Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №17, Декабрь 2009
« Вернуться к журналу  

Афродита - из моря, аэропорт – из озера
Новый международный терминал аэропорта Ларнаки

7 ноября 2009 года стало для киприотов настоящим национальным праздником. В этот день торжественно открылся новый международный терминал аэропорта Ларнаки – событие, которое жители острова Афродиты и его постоянные гости ждали с большим нетерпением. Старый терминал давно и очевидно не справлялся со своими обязанностями, вызывал много нареканий и в мировом рейтинге постоянно числился в безнадежно отстающих.

Соль проблемы
Ларнака, небольшой курортный город, превратился в главные воздушные ворота страны волею трагических обстоятельств. После вооруженного конфликта 1974 года  между турецкой и греческой общинами, размежевания острова километрами колючей проволоки на две антагонистические части аэропорт Никосии оказался слишком близко от «пограничной полосы».
По соображениям безопасности правительство Кипра решило срочно переоборудовать под новый международный аэропорт давно заброшенный британский полевой военный аэродром в окрестностях Ларнаки. Строительство вели практически с нуля (из построек в наследство достался лишь старый деревянный сарай) ударными темпами: через восемь недель, 8 февраля 1975 года, аэропорт официально ввели в эксплуатацию. Правда, взлетно-посадочной полосой еще долгое время служил участок автомобильный дороги, связывающей Ларнаку с Лимасолом.
Эта трасса до сих пор содержится в таком состоянии, чтобы в случае необходимости она могла бы стать вспомогательным военным аэродромом, как и многие участки более современной автотрассы Ларнака - Пафос. Кроме того, взлетно-посадочные полосы  наспех открытого аэропорта  оказались слишком короткими для приема реактивных авиалайнеров.
Всех, кто впервые прилетает в Ларнаку, поражает безрадостный «лунный» пейзаж аэропортовых окрестностей: выжженная грязно-серая земля, почти никакой растительности - это называется средиземноморские субтропики? И только по мере приближения к Ларнаке пейзаж резко меняется к лучшему.
Фокус в том, что англичане в свое время не собирались вкладывать в местный аэродром большие средства: они просто-напросто рассекли насыпью южный край большого соляного озера Алики и приспособили эту полосу под военные нужды. Киприоты, строя потом гражданский аэропорт, кардинальным образом проблему решить не могли: у них не хватало для этого ни финансовых, ни технических средств.

Визитная карточка Кипра
Соляное озеро Алики вполне может служить визитной карточкой страны. Летом озеро-призрак пересыхает и так маскируется, что его можно вообще не заметить. Зато два раза в год во время сезонного перелета птиц оно, наполнившись зеленовато-коричневой водой, становится своего рода «аэродромом подскока» для десятков тысяч розовых фламинго, белых цапель и черных лебедей.
Зимой это тоже заслуживающее внимания зрелище: прохладный ветер, разгулявшийся на равнине, утюжит воды озера до зеркальной гладкости - сверху кажется, что самолет садится около гигантского изумрудного ледяного катка.
Около миллиона лет назад на этом месте плескались волны морского залива. Постепенно под влиянием неустанной работы прибоя и морских течений в южной части залива образовался песчаный вал: образовалась нерукотворная гавань,  прекрасно защищенная от морских штормов. Археологические раскопки, проведенные в 1971 году в районе Хала-Султан-Текке,  выявили на берегу этой гавани целый портовый город, датируемый примерно XI веком до н.э.
Позднее произошли тектонические сдвиги, в результате которых суша приподнялась, а море, наоборот, опустилось и откатилось вдаль. Но и сегодня озеро лежит ниже уровня мирового океана - в среднем на два с половиной метра. А медные корабельные якоря Хала-Султан-Текке служат неопровержимыми доказательствами былого купеческого благополучия этой «кипрской Атлантиды».
Соль Алики много веков играла значительную роль в экономике острова. Источником столь ценного в былые времена продукта являются огромные подземные запасы минеральной соли (их оценивают в более чем 8 млн тонн). Дождевые воды, наполняя озеро в зимние месяцы, вымывают соляные пласты на поверхность, так что работа по сбору соли совсем не тяжелая: знай, сгребай ее обычной лопатой.
По другой научной версии, ларнакская  соль в основном все-таки не залежная, а фильтрат от проникающей в озеро морской воды. Мол, между морем и озером остались окаменевшие проходы, которые позволяют воде из моря поступать прямо в озеро.
Как бы то ни было, в течение многих веков соль озера Алики служила главным предметом торговли островитян с внешним миром. В XV–XVI веках Кипр прибрала к рукам Венецианская республика, ежегодно более семидесяти кораблей, нагруженных солью Алики,  отправлялись отсюда в Венецию. Торговля кипрской солью стала одним из основных источников доходов  Венецианского государства.
Соль собирали  до конца прошлого века. Причем по технологии, отработанной столетиями: лопатами отделяли белоснежные пласты от черной, вязкой озерной грязи. Трудолюбивые ослики, нагруженные тяжелыми корзинами, транспортировали соль по узкой полосе вручную наведенной гати на берег Алики, где ее ссыпали в пирамиды и высушивали не менее года. Кипрская соль очень высокого качества  и всегда являлась государственной монополией.

Гермес – посланец богов
К аэропорту Ларнаки более чем применима пословица «не было бы счастья, да несчастье помогло»: усиленное развитие туристического сектора Кипра отодвинуло военные соображения на второй план и выявило счастливую близость новых «воздушных ворот» к основным курортным зонам страны. В то же время эксплуатационная нагрузка на них стремительно росла, и как старый аэропорт Ларнаки ухитрялся с ней справляться – настоящий «бином Ньютона». С предельной пропускной способностью в  2,5 млн пассажиров в год он, поскрипывая и постоянно осыпаемый критическими замечаниями, героически успевал-таки обслужить 6,5 млн гостей ежегодно.
Вопрос о строительстве нового терминала стоял очень остро, но собственных средств на реализацию этого проекта островной республике не хватало. В начале третьего тысячелетия она объявила международный конкурс, и в ноябре 2003 года назвала его победителем группу Alterra. Но восемь месяцев спустя, в июле 2004 года Alterra «вышла из игры», устрашившись резкого удорожания проекта после его более тщательной  экспертной оценки.
В результате в  сентябре 2004 года  права на реализацию проекта были переданы второму финалисту конкурса — консорциуму Hermes («Гермес»), в который, помимо кипрских компаний Charilaos Apostolides, Shacolas Group CTC, Egis Projects и Iacovou Brothers,входят ирландская Aer Rianta International, французская Bouygues Batiment и Торгово-промышленная палата Ниццы.
Строительные работы на месте нового терминала Ларнаки начались в июне 2006 года. Для этого не потребовалось  много дополнительной земли, поскольку взлетно-посадочные полосы остались те же самые, их лишь  расширили и удлинили. Зато появились два новых  пассажирских терминала с зонами VIP и CIP («коммерчески важными персонами»).
Таким образом, общая площадь нового международного аэропорта Ларнаки составила 112 тысяч квадратных метров,  его пропускная способность скоро достигнет 9 млн пассажиров в год.  В первый год эксплуатации перед терминалом ставится более скромная задача - обслужить 7,5 млн пассажиров. В его залах - 67 простых регистрационных стоек и восемь электронных, система кабельного телевидения позволяет значительно улучшить процесс регистрации.
Посадку и высадку пассажиров обслуживают 27 ворот. Они еще не вполне достроены, но к концу 2010 года Hermes добавит им 16 рукавов, что позволит пассажирам получить  доступ из салона самолета прямо в здание аэропорта. Значительно – более чем втрое - расширена зона автомобильной парковки. Затраты составили около 656 млн евро.
Операционное управление аэропортами Ларнаки и Пафоса теперь в течение четверти века осуществляет администрация, назначаемая концерном Hermes. Правительство Кипра при этом будет получать 33% валовой прибыли плюс фиксированную квоту в 3,5 млн евро каждый год. По окончании срока  договора с Hermes аэропорты перейдут под полное управление государства.
Комфорта явно станет больше. Но за него придется приплачивать: кипрский министр транспорта Харис Трассу объявил, что цены на авиабилеты, скорее всего, будут повышены. Соглашение об увеличении тарифов особо оговаривается в контракте с консорциумом Hermes.

Сергей СВИСТУНОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72