентов.
 «Наше главное преимущество заключается в том, что агент производит поиск, сравнение и бронирование выбранного тура в Amadeus tours, не выходя из этой системы, - высказывался в прессе Аксель Мюллер, коммерческий директор по международным операциям подразделения Traveltainment компании Amadeus. - Тем самым он экономит время, одновременно получая всю необходимую информацию по туру на текущий момент, достаточную для онлайн-бронирования. Мы даем огромный выбор предложений - свыше 240 млн турпакетов в пиковый сезон. Агентство может само установить любые поисковые фильтры».
А вот как характеризует фирменный поисковик директор по развитию компании AlpOnline Татьяна Федосеева: «Основное отличие нашего движка от аналогичных в том, что он позволяет видеть цену тура в конкретной комплектации. Любой тур оператора на определенную дату и в определенный отель может иметь множество вариантов размещения, несколько вариантов перелета, несколько спецпредложений. Обычно агентству необходимо проделать большую работу на сайте оператора, чтобы найти цену конкретного тура. У нас же все отображается в одном окне. Как только выбраны отель, даты и продолжительность поездки, агентство заходит на страницу бронирования, где показаны все типы размещения, все типы перелетов, все варианты экскурсионной программы. При замене одного из параметров автоматически меняется и цена тура».
Все это, конечно, замечательно,  в высшей степени технологично, и обе системы, при условии невысокой платы за подключение, наверняка найдут немало партнеров среди российских операторских и агентских компаний: кто же откажется от  дополнительных возможностей? Основные перерасчеты все равно происходят лишь за действительно совершенное бронирование.
Возникают, однако, два вопроса по существу. Первый касается традиционной отечественной специфики использования агентскими компаниями систем бронирования главным образом как поисковых: бронирование в конечном итоге они все равно производят на сайте туроператоров. Второй вопрос: если тенденция на формирование новой цепочки приобретения тура «клиент – туроператор – турагентство» получит в России дальнейшее развитие, не опоздали ли «варяжские гости» со своими ставками на бронирование через турагентства? Собственно, самое время предлагать новые технологические решения, ориентированные как поисковики для обеспечения прямых продаж от операторов клиентам. Даже если при этом находится работа и у турагентов, акцент при бронировании туров все равно смещается в сторону первых двух звеньев.

Ростки электронной коммерции
«На клумбе формирующегося информационного пространства начинают появляться первые ростки электронной коммерции в российском туризме, - считает вице-президент туроператорской компании «Капитал Тур» и генеральный директор турагентства «Магазин путешествий» Александр Преображенский. – Посмотрите, например, как ловко и эффективно наладили дело те, кто стоит за проектом информационного интернет-сообщества  Cheaptrip.ru. Они взяли на вооружение раскованную, в высшей степени неформальную лексику общения, создали некую специфическую ауру, что обеспечило им весьма широкую, а главное -  лояльную клиентуру. Они очень хорошо продают туры».
К сожалению, такие прорывы пока единичны. Причины,  которые сильно тормозят развитие электронной коммерции, до обидного очевидны: это в первую очередь гигантский законодательный вакуум в отношении электронных денег и электронной подписи. Сказывается и неготовность довольно значительной части населения к молчаливым, безличностным сделкам простыми нажатиями клавиш «мышки» и клавиатуры. «Им нужен живой звук и живой человек», - констатирует Петр Бусалов, заместитель генерального директора по интернет-проектам  компании «Капитал Тур».
Преодолеть недоверие клиентов к виртуальным финансовым расчетам очень сложно: люди элементарно бояться потерять свои деньги. Степень такого неприятия наглядно продемонстрировал  запущенный в октябре прошлого года первый онлайн-магазин морских круизов на русском языке от оператора «Ланта-тур вояж». «Мы не удовлетворены результатами первых  месяцев работы сайта, - признает президент компании Людмила Пучкова. -  Предложили в качестве оплаты пластиковые карты, но потребители отнюдь не спешили ими воспользоваться. Пришлось  предусмотреть еще четыре варианта оплаты».
«Количество электронных  билетов, продаваемых авиаперевозчиками, стремительно растет, но вот к прямому онлайн-бронированию оказались готовы всего 1–3% клиентов»,- подтверждает Петр Бусалов. Однако у него более оптимистическое видение ближайшего технологического будущего. «В интернете вообще никакого кризиса не было, - утверждает он. -  В Москве уже компьютеризировано 85% населения. Неудивительно, поэтому, что  большие бюджеты туркомпаний пошли в сторону интернет-рекламы. Технологический рывок, который сейчас совершает российский турбизнес, влияет не только на психологию людей, он кардинальным образом меняет  организационную структуру отрасли: в туркомпаниях все более значительная часть персонала переходит на удаленные рабочие места,  набирает темпы и его дистанционное обучение. Все более зримо формируется идея тотальной электронной коммерции. Только за последнее время «Капитал Тур» провел около 40 региональных конференций по продвижению интернет-продаж. Ставится задача активизировать коммерческие SMS-рассылки и рассылки по электронной почте, усилить продвижение продаж  в социальных сетях и мобильном контенте. Собственно, светлое технологическое будущее уже наступило, но мало кто об этом знает».
Впрочем, профессионалы не просто об этом знают – искренне верят, что, как отметил президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, «технологичность турбизнеса в России будет расти очень высокими темпами».

Сергей СВИСТУНОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72