Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №13, Сентябрь 2009
« Вернуться к журналу  

Снизив цену, улучшить сервис
Рецепт выживания иностранных авиакомпаний
Российские перевозчики, несущие ощутимые потери по вине глобального финансово-экономического кризиса, весьма неохотно снижают тарифы, особенно на внутренних маршрутах. На зарубежных им волей-неволей приходится это делать в попытках угнаться за конкурентами – иностранные авиакомпании, по ряду экспертных оценок,  с начала года опустили «тарифную планку» в среднем на 25–30%. Привлечь пассажиров они стараются целым веером новаторских бесплатных или недорогих услуг.
На добровольной основе
Авиакомпания Emirates с мая увеличила вес  багажа, разрешенного для бесплатного провоза, на 10 килограммов для пассажиров всех трех классов. То есть пассажиры экономического класса могут теперь бесплатно провозить до 30 кг багажа, бизнес-класса - до 40 кг, первого класса – до 50 кг. Новые правила действуют на всех рейсах маршрутной сети, за исключением американского направления. В ручную кладь Emirates разрешает брать одно место весом до 7 кг в экономклассе и два места общим весом до 12 кг  - в остальных классах.
Air France и Singapore Airlines успешно продают с наценкой места у аварийных выходов, пространство перед которыми больше обычного. Первая в Дубае бюджетная авиакомпания Flydubai, которая начала полеты летом этого года, решила брать дополнительно  один евро за выбор определенного места на борту, а за места с увеличенным пространством для ног - 10 евро.
Air New Zealand на дальнемагистральных  рейсах, когда на них  остаются свободные места, предлагает пассажирам заранее купить во время регистрации пустующее место возле себя. Таким образом приобретается гарантия того, что место рядом обязательно останется свободным. Вы сможете использовать его, как пожелаете: положить туда сумку, куртку, журналы, устроить себе из  двух, а еще лучше – из трех  кресел неплохое  спальное место. Наценка за свободное место рядом составляет  75 новозеландских долларов ($43).
Израильская Israir  делает ставку на безусловную лояльность последователей иудаизма. Она стала первой авиакомпанией в мире,  которая разместила на борту самолетов свитки Торы, выполненные в аутентичной традиции специально подготовленными для этой весьма непростой задачи  художниками и каллиграфами. Авиалайнеры, оборудованные Арон Кодеш - специальным шкафом для хранения свитка Торы,  с декабря прошлого года стали выполнять рейсы по маршруту Тель-Авив - Нью-Йорк.  Сейчас этот сервис распространяется и на другие дальнемагистральные маршруты.
Более того,  Israir вступила в прямые переговоры  с раввинатом и предложила сделку, в рамках которой компания готова вообще отказаться от всех рейсов по субботам и религиозным праздникам в обмен на то, что раввины будут рекомендовать еврейским общинам пользоваться услугами именно Israir, а не государственной EL AL Israel Airlines.
Высокие технологии
Особая сфера конкурентной схватки авиаперевозчиков – высокие технологии, обеспечивающие пассажирам экономию времени, сил, а также качественную телефонную связь и услуги интернета.
Например, голландский авиаперевозчик KLM еще в сентябре прошлого года  анонсировал способ получения электронного посадочного талона на свои рейсы по мобильному телефону (обычный сотовый, смартфон или КПК). Чтобы воспользоваться этой бесплатной услугой, требуется всего лишь зарегистрироваться на сайте компании при помощи своих мобильных устройств с доступом в интернет. Клиент сам выбирает, как он собирается получать специальный штрих-код: по электронной почте, посредством MMS или SMS. Штрих-код сканируют во время прохождения паспортного и таможенного контроля в аэропорту, а также при регистрации багажа, при входе в зал ожидания и магазины беспошлинной торговли. Электронный посадочный талон содержит всю информацию, отображаемую на обычных документах.
Под давлением кризиса значительно смягчились правила, ранее объявлявшие практически вне закона мобильную телефонную связь на борту авиалайнеров. Ведь за возможность вступать в  немедленную голосовую связь со своими бизнес-партнерами, друзьями и близкими пассажиры готовы платить, даже если тарифы за такой роуминг довольно высокие. Охотно платят и за возможность осуществлять во время дальних перелетов выход в интернет.
Эксперты считают, что  проблемы, связанные с использованием сотовых телефонов, излучением  компьютерных терминалов и Bluetooth, Wi-Fi-адаптеров и другой аппаратуры, могут возникнуть только в критичные фазы полета – при взлете и посадке, когда работа бортового радиооборудования и систем навигации наиболее активна. В горизонтальном полете на высоте восемь-десять километров никаких препятствий к использованию пассажирами радио- и компьютерной техники нет. Но сигнал обычного мобильного телефона за облаками теряется: слишком высока скорость самолета, да и антенны базовых станций сотовой связи ориентированы по направлениям вдоль поверхности земли.
Оборудование авиалайнеров системами, способными обеспечить пассажирам мобильную связь в воздухе,  не является сложной технической задачей. Для этого на борту самолета устанавливают базовую мини-станцию сотовой связи, которая через спутники беспрепятственно  ретранслирует сигналы в сети тех операторов, куда адресован звонок. Специальный контрольный прибор блокирует прохождение  сигнала  мобильного телефона непосредственно на наземные станции, а кабину пилотов и навигационные системы обеспечивают дополнительной экранирующей защитой.
В настоящее время голосовые вызовы и отправка SMS с борта летящих самолетов обслуживают две базовые системы связи.  Первая называется OnAir: она дает возможность совершать голосовые вызовы, отправлять текстовые и мультимедийные сообщения, использовать GPRS/EDGE, включая возможность работы BlackBerry и других сервисов push e-mail. В этом проекте принимают участие авиакомпании Air France, TAP Portugal и австралийская  Qantas Airways. Второй проект носит название AeroMobile и позволяет совершать голосовые звонки и отправлять SMS, но без дата-трафика. Здесь пионерами выступили Emirates Airlines и Turkish Airlines.
Что касается доступа в интернет, особенно для пассажиров трансатлантических рейсов,  то здесь пальму первенства уверенно держит американская Delta Airlines. Связь идет по спутниковому каналу и поддерживается по беспроводному протоколу WiFi, который служит рыночным стандартом для ноутбуков, нетбуков, смартфонов, коммуникаторов и игровых приставок. Партнером Delta Airlines в этом проекте выступает телекоммуникационный оператор Aircell – главный поставщик технологий воздушных коммуникаций для бизнес- и коммерческой авиации. К началу июля бортовые системы интернет-связи установили уже на более чем двухстах авиалайнерах Boeing. На рейсах продолжительностью не более трех часов средний почасовой тариф такой связи определен в $9,95. На более длинных маршрутах -  в $12,95. Заказать доступ в интернет на конкретном рейсе можно заранее, уже при покупке билета через сеть. Заплатить можно и прямо в самолете: наличными или кредитной карточкой.
Если сервис окажется достаточно популярным и оправдает затраты, в дальнейшем планируется оборудовать в салонах самолетов несколько рядов кресел розетками для подзарядки аккумуляторов мобильных ПК и других приборов: ведь их, как правило, не хватает при длительных перелетах продолжительностью свыше шести-восьми часов.
Гибкий кредит
Пока отечественные перевозчики решают гамлетовский вопрос «Быть или не быть?», иностранные довольно агрессивно внедряют в России все более гибкие финансовые инструменты взаиморасчетов с клиентами. Особенно активно они продвигают кобрендинговые  банковские карты. Здесь пионером выступила Lufthansa, «русифицировавшая» карту Citibank Miles&More. Затем к ней присоединилась  British Airways. Ее карта включает бесплатное страхование путешествий, бесплатное восстановление карты в России и за рубежом, скидки в определенных магазинах и ресторанах, другие услуги. С февраля к ним присоединилась Austrian Airlines, которая совместно с банком Raiffeisen запустила в России кобрендинговую кредитную карту MasterCard. Она предназначена для участников программы часто летающих пассажиров Miles&More от глобального альянса авиакомпаний Star Alliance.
Кредитный лимит по MasterCard категории Standard составляет от 15 до 210 тысяч рублей, категории Gold - от 100 до 360 тысяч рублей. Годовое обслуживание карты соответственно  900 и 4500 рублей.
Владельцы кобрендинговых кредитных MasterCard получают возможность не только приобретать дополнительные бонусные мили за билеты и услуги Austrian Airlines, оплаченные этой картой, но и существенные скидки в магазинах беспошлинной торговли Runway в московском аэропорту Домодедово. 
Трамплин для экспансии
Lufthansa решила использовать трудные времена как мощный трамплин своей дальнейшей панъевропейской экспансии. Немецкий перевозчик не намерен удовлетвориться ролью второй по объему прибыли авиакомпании Европы (1,38 млрд евро оперативной выручки в 2008 году), смирившись с тем, что «майку лидера» уверенно носит концерн  Air France - KLM. С этой целью Lufthansa намерена приобрести сразу несколько небольших авиакомпаний в европейских странах и за счет такого стратегического маневра опять вырваться вперед.  Технологию подобного рода экспансии на европейском рынке она успешно отработала, фактически поглотив швейцарскую Swiss International Air Lines. Следующей стала Austrian Airlines. По данным  ведущей немецкой экономической газеты Handelsblatt, в качестве очередной мишени Lufthansa выбрала  бельгийскую авиакомпанию Brussels Airlines. Это довольно молодая компания, учрежденная  в 2001 году. Но создавалась она на мощной базе Sabena, основанной еще в 1923 году. Так что опыт гражданских перевозок у нее большой и плодотворный.
Brussels Airlines на сегодняшний день не входит ни в один из известных альянсов авиаперевозчиков, предпочитая работать с партнерами исключительно  на базе двусторонних соглашений. Ее финансовый оборот составляет 921 млн евро в год,  прибыль держится на уровне 23,1 млн евро. Главный акционер Brussels Airlines - консорциум  40 бельгийских инвесторов, который контролирует 70,1% акций компании. Наиболее крупный единоличный  акционер - известная бюджетная авиакомпания Virgin Express.
В конце прошлого года Brussels Airlines совместно с конголезской Hewa Bora Airways учредила панафриканскую авиакомпанию airDC. Однако от этого инструмента континентальной экспансии она, возможно, откажется после катастрофы самолета  новоучрежденной  airDC  15 апреля этого года на востоке Конго.
Lufthansa заинтересована  в бельгийской Brussels Airlines не как в авангарде экспансий в новые регионы и не как в инструменте усиления позиций на крайне важном для нее рынке трансатлантических перелетов. Главная ценность Brussels Airlines с ее воздушным флотом в 48 самолетов – контроль над значительным сегментом европейского рынка бизнес-полетов,  а также ее исключительно мощное присутствие в сфере обслуживания рейсов, которые соединяют крупные города Европы с Брюсселем - фактической столицей Евросоюза.
Под прицелом Lufthansa может оказаться и успешный британский авиаперевозчик British Midland Airways (BMI). Подобного рода намерение уже открыто высказал журналистам  член совета директоров Lufthansa Штефан Гемко. Самолетный парк  BMI насчитывает 49 машин, ожидается скорое поступление еще пяти. Парк этот довольно новый, средний возраст авиалайнеров  составляет 5,9 лет. На текущий момент Lufthansa уже владеет блокирующим пакетом акций BMI (30% минус одна акция). Как и Lufthansa, BMI входит в Star Alliance, который объединяет такие авиакомпании, как Air Canada, SAS, United Airlines, Thai Airways и ряд других.
Расширяя зону своего влияния в Европе, Lufthansa намерена активно наращивать свои операции в небе и на земле Италии. В частности, в ближайшее время шесть среднемагистральных авиалайнеров будут базироваться в североитальянском аэропорту Милан-Мальпенса. К концу 2009 года, по планам Lufthansa, количество ее рейсов из этого аэропорта увеличится вдвое.
Сергей СВИСТУНОВ
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72