Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Июнь 2009
« Вернуться к журналу  

Малые отели больших городов
Малые отели в российском гостиничном бизнесе – эксперты единодушно утверждают, что объектов размещения такого формата в нашей стране катастрофически не хватает, особенно в Москве. А действующие мини-гостиницы упорно не хотят объединяться в сети или ассоциации, чтобы совместными усилиями развивать свой бизнес. Более того, до сих пор не существует единого мнения в отношении того, что же такое «малый отель» - под этим термином зачастую фигурируют абсолютно разные средства коллективного размещения.
Попытка  идентификации
Попытки законодательно определить статус малого отеля в нашей стране предпринимались несколько раз. В 1997 году Юрий Лужков издал распоряжение «О создании в Москве сети малых гостиниц», которое было приурочено к празднованию 850-летия города и имело целью повысить туристскую привлекательность столицы за счет увеличения номерного фонда. В документе, в частности, отмечалось: «Типология малых гостиниц в зависимости от организационно-правовой формы, обеспечивающей деятельность гостиничных предприятий, включает в себя как гостиницы малой (до 100 номеров) вместимости, обслуживаемые акционерными обществами, так и гостиницы,  как правило, много меньшей (до 50 номеров) вместимости, обслуживаемые малыми предприятиями». Но, как отмечает генеральный директор ассоциации «Мостуротель», советник ГАО «Москва» Елена Дремова, это распоряжение мэра Москвы так и осталось на бумаге.
К проблеме малых гостиниц чиновники вернулись в 2005 году, когда Федеральное агентство по туризму обнародовало документ «Система классификации гостиниц и других средств размещения». «Четкого определения малого отеля здесь не было, но гостиницы разделили на объекты двух типов: с количеством номеров более и менее 50. Таким образом, отель до 50 номеров признавался малым», - комментирует вице-президент Российской гостиничной ассоциации (РГА) Геннадий Ламшин. Эту цифру можно считать своеобразным ориентиром.
Справедливости ради заметим, что в международной практике также не выработаны четкие критерии для характеристики малых гостиниц. Согласно рекомендациям Всемирной туристской организации, к таковым можно отнести объекты размещения, в которых не более 30 номеров. Но этот документ носит лишь рекомендательный характер. «На практике малыми отелями иногда считаются гостиницы до 100 и даже до 150 номеров», - подчеркивает Елена Дремова.
В настоящее время российский комитет по стандартизации работает над так называемым национальным стандартом коллективных средств размещения, в котором, как надеются участники туррынка, будут четко прописаны определение и критерии отнесения отелей к категории малых. Этот документ должен быть подготовлен до конца текущего года.
«Малые» московские
Российская столица испытывает острый дефицит малых гостиниц. «Если говорить об отелях до 50 номеров, то таковых в Москве всего около двух десятков. Для сравнения – в Петербурге объектов размещения подобного формата, только по официальным данным, порядка 400, а по неофициальным – свыше 600», - отмечает Геннадий Ламшин.
«В настоящее время в российской столице работают 270 гостиниц, 25–30% из них – это малые отели», - уточняет Елена Дремова. «Число малых отелей в Москве оценивается в 50–70 объектов, но это с учетом ведомственных гостиниц и гостиниц при посольствах», - говорит директор гостиницы «Сретенская» Ирина Гущина.
Эксперты сходятся во мнении, что большинство столичных мини-отелей соответствуют категории 4 звезды. Хотя специфика подобного формата размещения накладывает отпечаток на классификацию средств размещения. Например, для стандартного городского 4–5-звездного отеля обязательно наличие фитнес-центра и бассейна, в то время как в малой гостинице того же уровня их может не быть – площадь не позволяет. Впрочем, оснащение номеров и уровень обслуживания должны соответствовать установленным стандартам вне зависимости от размеров отеля. 
Есть и другие особенности, например, размер страхового покрытия. «Одна из причин, по которой малые отели приобретают весьма «скромные» страховые пакеты, - особенность национального налогообложения. В России к затратам на себестоимость относятся только затраты на страхование имущества. Все остальные риски надо страховать из прибыли. Понятно, что мини-отель, у которого небольшой оборот, не заинтересован в таких расходах», - комментируют ситуацию в Ингосстрахе.
В отличие от Санкт-Петербурга, малые гостиницы которого в основном «прописались» в бывших коммунальных квартирах, московские мини-отели, как правило, занимают отдельные здания. Например, гостиница «Сретенская» 4*, бутик-отель Golden Apple. Исключения из этого правила немногочисленны -  гостиница «Седьмой этаж» 3* на проспекте Вернадского занимает этаж в жилом доме, «Никоновка» 2* расположена на первом этаже жилого дома в районе  станции метро «Новослободская».
Первая попытка создать в Москве сеть малых гостиниц, принадлежащих разным собственникам, предпринималась 12 лет назад и закончилась ничем. С той поры дело так и не сдвинулось с мертвой точки. На сегодняшний день в российской столице формально существует единственная сеть отелей «Ассамблея», но входит в нее лишь один объект – гостиница «Ассамблея Никитская». Два других участника проекта – «Ассамблея Гагаринская» и парк-отель «Ассамблея Домбай» находятся в стадии проектирования.
Создание сети гостиниц, принадлежащих одному собственнику, очень выгодно: можно экономить на штате, вести общую бухгалтерию, применять единую систему управления. Заметно упрощаются и вопросы продвижения услуг на рынке. Хотельеры, безусловно, знают об этих преимуществах, но… «Из-за высоких цен на землю в Москве строительство малых отелей идет медленно, следовательно, объединяться еще просто некому и нечему», - считают эксперты. Пока в нашей стране ассоциации малых отелей работают только в Санкт-Петербурге и Геленджике.
Без паники
На гостиничном рынке Северной столицы сегодня представлены малые отели разного формата  - отличаются они не только количеством номеров, но и концепцией обслуживания гостей, ценами, направленностью на определенную клиентскую аудиторию.
Например, бутик-отель «Росси» 4* на 30 номеров, расположенный на улице Зодчего Росси, неподалеку от набережной Фонтанки. «В настоящее время в Санкт-Петербурге лишь 3–4 бутик-отеля соответствуют заявленному статусу», - считает генеральный директор гостиницы Сергей Бульзов.
Отель «Аркадия» 4* на 15 номеров - одна из немногих петербургских мини-гостиниц, занимающая отдельное здание. «Это, в частности, дает нам право иметь собственный лицензионный ресторан», - подчеркивает управляющая отелем Ирина Румянцева.
Сеть отелей Nevsky Hotels Group объединяет девять объектов размещения, расположенных в бывших коммунальных квартирах в районе Невского проспекта. Все они позиционируются как гостиницы категории 3*+, хотя фактически некоторые соответствуют уровню 4*, есть объекты экономкласса и хостел. «Номерной фонд наших отелей различен: есть гостиницы на 15, 40 номеров, а Nevsky Hotel Grand располагает 128 номерами. Тем не менее мы считаемся сетью малых отелей», - рассказывает директор коммерческого отдела компании Наталья Николина.
Мини-гостиницы Санкт-Петербурга пользуются стабильным спросом как у зарубежных гостей, так и у россиян. В «Росси», например, доля последних сейчас увеличивается. «Это довольно взыскательные клиенты, ценящие комфорт и  индивидуальный подход, - говорит Сергей Бульзов. - Они уверены, что к их пожеланиям отнесутся с максимальным вниманием».
Основная целевая аудитория «Аркадии» - деловые люди. «Мы делаем ставку именно на иностранных бизнесменов, ведь в последнее время Санкт-Петербург развивается не только как туристский, но и как деловой центр, - отмечает Ирина Румянцева. – Кроме того, компании, желая оптимизировать командировочные расходы своих сотрудников, все чаще бронируют для них не сетевую «четверку», а малые гостиницы высокого уровня». В Nevsky Hotels Group соотношение российских и иностранных туристов в высокий сезон составляет примерно три к семи, в низкий сезон доля зарубежных клиентов снижается до 40%.
Важный вопрос – окупаемость гостиничных проектов. Универсальных формул здесь нет, рентабельность объекта размещения зависит от многих факторов, например, от того, находится ли недвижимость в собственности или в аренде. «Учитывая затраты на переоборудование здания под отель, мы окупились уже сейчас, - рассказывает Сергей Бульзов. - В среднем, я думаю, для бутик-отеля при средней загрузке в 70% нормальный срок окупаемости составляет 3–4 года. При этом около 80% доходов гостинице обеспечивает реализация номерного фонда, оставшиеся 20% приходятся на дополнительные услуги – продажу трансферов, экскурсий, продуктов из мини-баров».
«Для окупаемости нашего Nevsky Hotel Grand необходимо, на мой взгляд, не менее десяти лет. Ведь капитальный ремонт в коммунальных квартирах обходится недешево. Надо заново проводить все коммуникации, чтобы потом не пришлось делать ремонт каждые несколько месяцев», - считает Наталья Николина.
Как бы то ни было, опыт петербургских хотельеров – наглядное подтверждение перспективности такого формата размещения, как малый отель. Этот сегмент гостиничного рынка, судя по всему, способен вполне успешно развиваться даже в нынешней, весьма непростой финансово-экономической ситуации.
«По сравнению с первым годом работы - а мы открылись в июне 2007 года - в «Росси» в два с лишним раза увеличилась загрузка, оборот вырос почти в три раза. Это хорошие показатели. Даже если взять низкий сезон, то в минувшем  феврале загрузка составляла 51%. Неплохо для молодого отеля.  А в пиковые периоды у нас почти не бывает свободных мест», - рассказывает Сергей Бульзов. Руководство гостиницы с оптимизмом смотрит в будущее, достаточно сказать, что сейчас в «Росси» строится фитнес-центр.
Практически не почувствовали кризиса и в «Аркадии» - в самом «провальном» месяце, феврале, загрузка отеля составила 80%. Представители гостиницы объясняют этот факт удачным месторасположением. «Тенденция на рынке петербургских мини-отелей такова: чем дальше от центра находится объект размещения, тем заметнее снижение клиентского спроса по отношению к аналогичному периоду прошлого года», - отмечает Ирина Румянцева.
Довольны положением дел и в Nevsky Hotels Group – в начале года здесь загрузка выросла на 10% и составила 60%. «Мы, как и все, немного запаниковали, когда начался кризис, - признается Наталья Николина. - Но потом убедились, что ничего страшного не произошло».
Мария ПЕТРОВА

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72