Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №14, Октябрь 2009
« Вернуться к журналу  

Проездной на самолет
Пассажирские авиаперевозки – одна из наиболее пострадавших от кризиса отраслей мировой экономики. Чтобы хоть как-то амортизировать потери,  вызванные практически повсеместным и весьма существенным снижением пассажиропотоков, авиакомпании пускаются на всяческие ухищрения. Одним новациям можно поаплодировать, другие вызывают явное недовольство путешественников.
От крыла до туалета
Технологические новации – наиболее эффективная и не ущемляющая права и комфорт пассажиров сфера этих усилий. Скажем, новозеландская Air New Zealand стала на самолетах B767-300ER наращивать крылья. К «основному» крылу пристыковывать «крылышки» длиной 3,4 метра, что значительно улучшает аэродинамические характеристики лайнера. Специалисты подсчитали, что, модернизировав таким образом весь свой авиапарк «Боингов-767»,  компания сможет экономить как минимум 6 тысяч тонн топлива в год. Особо подчеркивается, что в результате получается еще и экологический выигрыш: выброс углекислого газа в атмосферу существенно снижается.
Финансовый прессинг заставляет перевозчиков технологически совершенствовать практически все операции: от уборки салонов авиалайнеров до глажки форменной одежды стюардесс и стюардов. Широкой публике этот фронт работ практически неизвестен. А вот когда режим экономии, вводимый авиаперевозчиками,  осуществляют за счет кошелька, неудобств и даже безопасности пассажиров, они, естественно, начинают реагировать.
Например, крупнейшая в Европе бюджетная авиакомпания Ryanair, в целом ухитряясь удерживать стоимость билетов на своих рейсах на довольно низком уровне, весьма успешно компенсирует финансовые потери,  повышая тарифы за регистрацию на рейс, сверхнормативный багаж и другие услуги. Она даже собирается сделать платным пользование туалетами своих самолетов.
Это намерение вызвало острую негативную реакцию у европейских организаций, защищающих права потребителей в целом и авиапассажиров в частности. Они расценили «шашни Ryanair с туалетами»  как попытку «добиться легкой наживы в ущерб удобствам и законным правам потребителей». Вполне возможно, Ryanair под таким давлением пересмотрит свои планы. А вот ее намерение ликвидировать все  пункты регистрации в аэропортах и полностью перенести эту процедуру в интернет особых возражений со стороны общественности не вызывает.
Самые активные протесты пассажиров  порождает введенная авиакомпанией «Кыргызстан» практика совмещения некоторых внутренних рейсов в тех случаях, когда коммерческая загрузка лайнеров оказывается явно убыточной. Особенно большое и законное недовольство вызывают незапланированные отклонения от маршрута, о которых пассажиры узнают уже после регистрации на рейс, а зачастую – прямо в полете.
Что касается угрозы безопасности путешественников, то, похоже, на лавры абсолютного рекордсмена в этой области серьезную заявку сделала небольшая частная китайская авиакомпания Spring Airlines. Она собирается продавать своим клиентам не только кресла, но и стоячие места. «Это очень выгодно пассажирам: билеты на стоячие места будут продаваться на 20% дешевле, – заявил журналистам представитель перевозчика. - За низкую цену клиент должен иметь возможность попасть на самолет, как в автобус: без места, воды, еды, клади, но при этом с комфортом. Пассажиров, летящих стоя, обеспечат ремнями безопасности, которые будут закрепляться вокруг талии». Администрация Spring Airlines подсчитала, что самолеты со стоячими местами будут вмещать на 40% больше пассажиров, что снизит себестоимость  авиаперевозок как минимум на 20%. 
Сама идея не является изобретением Spring Airlines: несколько лет назад ее озвучила корпорация Airbus. Но поддержки у ведущих авиакомпаний мира она не получила. Опыт эксплуатации пассажирских лайнеров показывает: человек, даже привязанный, испытывает значительные перегрузки при посадках, взлетах и «болтанке». Стоящий же пассажир, единодушно отмечают эксперты, будет страдать от этих перегрузок значительно больше, так что риск для его здоровья, а то и жизни, многократно возрастает.
«Предъявите проездной…»
В сфере маркетинга наиболее рельефно обозначившаяся тенденция – массовое внедрение ведущими мировыми авиакомпаниями проездных билетов. Здесь напрашивается аналогия с городским общественным транспортом, и схема продаж, действительно,  практически та же самая. Есть проездные, рассчитанные на определенное количество поездок по списку регулярных маршрутов, выполняемых перевозчиком-эмитентом документа. Авиапроездные другого типа больше похожи на «единые»: можно совершать за определенный срок любое количество перелетов с небольшими ограничениями, например, проездным разрешается пользоваться только раз в сутки, или только по  будним дням.  Довольны все: часто летающие пассажиры рассчитывают основательно сэкономить на подобного рода оптовой сделке, перевозчики получают так остро им сейчас необходимые кредитные средства.
В Соединенных Штатах самым популярным авиапроездным является Oneworld, который  дает возможность посетить 200 городов США, а также Канаду, Мексику, Пуэрто-Рико и еще 12 островных государств Карибского бассейна.  Он весьма экономичен, однако продается не по единому тарифу, а с учетом дальности пунктов назначения, куда предположительно отправится турист.
Авиакомпания JetBlue Airways предложила на период с 8 сентября по 8 октября этого года воспользоваться проездным по единому тарифу в $599 на неограниченное число перелетов по всем своим  56 регулярным маршрутам, включая международные. Единственное ограничение – необходимо забронировать билет не менее чем за три дня до предполагаемой поездки.
Два года назад  аналогичного рода проездной предложила Air Canada. Однако месячный «единый» на ее рейсы стоил минимум $1657.  Как видно, кризис заставил североамериканских авиаперевозчиков почти втрое снизить тарифы. 
В Южной Америке наиболее комплексными проездными считаются MercoSur AirPass и «единый» от чилийской компании LAN. В первом случае пассажир получает возможность свободно путешествовать по странам – членам экономического союза Меркосул (Бразилия, Парагвай, Уругвай, Аргентина и Чили). Ограничения: минимальный срок пользования проездным - 7 дней,  максимальное количество перелетов - 9. Чилийский вариант охватывает территорию Аргентины, Боливии, Чили, Колумбии, Эквадора и Перу, тарификация «скользящая»: от $85 за каждые 350 миль до $199 за 3500 миль.
LAN Chile предлагает также так называемый въездной купон: прилетев ее рейсом в Чили, путешественник получает право приобрести за $250 авиапроездной (Visit Chile Pass), который дает возможность совершить в течение месяца еще три полета в любую точку страны. Этот лимит можно и превысить, но тогда придется доплачивать по $60 за каждый дополнительный рейс. Купонную систему практикует и бразильская авиакомпания ТАМ: ее проездные стоят от $479 за 4 перелета  по территории Бразилии до $1079 за 9 перелетов. Срок действия – три недели.
Ведущие авиаперевозчики азиатского рынка ввели также целый веер национальных и региональных проездных. Скажем, Malaysia Airlines предлагает так называемый  ASEAN Pass, который действует по всей Юго-Восточной Азии, включая Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Камбоджу, Индонезию, Бруней и Филиппины. Этот проездной дает право на четыре перелета в экономклассе за $229 долларов и в бизнес-классе – за $729.
По Индостану можно путешествовать, имея на руках Discover India Pass от национального перевозчика Indian Airlines. Такой проездной  позволяет без ограничений летать по стране в течение семи ($400), пятнадцати ($630) и двадцати одного ($895) дня. Эмитируют также проездной India Wonder Fares, по которому за $320 можно в течение недели совершать любые перелеты в пределах Западной, Северной, Восточной или Южной Индии. За каждый перелет взимается дополнительный сбор в $5.
В Китае среди иностранных туристов наиболее популярны авиапроездные  от альянса  Star Alliance. Их могут приобретать граждане любых стран, кроме самого Китая, Гонконга, Макао и Тайваня. Обязательным условием покупки является одновременное приобретение международного авиабилета в Китай и обратно на рейс одной из входящих в альянс компаний - Air Canada, Air New Zealand, ANA, Asiana, Lufthansa, SAS, Singapore Airlines, South African Airways, Swiss, Thai или United.
Насколько диверсифицирован азиатский рынок авиапроездных,  можно убедиться на примере популярного у российских туристов Таиланда. Авиакомпания Bangkok Airways ввела на своих маршрутах с 1 августа этого года по 31 июля 2010 года четыре версии проездного документа Flyer Pass: национальную,  две международные и одну смешанную.
Национальная версия проездного именуется Fun и стоит 9 тысяч батов ($264). Она дает возможность вылететь  из Бангкока в Чиангмай, Сукхотхай, Трат, Пхукет и Краби, а также с острова Самуй  - в Паттайю, Пхукет и Краби, и из Паттайи в Пхукет. Первая международная версия Fancy стоит 19,5 тысячи батов ($572) и включает перелеты из Бангкока в Луангпрабанг (Лаос), Сиемреап (Камбоджа), Сиань и Гуйлинь (Китай), а также с острова Самуй в Сингапур и Гонконг. Вторая международная версия называется Freedom и включает дальнемагистральные перелеты, например, в Японию, на Мальдивы и т.д. Она обойдется путешественнику уже в 29 тысяч батов ($850). По смешанной версии Fusion ценой в 12,9 тысячи батов ($378) можно летать из Бангкока в Хошимин (Вьетнам), Янгон (Мьянма), Пномпень (Камбоджа) и на Самуй, а также из Чиангмая на Самуй.
По любой из четырех версий авиапроездного можно совершить до четырех перелетов. Возврат проездных не разрешен, перебронирование отдельных сегментов можно делать бесплатно до трех раз. За последующие перебронирования или смену маршрута взимается доплата в 500 батов ($15) на внутреннем маршруте и 1000 батов ($29) - на международном.
Для тех, кто летит в Австралию и страны Океании, собираясь основательно попутешествовать по Зеленому континенту и окружающим его островным государствам, очень привлекательно выглядит авиапроездной Boomerang Pass от компании Qantas. Все перелеты поделены на четыре тарифные зоны стоимостью 155, 185, 195 и 235 долларов. Отдельно  выделены  Фиджи, за полет на которые потребуется доплатить  еще около $200.
В Южной Африке действуют авиапроездные альянса Oneworld, которые предлагает целый пул авиакомпаний (в том числе British Airways, ComAir, Zambian Air). Они включают перелеты по территории ЮАР, Намибии, Зимбабве, Замбии, Кении, Джибути, Эритреи, Судана и Сомали. Так, по проездному Visit Africa можно выбрать от двух до 20 перелетов между главными городами ЮАР, Намибии и Зимбабве: самый дешевый (Йоханнесбург  - Дурбан) стоит $62, самый дорогой (Йоханнесбург - Виктория-Фолс) — $125.
В Европе авиапроездные почти не используют, и причина понятна: на рейсах бюджетных компаний летать все равно дешевле. В России такие единые пока просто отсутствуют, а вот почему – настоящая загадка. Рынок авиаперевозок бюджетными компаниями практически не освоен, страна огромная, то есть в наличии все условия для внедрения авиапроездных. Однако их нет, и в ближайшем будущем они вроде бы и не предвидятся. Очевидно, опять срабатывает чисто российский способ борьбы с кризисом: рост цен в стратосферную высь.
Объединенная Азия
В континентальном масштабе Азии работает единый билет All Asia AirPass, по которому  можно без ограничений летать в течение 21 дня. Правда, проездной не действует по пятницам и субботам, и если все-таки требуется лететь именно в такой день, придется  доплачивать за каждый полет установленную фиксируемую сумму.
Поднебесные тарифы
Проездной по Китаю имеет от трех до десяти  купонов для полетов на самолетах китайских авиаперевозчиков - Air China и Shanghai Airlines. Минимальный вариант с тремя купонами стоит 2810 юаней (268 евро) без учета сборов. Проездной на четыре полета - 3650 юаней (345 евро), на пять – 4570 юаней (430 евро), на шесть – 5230 юаней (493 евро), на семь – 6010 юаней (566 евро), на восемь – 6640 юаней (626 евро), на девять – 7330 юаней (690 евро). Максимальный проездной с десятью купонами обойдется в 7970 юаней (760 евро).
Сергей СВИСТУНОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72