Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №10, Июль 2009
« Вернуться к журналу  

Нескучное плавание
Развлечения на борту круизного лайнера - непременный атрибут морского путешествия. На первых круизных лайнерах публичные зоны были очень маленькими по размерам. Самой большой из них, помимо ресторана, разумеется, считался гранд-салон, в котором проходили различные мероприятия, танцы и демонстрация кинофильмов - до трех сеансов в день. В хорошую погоду проводилось много мероприятий на открытом воздухе, особенно популярны были настольный теннис, шаффлборд и ритмическая гимнастика.
В былые времена
Юморист Ричард Гордон рассказывает о морском путешествии, которое он совершил в 1967 году: «Пассажиры в круизе сталкиваются с той же ситуацией, в которой находились мятежники на острове Питкерн. За каждую имеющуюся в наличии женщину нужно бороться, и чем они красивее, тем сильнее борьба. Власти с недовольством наблюдают за шумными драками на палубе, агрессия сводится к бортовым играм. Я наблюдал за парой тарзанов, играющих в финале соревнования по теннису под палящим солнцем и взглядами сексуальных девочек. В результате один попал в судовой госпиталь с подозрением на перелом лодыжки, а другой – с подозрением на коронарную недостаточность. Настольный теннис, тренажер по гребле, велотренажеры, боксерская груша и трамплин используются для демонстрации силы мускулов. Даже прогулка становится рискованным мероприятием в море. Знание, что пять раз обогнуть корабль – все равно, что пройти милю, вдохновляет самцов, тогда как на берегу они не выйдут на улицу даже для того, чтобы опустить письмо в ближайший почтовый ящик».
Популярной формой развлечений в первых круизах были вечера отдыха в стиле 1950-х и 1960-х годов, а также вечера самодеятельности. Пассажиры пели, показывали фокусы, читали стихи. Для тех, кто хотел участвовать, но не имел каких-либо талантов, директор круиза придумывал шутку, которую могла разыграть любая пара. Например, сценка «Нечего декларировать», в которой мужу выдавалась униформа (он играл роль таможенного инспектора), а его жене - тяжелое шерстяное пальто. Диалог был примерно таким:
Инспектор: Что вы приобрели в круизе?
Женщина: Мне нечего декларировать.
Инспектор: Вы имеете в виду, что ничего не купили?
Женщина: Мне нечего декларировать.
Инспектор: Почему на вас это тяжелое пальто?
Женщина: Мне же нужно вынести его с корабля.
Инспектор: Снимите его, пожалуйста.
Женщина (закутываясь): Мне слишком холодно.
Инспектор распахивает пальто, несмотря на протесты женщины, и демонстрирует пришитые к полам часы, ножи и т.п.
Пассажиры, которые не привезли с собой специальные костюмы, получали основные материалы для маскарада - разноцветную бумагу, куски ткани, булавки, мелки. Они сами делали себе костюмы, иногда с помощью команды.
Были в то время и профессиональные развлечения на борту. Например, варьете-шоу. Обычно их проводили два раза в неделю – в дни капитанского приветственного и прощального ужина. Шоу открывал вокалист. Затем - одноактная комедия, и в конце – цирковое представление. На некоторых кораблях комедиантом и конферансье выступал директор круиза.
Как на Бродвее
Сегодня, в погоне за пассажирами, качество развлечений стало стратегическим оружием круизных компаний. На больших кораблях, предназначенных для массового рынка, шоу в стиле Лас-Вегаса превратились в визитную карточку путешествия – их проводят дважды за вечер, в них участвуют до 30 артистов, играет большой оркестр.
По сути, концертные залы для таких выступлений являются самой сложной частью корабля, многое здесь зависит от спецэффектов и компьютеров. Зачастую сам зал занимает две палубы, а также место на третьей палубе (ниже) для подъема и спуска оборудования. Помещения шумные – поэтому приходится думать о хорошей звукоизоляции. Кроме того, для залов требуется сложное аудио- и световое оборудование, которое может работать в условиях вибраций.
При размещении оборудования на борту нужно думать и о распределении веса. Даже потребление электричества – фактор, о котором мало кто задумывается на земле – становится критичным в море: больше электричества означает больше проводов, а это может добавить несколько тонн к весу судна, что не замедлит сказаться на его скорости.
Круизные компании нанимают бродвейских продюсеров для постановки качественных спектаклей на борту. Сегодня практически в каждом круизе туристов ждут яркие, красочные шоу в стиле Бродвея или Лас-Вегаса с великолепными костюмами, музыкой и лазерными подсветками. Театральные шоу в море также имеют свои особенности. Костюмы должны быть легче, чем в театре, хореография – проще, чтобы танцоры могли выполнять свои движения даже в условиях небольшой качки.
Такое не забудешь
Одними шоу, пусть даже грандиозными, современная круизная индустрия, конечно, не ограничивается. Лайнер Grand Princess, дебютировавший в 1997 году, стал первым кораблем, на котором был установлен зал виртуальных игр. Теперь это тоже неотъемлемая часть досуга на борту. Более того, в мировом круизном флоте почти не осталось лайнеров, на которых бы не было залов виртуальных игр.
С другой стороны, кое-какие приятные развлечения из круизного бизнеса исчезли. Некоторые - из-за большого количества пассажиров на борту, другие - из-за изменившегося образа жизни.  Например, на ряде кораблей пассажиры могли после вояжа забрать с собой некоторые предметы обстановки. Кроме того, раньше на лайнере распечатывался список пассажиров, который туристы могли забрать с собой, чтобы вспоминать своих спутников. Сейчас люди больше ценят конфиденциальность и не хотят, чтобы такие списки публиковались (хотя компания Seabourn до сих пор это делает).
Большое внимание сегодня уделяется спорту. Представьте себе спортивный зал на корабле, отправляющемся в круиз из Майами в начале 1970-х годов: комната 3 на 4 метра с одной зеркальной стеной и балетной штангой вдоль нее. Обычно она была расположена внутри судна, вдали от основных проходов (возможно, те несколько пассажиров, которые хотели позаниматься, были достаточно мотивированы, чтобы найти это место). Оборудование «зала» состояло из виниловых матов, гребного тренажера и машины с вибрирующими лентами для массажа тела.
Сегодня же пассажиры ожидают увидеть на современном мегалайнере тысячи квадратных метров, оборудованных под спортивные залы и спа-центры. На смену гребному тренажеру пришли электронные тренажеры с компьютерной графикой, степ-тренажеры, беговые дорожки и велотренажеры. На борту есть парные и сауны, массажные салоны, джакузи, талассотерапия и многое другое. Оборудование маленького спортзала 25 лет назад могло стоить около $1 тысячи. Сейчас круизные компании тратят в три-четыре раза больше только на один механизм. Хорошо оборудованный спа-салон занимает площадь до 6 тысяч квадратных метров. Его обслуживает множество профессиональных тренеров, инструкторов по аэробике, массажистов. Оборудование может стоить больше $500 тысяч.
От мини до мега
В погоне за клиентами круизные компании, ориентированные на массовый рынок, стараются перещеголять друг друга по части развлечений на борту. Например, ряд лайнеров Royal Caribbean оборудован ледовым катком. Здесь проходят ледовые шоу, пассажиры могут покататься на коньках даже в Карибском море (правда, каток находится в крытом помещении, а не на открытом воздухе). На этих же лайнерах туристов ждут скалодромы под открытым небом. На борту уже не редкость и поля для мини-гольфа. Обычно они расположены на солнечной палубе, на корме. Здесь же пассажиры найдут корты для игры в волейбол, баскетбол.
Много лайнеров предлагает гольф-симуляторы – кабинки с виртуальными полями, пользующиеся большим спросом у любителей этого элегантного спорта. На ряде судов есть бильярдные столы, специально оборудованные для поддержания горизонтального состояния поверхности при небольшой качке. Costa Cruises, а вслед за ней и MSC Cruises оборудовали на своих новейших лайнерах симулятор гонки «Формула-1».
Компания NCL Cruises два года назад построила боулинг-аллеи на своих лайнерах. Сегодня этому примеру уже последовала компания MSC Cruises. Holland America Line оборудовала на всех своих лайнерах кулинарные центры, где проводят кулинарные мастер-классы. Здесь можно научиться готовить разнообразные фирменные блюда и продегустировать их по окончании программы.
Современные лайнеры оборудованы огромными телеэкранами на верхней палубе. Днем пассажиры смотрят развлекательные программы, а по вечерам наслаждаются кино под звездами. В публичных зонах играют скрипичные ансамбли, пианисты, арфисты. У открытых бассейнов проводятся различные игры. Дети с удовольствием катаются с водных горок - сегодня они присутствуют на множестве мегалайнеров. Владеющие английским языком могут посещать разнообразные лекции: от научных дискуссий на тему, есть ли жизнь на Марсе, до мастер-классов по созданию сайтов на цифровых семинарах.
Сергей ДЕМЕНТЬЕВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72