Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №16, Ноябрь 2009
« Вернуться к журналу  

Как выжить самим и выжать других. Гостиничный сектор не торопится выбрасывать белый флаг
Бороться за выживание в кризисные времена, регулярно поднимая тарифы на размещение гостей, – курс для хотельеров гибельный, - считают в профессиональных кругах европейской и североамериканской гостиничной индустрии. Там предпочитают более инновационные и гибкие подходы, которые дают соответствующие результаты.
 
Шведский стол
Шведский гостиничный бизнес на удивление хорошо справляется с последствиями мирового экономического кризиса. Три кита, на которых базируется столь успешная стратегия, – это гибкая финансовая политика  самих  хотельеров,  чрезвычайно дешевая шведская крона и благоприятная политическая конъюнктура.
В  первом квартале нынешнего  года корпорации стали экономить на командировках своих сотрудников (а это сейчас происходит на всех континентах) и гостиницы Швеции подвели грустный итог - снижение на 11% количества ночевок бизнес-туристов. Хотельеры решили не жадничать и попытаться облегчить кошелки постояльцев не мытьем, так катаньем.  Они сплошь и рядом начали предлагать очень дешевое, а то и совсем бесплатное размещение, весьма хитроумно отыгрывая деньги на сопутствующих сервисах: ресторанах, обслуживании в номерах и т.д. В результате отели как минимум полностью компенсировали 11%-ный спад  в корпоративном секторе. 
К лету на помощь пришло правительство, которое стало резко «натягивать удила» для шведской кроны: стоимость ее упала до рекордно низкого уровня  по отношению к евро. В результате  Швеция почти в одночасье плавно перешла из сегмента дорогих направлений отдыха в категорию стран, предлагающих весьма умеренные  цены. Иностранные туристы тут же заинтересовались достопримечательностями Стокгольма и ландшафтами шведской глубинки. Да и сами шведы, которые традиционно любят проводить летний отпуск в Греции, Египте и Таиланде, на этот раз весьма рассудительно выбрали внутренний туризм, поскольку дешевая крона дает им сейчас возможность недорого и комфортно изучать красоты собственной страны. 
Тут и политическая конъюнктура подоспела: с 1 июля Швеция стала председателем Евросоюза, что означает проведение на ее территории множества конференций, министерских встреч, других международных форумов под эгидой ЕС. Спрос на отели тут же резко пошел вверх, бесплатные романтические ночи безвозвратно канули в прошлое, тарифы на размещение вернулись к докризисному уровню, и найти бюджетное размещение в Стокгольме стало весьма проблематично.
В подобного рода атмосфере инвесторы чувствуют себя уверенно и смело вкладывают деньги в новые гостиничные проекты. Например, сеть  Elite Hotels собирается открыть в следующем году отель недалеко от центра Стокгольма. Под 187 номеров и сьютов элегантного  Elite Hotel Marina Tower приспособили старинное здание бывшего мукомольного завода. Оно стоит на самом берегу Балтийского моря, из окон открывается живописный вид на острова Стокгольмского архипелага. К услугам гостей будут несколько конференц-залов общей вместимостью 900 человек, прекрасный  спа-центр с большим бассейном, отлично оборудованный тренажерный зал.
Уютный дизайнерский отель J  на 45 номеров в октябре нынешнего года  распахнул свои двери в стокгольмском пригороде  Накка. В палитре его художественного оформления доминируют красный, белый и синий цвета, в отделочных материалах - дубовые панели и темное дерево.  Размещение в пригороде не означает сложности с транспортным сообщением: расстояние от отеля до центра города гость преодолевает за 10–15 минут на общественном транспорте или еще быстрее - на такси. Стоимость стандартного номера на двоих с завтраком и видом на море начинается от 1775 крон (около 175 евро).
Отелем J управляет гостиничная сеть  Nobis, специализация которой -  небольшие гостиницы класса «люкс». В будущем году Nobis собирается также открыть небольшой пятизвездный отель в самом центре шведской столицы.
 
Трамплин в «золотой век»
Для европейской индустрии гостеприимства сейчас характерен строительный бум. Бурную экспансию, например, осуществляют хотельеры Германии, где гостиничных рынок растет как на дрожжах:  в стадии строительства - свыше 400 объектов. В Берлине в ближайшее время планируют построить или реконструировать 34 отеля, во Франкфурте-на-Майне  - 15 отелей,  в Мюнхене – возвести  13 новых гостиниц.
«Воспринимать кризисные времена исключительно как негатив – это не деловой подход, - считает Роберто Вирфа,  генеральный менеджер только что учрежденной в Италии гостиничной сети Hassler Hotels and Resorts. - В любой финансово-экономической ломке можно и нужно находить позитивные аспекты. Семена близкого счастливого будущего порой просто валяются под ногами: надо только «включить мозги», проявить хоть чуть-чуть смелости, и тогда сегодняшний кризис может стать для вас настоящим трамплином в золотой век. Если вы собираетесь заниматься туристической недвижимостью всерьез и надолго, именно сейчас, когда стоимость земельных участков и самого строительства значительно снизились, наступил очень благоприятный момент, чтобы двигаться вперед и расти. Вот и мы решили это сделать, закладывая фундамент новой цепочки luxury-отелей под логотипом Hassler Hotels and Resorts. Пока у нас есть только первенец будущей сети, открытый в центре Рима. В ближайшие пять лет мы запустим в эксплуатацию не менее десятка гостиниц по всему миру, в частности, - в Нью-Йорке, Лондоне, Цюрихе и Дохе».
Hassler Hotels and Resorts обещает своим клиентам немало инновационных подходов  в сервисном обслуживании, которые, по словам Роберто Вирфа, гости нигде больше не найдут.
Иногда подобные инновации скорее напоминают ретропутешествия в былые времена. В Атланте – столице и крупнейшем городе американского штата Джорджия решили вновь превратить местные отели в концертные площадки, места буйных вечеринок и приемов в голливудском стиле. Исторически организация подобного рода  мероприятий служила весьма мощным генератором доходов для американских отелей. Но затем по  всей стране появилось столько  ночных клубов и концертных залов, что гостиницы начали проигрывать в конкуренции с ними и терять этот источник прибылей.
«Конечно, будет неплохо, если по ходу подобной деятельности мы откроем пару дюжин новых исполнительских талантов, - заявил со страниц местной газеты The Atlanta Journal энергичный  Джэним Кэннон, вице-президент по глобальному управлению брендом Hotel Indigo (это бутик-бренд крупной международной гостиничной сети InterContinental Hotels Group). – Но наша главная цель -  привлечь в отели новых гостей, активно пропагандировать свои бренды».
В Indigo Hotel, который расположен напротив кинотеатра Fox Theatre, с завидной регулярностью проходят концерты молодых звезд рок-сцены. Тем же путем пошли в Атланте отели  W Hotel Midtown, Four Seasons Atlanta, Hotel Palomar и другие. При этом за проход на концерт обычно берут номинальную сумму, либо он вообще объявляется бесплатным.
«Гостиницы Атланты сейчас переживают не лучшие времена, уровень загрузки в среднем составляет всего 50%, поэтому организация концертов является логичным и удачным маркетинговым ходом,  - резюмирует Марк Вудворт из исследовательской компании PKF Consulting Inc. – Ведь главная цель - не столько заработать на продаже билетов, прохладительных напитков или парковочных мест, сколько заставить посетителей концертов провести ночь в отеле или порекомендовать его другим».
 
Логика оптимиста
Заявление руководителей финской компании S-Group, которая владеет гостиничной  сетью Sokos Hotels, о приостановке  работы двух из ее трех  отелей в Санкт-Петербурге во время предстоящих зимних каникул наделало в городе на Неве немалый переполох.
«Загрузка наших гостиниц этой зимой не превысит 30%»,  - сделали неутешительный прогноз владельцы S-Group. Число деловых поездок в Санкт-Петербург сокращается катастрофическим образом, проведение корпоративных конференций  - а именно на этот сегмент туризма в значительно степени ориентирован Sokos – практически сошло на нет.
Вот почему было принято решение закрыть Sokos Hotel Olympic Garden с 20 по 31 декабря 2009 года, а Sokos Hotel Vasilievsky - с 20 декабря 2009 года по 10 января 2010 года. Персонал на этот период переведут в финские отели Sokos, где во время новогодних праздников традиционно нарастает  поток  туристов из России.
Гостиничная индустрия Северной Пальмиры сейчас действительно переживает не самые лучшие времена. Некоторые отели, подражая европейцам, даже тарифы начали снижать, что для отечественного бизнес-менталитета, нацеленного только на удорожание услуг, шаг прямо-таки революционный.
Тем не менее, большинство экспертов считают, что ситуация не столь уж мрачна, как это показалось финнам. Они все-таки рассчитывают на определенный подъем внутреннего туризма и то, что новогодний Санкт-Петербург  достаточно привлекателен. Заполняемость местных гостиниц на праздники оценивают примерно в 40%, что, конечно же, хуже прошлогодних показателей, но все-таки не дает повода для паники. 
Именно в этом ключе прозвучало, в частности, выступление Майкла Купера, вице-президента гостиничной корпорации InterContinental Hotel Group на Третьем Международном инвестиционном форуме по недвижимости PROEstate 2009, который проходил в начале осени в Санкт-Петербурге и собрал более 1200 участников из 18 стран мира и 30 российских регионов.
«Не надо бояться кризиса, это неизбежный цикл в любом бизнесе, - заявил Майкл Купер с трибуны форума. – У IHG по всему миру  работают более 4000 отелей, номерной фонд которых превышает  630 тысяч комнат. Первый отель в Санкт-Петербурге мы открыли в 1998 году, и кризис уже тогда захватил нас. Но мы сразу четко сформулировали свои основные долговременные стратегические задачи в России и, несмотря на кризис, их выполняем. Так же как и реализуем свои глобальные планы.
В частности, с 2000 года воплощается в жизнь программа экспансии сети  Holiday Inn по всему миру. Вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам, мы сдаем в эксплуатацию один отель за другим на всех континентах. Практически по отелю в день. Каждый день подписываем минимум один контракт на управление гостиницей. В «ужасном» нынешнем году нам удалось заключить уже 400 финансовых и франчайзинговых контрактов.
В России у нас сейчас работают девять отелей, в ближайшие годы мы откроем еще 14. Здесь в первую очередь компания продвигает бренд Holiday Inn, а в качестве поддержки  -  Сrown Plaza и InterContinental. Через два месяца откроется Holiday Inn на Московском проспекте. Строительство отеля около аэропорта затянулось, но думаю, что в следующем году он все же будет открыт. Еще один  Holiday Inn, в самом центре Санкт-Петербурга, появится в  2012 году.
Главные факторы, которые позволили  нам в свое время принять решение о выходе на российский рынок, – это улучшение транспортной сети, растущие доходы среднего класса и увеличение доходов в гостиничной отрасли. Эти основные условия в общем-то не изменились.
В РФ 62% наших постояльцев – россияне. Мы не стремимся привлекать богатых иностранцев, которые готовы платить более высокие цены за номера. Да и так ли уж справедлив миф о высокой платежеспособности европейцев? Скажем, Россия для нас намного прибыльнее, чем Великобритания. У нас там 330 отелей, но мы  с трудом барахтаемся, чтобы выйти на уровень рентабельности.
Выводы: надо быть оптимистами. Что произошло в результате кризиса? Для меня – ничего! Мы продолжаем работать, как работали раньше. Да, изменились условия для моих коллег, которые занимаются управлением отелями:  им сейчас приходится экономить на всем,  чем можно, чтобы сохранить рентабельность. Но стратегические планы не изменились».
Примерно в таком же ключе выступил в начале октября в Москве на международном   семинаре с участием  топ-менеджеров от более  чем 50 отелей  Marriott International вице-президент по международным  продажам в Европе этой крупнейшей гостиничной сети Нил Джонс. Он сообщил о предстоящем открытии в 2010–2011 годах шести новых отелей сети в России: Courtyard в Москве у Павелецкого вокзала, в Казани, Санкт-Петербурге на  канале Грибоедова,  в Иркутске и Marriott в Краснодаре. «Также прорабатываются варианты открытия новых гостиниц в других  российских городах - на Урале, Юге России, в Сибири, - добавил Нил Джонс. - Уже в декабре в Москве, на Беговой улице, откроется отель  Renaissance Monarch Centre на 366 номеров».
Отвечая на вопрос «Турбизнеса» о том,  скорректировал ли мировой экономический кризис планы компании по экспансии в нашей стране, Ник Джонс заявил: «Русский рынок устойчив к кризису, является одним из наиболее приоритетных для Marriott и в долгосрочной перспективе будет стабильно расти».
Напомним, что Marriott на сегодняшний день  является лидером в гостиничной индустрии с более чем 3200 отелями в 67 странах мира. В  компании работают около 150 тысяч человек.
Сергей СВИСТУНОВ 
 
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72