Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №11, Август 2007
« Вернуться к журналу  

Налоги: преступления и наказания

Тема налогового контроля и ответственности за совершение налоговых преступлений, уже неоднократно поднималасьна страницах «ТБ». Однако ее острота и актуальность не позволяет игнорировать новую правоприменительную практику в этой области.
В работе юридического агентства «Персона Грата» значительное место занимают вопросы, связанные с построением законной и безопасной налоговой схемы деятельности предприятия, а работа отдела аудита нередко происходит в режиме спасательной операции. О некоторых «болезненных» моментах взаимоотношений налоговых органов и предпринимателей рассказывает генеральный директор юридического агентства «Персона Грата», председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий МОХОВ.


Судебная практика
К сожалению, налоговое бремя по-прежнему остается непосильным для многих предприятий и они всеми возможными путями стараются скрыть реальный размер доходов или получить необоснованную налоговую выгоду. Например, уменьшив налогооблагаемую базу путем ложного увеличения состава затрат, порой под «серые» схемы и договоры. Результатом этих операций нередко становится ответственность руководителей предприятия по статье 199 Уголовного кодекса РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».
Конечно, уголовная ответственность – это крайний метод по пресечению налоговых преступлений, как правило, органы экономической безопасности и налоговые органы ограничиваются возложением ответственности на предприятие – в виде штрафов или обязанности по уплате недоимки по налогам, не привлекая к самостоятельной ответственности физических лиц - руководителей фирмы.
Однако, по статистике МВД РФ, число обвинительных приговоров по налоговым преступлениям увеличивается ежегодно до 50%, а репрессивный характер изменений налогового законодательства и в целом карательный подход властей к рассмотрению правонарушений в экономической сфере не оставляют предпринимателям шансов на «спокойный сон», даже в случае добросовестного ведения бизнеса.
Рассмотрим подробнее, кого же закон считает ответственным за совершение налогового преступления?

Кто виноват
К субъектам преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий.
К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Иные служащие организации-налогоплательщика, оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности как пособники данного преступления (часть пятая статьи 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению.
Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т. п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части статьи 33 УК РФ и соответствующей части статьи 199 УК РФ.

В чем виноват
Уклонение от уплаты налогов выражается в действиях по включению в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.
Пленум Верховного суда в Постановлении №64 от 28 декабря 2006 года разъяснил, что под заведомо ложными сведениями следует понимать умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов.
Включение в налоговую декларацию или иные обязательные для представления документы заведомо ложных сведений может выражаться в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения, в уменьшении действительного размера дохода, искажении размеров произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода).
К заведомо ложным сведениям могут быть также отнесены не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов.
В тех случаях, когда лицо в целях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов осуществляет подделку официальных документов организации, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также штампов, печатей, бланков, ответственность наступает также по статье 327 УК РФ.

Размер имеет значение
Обязательным признаком состава преступления, связанного с неуплатой налогов, является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и сборов.
По смыслу статьи 199 УК РФ под крупным размером понимается неуплаченная в течение трех лет сумма налогов более пятисот тысяч рублей и составляющая долю в общей сумме налогов, подлежащих плате, более 10%, а под особо крупным размером – более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при неуплаченной доле в общей сумме налогов более 20%.
Доля в общей сумме налогов не имеет значения, если размер неуплаченных налогов превысил один миллион пятьсот тысяч рублей.

Сомнительная выгода
Немаловажное значение для определения степени ответственности имеет определение обоснованности налоговой выгоды, иными словами способов уменьшения налоговой базы или получения налогового вычета. Высший арбитражный суд РФ в Постановлении №53 от 12 октября 2006 года установил некоторые признаки «необоснованности» налоговой выгоды:
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера), или если она получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:
  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
При взаимосвязи и в совокупности с вышеуказанными обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, таковыми также могут быть признаны следующие обстоятельства:
  • создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
  • взаимозависимость участников сделок;
  • неритмичный характер хозяйственных операций;
  • нарушение налогового законодательства в прошлом;
  • разовый характер операции;
  • осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
  • осуществление расчетов с использованием одного банка;
  • осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
  • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.
Если суд придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.
Закон относит на усмотрение суда определение смысла и экономической обоснованности совершенных платежей в адрес контрагента, но кроме признака «необоснованности» применяется понятие «осмотрительности», ранее не известное системе налогового права.
Смысл его в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной при совершении платежей в адрес контрагента, деятельность которого носит признаки фирмы-однодневки или который не исполняет своих налоговых обязанностей. Эта неприятная особенность правоприменительной практики в сфере налоговых преступлений ярко выражена в последние годы и нашла отражение в соответствующих разъяснениях высших судебных инстанций.

За контрагента ответишь
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом, что деятельность налогоплательщика направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Таким образом, закон возлагает на налогоплательщика ответственность за действия его контрагента.
Безусловно, в первую очередь под внимание фискалов попадают примитивные операции по «обналичке», совершенные в адрес фирм-однодневок по фиктивным договорам. Но существуют ситуации, когда вполне добросовестный налогоплательщик вынужден доказывать «легальность» своего контрагента по разовой операции на приобретение какого-либо товара или оказание услуги.
Введение в действие новой редакции Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» дало колоссальный толчок к легализации и обелению туристического бизнеса. Переход на «белые» финансовые схемы для многих предприятий проходит весьма сложно, подчас восстановление учета практически невозможно вследствие его безнадежной дефектности. Тем не менее процесс этот необходим, и мы прилагаем все усилия для того, чтобы сделать его максимально безболезненным и абсолютно законным для предприятий туристического бизнеса.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72