Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №13, Сентябрь 2009
« Вернуться к журналу  

Старая песня на новый лад
У Высоцкого есть строка: «Каждый взял себе надел, кур завел и в нем сидел, охраняя свой удел не у дел». Похоже обстоят сегодня дела с продвижением на рынок межрегиональных программ, то есть таких, в которых туристы посещают несколько областей, краев, республик. «Блюдо» это в туристическом «меню» отнюдь не новое, и вероятно, одними из первых были появившиеся в конце 1940-х маршруты по ленинским и сталинским местам СССР, а также всем известное Золотое кольцо России. Понятно,  ни о каких местных инициативах здесь говорить не приходилось — маршрут и его содержание строго и жестко задавались и контролировались из Москвы. К этой же категории в определенной мере относится и бывший в советское время мечтой любого любителя путешествий теплоходный маршрут - как в рейсовом, так и в туристском его варианте – из Москвы в Астрахань. Он включал посещение почти полутора десятков областей.
Прошедший в конце 1980-х — начале 1990-х годов так называемый «парад суверенитетов» отрицательным образом сказался на такого рода туристских программах. Сегодня впору вести речь об их втором рождении. Из каких источников они возникают? Что может соединить для общей пользы различные регионы страны?
Первый источник — общность исторических судеб. Золотое кольцо России  объединило районы Волго-Окского междуречья, в котором сформировалась русская нация — Московскую, Ярославскую, Владимирскую, Костромскую и т. д. Все они находились севернее и восточнее Москвы. Однако многие города и регионы с богатой историей в иных частях европейской России были строго закрытыми для иностранных и нередко для своих туристов — Смоленск, Нижний Новгород, Муром, Александров, Рязань. Не потому ли межрегиональный маршрут по местам русской воинской славы, давно известный как  Серебряное кольцо России, (Смоленск — Угра — Куликово поле — Молоди — Рязань и т. д.) до сих пор остается на бумаге?
В последние годы предприняты определенные усилия для организации большого межобластного маршрута «Золотой венец России» (Нижегородская, Ивановская, Костромская, Ярославская, Владимирская области), связанного с местами жизни и деятельности национального героя Дмитрия Пожарского. Совсем недавно объявлено о включении в этот маршрут древнего русского города Гороховца.
В случае успеха эта тема может быть развита маршрутом «Алтарь Отечества», который начинается в нижегородской Балахне и связан с именем Кузьмы Минина. Другой источник - историко-промышленная тематика. Примером может служить рязанско-нижегородский маршрут «Железная роза Баташовых» (Гусь-Железный — Выксунские заводы). Особое место занимает имеющий всероссийский масштаб тур на специальном «ретро-экспрессе» по Транссибирской магистрали. Он является детищем не туристических администраций регионов, а РЖД.
Еще один повод для создания серьезных межрегиональных программ — общность индустриальных «судеб» областей. Например, объявлено о принятии межрегиональной программы с участием Республики Татарстан, Самарской и Ульяновской областей, связанной с авиационно-космической специализацией регионов в народном хозяйстве страны.
Вообще средневолжские области являются пионерами в области создания и продвижения на рынок тематических межрегиональных программ - «Жить и отдыхать на Волге», «Лев Толстой на Волге» (Самарская область и Татарстан), «Река, уводящая в небо» (Ульяновская и Самарская области).
Объединять субъекты федерации в межрегиональные туристские программы может и общность географического положения. Так, фирмой «Владинвесттур» совместно с администрацией Республики Марий Эл открыт интереснейший маршрут «Три республики» (Чебоксары — Йошкар-Ола — Казань).
К сожалению, пока с трудом находят свое место под солнцем межрегиональные программы с гастрономической специализацией, хотя в том же Среднем Поволжье возможности для их организации поистине безграничны: в первую очередь Чувашия, а также окрестные регионы являются центрами производства качественного пива. Практически все крупные волжские города - особенно заметны здесь Нижний Новгород и Самара - имеют превосходные предприятия кондитерской промышленности, вполне пригодные для организации «сладких» туров.
В последние годы в создании оригинальных межрегиональных программ «малого формата» преуспел один из основателей Ассоциации малых туристских городов - Углич. Наиболее известен проводившийся во второй раз велопробег Суздаль — Углич. Разработан маршрут и для автолюбителей «В малые города за большой историей». Готовятся маршруты, связанные с событиями из истории города, ссылкой набатного угличского колокола (Углич — Тобольск через Вологду) и Углич — Свияжск. Именно от Углича в помощь войскам Ивана Грозного, осаждавшего Казань, была сплавлена разобранная по бревнышку первая деревянная свияжская цитадель.
Что препятствует созданию таких программ? Прежде всего, финансы, причем умноженные на трудности технического характера. Администрации Новгородской и Ленинградской областей давно заявляли о намерении создать единый водный маршрут, который проходил бы по Балтике, Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень и заканчивался бы в Старой Руссе. Но воплощению в жизнь этого плана препятствуют значительные затраты на создание многочисленных пристаней и причальных пунктов (каждый из них стоит как минимум 400 тысяч рублей), неприспособленность шлюзов во многом технически устаревшей Волховской ГЭС для прохождения современных речных круизных судов.
Сама Ленинградская область, прежде всего отстоящий на одинаковое расстояние (около 180 км) от Петербурга, Новгорода и Пскова  город Луга, могла бы стать хорошей базой для организации межобластных туров по северо-западу России. Ярославская и Костромская, Пермская и Свердловская области связаны географически и общностью исторических судеб. Окажутся ли существующие преграды преодолимыми, и если да, то в какой мере, - покажут ближайшие годы.
Георгий ОСИПОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72