Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №8, Июнь 2009
« Вернуться к журналу  

Посторонним вход воспрещен
Безопасность туристов как приоритетный вопрос круизной индустрии
Доверьтесь профессионалам
Круизные лайнеры сегодня считаются едва ли не самым безопасным видом транспорта. Их владельцы обязаны иметь страховку как на само судно, так и на всех пассажиров, находящихся на борту. «Корабли регулярно проходят проверки. Если судно не соответствует всем нормам безопасности, оно не получит разрешение на дальнейшую эксплуатацию», - отмечает президент круизного центра «Нептун» Валентин Елисеев.
Лучшая защита от всех неприятностей - исключить любую возможность их возникновения. В круизной индустрии это правило соблюдается неукоснительно. «Один из самых простых примеров – регистрация на лайнер. Когда турист садится на корабль, его фотографируют и выдают специальную пластиковую карту. Она одновременно является пропуском на борт, ключом от двери каюты, средством финансовых расчетов, - говорит старший менеджер компании Breeze Line Вениамин Сапожников. - После того как пассажир поднялся по трапу, он прикладывает карту к специальному считывающему устройству, офицер охраны видит фотографию туриста на мониторе».
По словам директора по рекламе и PR компании «Виа Марис» Елены Кармановой, каждый член команды лайнеров Holland America Line должен носить карточку с фотографией, указанием имени и должности. Посетители не допускаются на борт, если они не получили специальное разрешение от круизной компании. Это правило распространяется и на турагентов при осмотре судна.
Охрану на лайнерах таких компаний, как, например, Princess Cruises, несут специально обученные сотрудники, среди которых есть даже непальские стрелки. Они отличаются стоическим спокойствием и вежливостью, и, что не менее важно, фотографической памятью. «Один из наших туристов, путешествовавший на борту корабля Princess Cruises, через восемь месяцев после круиза снова оказался на судне. Сотрудник службы безопасности не просто узнал его, но даже вежливо поприветствовал как старого знакомого. А ведь на лайнере было две с половиной тысячи пассажиров», -  рассказывает Вениамин Сапожников.
MSC Cruises нанимает для работы в службе безопасности израильтян, ранее трудившихся в этой сфере у себя на родине. На каждом лайнере холдинга Royal Caribbean Cruises также присутствуют офицеры службы безопасности, которые следят за порядком на борту. Они проходят специальные курсы и имеют сертификаты SIA (Security Industrial Authority). «Всем туристам выдается программа тура, памятка, в которой детально расписано все, что происходит на лайнере во время круиза, до и после него. Здесь же есть контактные телефоны для экстренной связи, работающие 24 часа», - отмечает вице-президент компании «Ланта-тур вояж» Татьяна Коршунова.
На всех судах периодически проводится учебная тревога. Туристов просят надеть спасательные жилеты и построиться на прогулочной палубе. Пока путешественники стоят навытяжку, фотограф делает снимки на память -  путешественник может получить собственную фотографию в спасательном жилете рядом со спасательным кругом. Учебная тревога проводится в течение первых 24 часов (чаще всего в течение первых шести часов) после отправления из порта основной посадки. Аналогичные тренажи проводятся и для экипажа.
В программе любого круиза можно увидеть предупреждение: «Сегодня прозвучит сигнал тревоги для команды. Желающие узнать об этом больше, могут подойти туда-то». В рамках такого тренинга отрабатываются действия экипажа в случае пожарной тревоги, падения человека за борт и многое другое.
Скажите бактериям «нет»
Для посещения некоторых стран туристам нужно сделать прививки. Без международного свидетельства о вакцинации пассажира могут просто не допустить к круизу. Эту информацию нужно уточнять заранее. На большинстве современных круизных лайнеров установлены гигиенические станции для мытья рук: перед трапом при возвращении на лайнер с берега, перед входом в рестораны. Санитарная жидкость в этих станциях убивает почти все известные микробы.
Также следует иметь в виду, что женщин со сроком беременности более 24 недель на момент окончания круиза (в ряде случаев - до 28 недель) могут не допустить на борт корабля. Будущим мамам необходимо взять с собой медицинское свидетельство, подтверждающее срок беременности.
Все пассажиры должны иметь на руках медицинскую страховку установленной международной формы, действительную на все время путешествия. Круизная компания не несет ответственности за клиентов, не имеющих страхового полиса.
Как отмечают в круизном центре «Нептун», только корабли, зарегистрированные в Великобритании и Норвегии, по закону обязаны иметь лицензированного врача или оборудованный госпиталь на борту. Тем не менее сегодня практически все лайнеры при необходимости могут предоставить квалифицированную медицинскую помощь путешественнику. На борту судов работают медицинские центры. При необходимости корабельный врач выписывает направление в медицинское учреждение в ближайшем порту, а в экстренных случаях вызывает вертолет со специалистами. 
Корабельный врач обычно берет плату за свои услуги. При бронировании каюты пассажир должен сообщить круизной компании о любых серьезных проблемах со здоровьем, требующих специального медицинского ухода.
«Безопасности пассажиров, как общей, так и личной, в Royal Caribbean Cruises уделяют особое внимание, - отмечают в компании «Ланта-тур вояж». -  Все тридцать лайнеров холдинга регулярно проходят освидетельствование и соответствуют всем международным нормам. В общественных зонах ведется видеонаблюдение. Все помещения оснащены датчиками дыма, спринклерными системами, другими системами пожаротушения. Каюты оборудованы персональными сейфами, для особо ценных вещей можно арендовать депозитную сейфовую ячейку. При каждом заходе в порт на лайнер первым делом поднимается санитарная комиссия, которой докладывают о состоянии здоровья пассажиров и экипажа. Все общественные помещения и каюты регулярно проходят санитарную обработку. Особенно важно, что перед заходом в порты пассажирам дается подробная информация о мерах безопасности и мерах санитарной предосторожности».
Плата за опоздание
Не забывают на море и о юных туристах. На борту лайнеров работают детские клубы, ориентированные на детей разного возраста. Здесь можно оставлять малышей на попечение опытных аниматоров. На большинстве круизных лайнеров оборудованы плавательные бассейны. Но прыгать в них запрещено из-за недостаточной глубины. Дети могут купаться в бассейне только под присмотром взрослых. Для дезинфекции воды обычно используют хлорку.
На берегу клиентов стараются не водить по потенциально опасным местам. Например, хороший экскурсовод может очень интересно рассказать о Неаполе и показать его из окна автобуса – неаполитанские воришки снискали городу печальную славу. Экскурсии, организованные круизной компанией, проводятся на английском языке, программы отечественных туроператоров - на русском. Требования к безопасности в обоих случаях идентичны. Пассажиры должны вернуться на лайнер не позднее чем за полчаса до отплытия. «Корабль опоздавших не ждет, догонять его придется за свой счет. В экстренном случае, если пассажир все-таки опоздал, ему необходимо срочно связаться с портовым агентом, который поможет организовать необходимое размещение и транспортировку», - подчеркивает Валентин Елисеев.
Случаи из жизни
Вопросы, связанные с безопасностью, - тема, безусловно, серьезная. Но и курьезных случаев здесь тоже хватает. Рассказывает Вениамин Сапожников: «Как-то раз, будучи сопровождающим туристской группы, я вернулся на судно после экскурсии в Музей Сальвадора Дали. Только вошел в каюту, звонит начальник службы безопасности лайнера: «Ваш турист пытается пронести на борт ружье!» Бегу вниз, к трапу. Немолодой офицер молча крутит в руках пневматическую винтовку. Рядом стоит турист и рассказывает, как купил ее в подарок своему сыну - в магазине его заверили, что сложностей не будет. Начальник службы безопасности был моим хорошим знакомым, поэтому нам удалось избежать проблем с полицией и посадкой на лайнер. Ружье в разобранном виде положили в сейф к офицерам. Турист смог получить свою покупку только после окончания круиза».
«В Рио-де-Жанейро лучше не носить золотые украшения и ценные вещи, есть большая вероятность навсегда с ними расстаться. Мы также не советуем ходить в районы фавел - оттуда можно вообще не вернуться, - отмечает Валентин Елисеев. - Кстати, бразильские «предприниматели» договариваются с местными авторитетами, чтобы они за деньги обеспечивали безопасность туристов при проведении экскурсий. Как-то нашему  клиенту предложили такую услугу, но он предпочел вертолет. А в Неаполе туристка однажды чуть не опоздала на лайнер -немного перепутала время отправления и приехала в порт на час позже. Ей позвонила сопровождающая и сказала, что трап уже убрали. Но туристка все-таки успела: трап спустили специально для нее. Но еще чуть-чуть, и лайнер ушел бы».
Оператор PAC Group в 2006 году отправлял первый рекламный тур в круиз MSC Cruises из Копенгагена в Санкт-Петербург. Один из участников поездки, большой любитель Скандинавии, решил не лететь напрямую в порт посадки, а, пользуясь случаем, проехать через Финляндию и Швецию. Благополучно добравшись до порта, он зарегистрировался, разместился в каюте и стал ожидать багаж, сданный носильщикам в порту. Но вместо этого турист получил приглашение пройти вместе с нашим сопровождающим в службу охраны. Сотрудники службы безопасности явно были в растерянности и, указав на монитор, попросили объяснить, что это за «личная принадлежность» лежит в его чемодане. Выяснилось, что это надежный финский топор, который был приобретен по дороге в подарок любимому тестю. На всякий случай охрана все же попросила оставить у них этот ценный подарок до окончания круиза».
Пираты XXI века
Минувшей весной лайнер Rotterdam с группой туристов компании «Виа Марис» шел из ОАЭ в ЮАР через Аденский залив. «Безопасным считается расстояние в 1200 км от побережья Сомали. Rotterdam шел на дистанции в 1500 км от берега. Судно двигалось в сопровождении американского военного корабля, по всему периметру открытых палуб стояли брандсбойты и дежурили сотрудники службы безопасности в бронежилетах. Во время прохождения опасного участка туристов даже не выпускали на открытые палубы», - рассказывает Елена Карманова.
Пираты не рискнули напасть на круизный лайнер, но так бывает не всегда. Недавно судно MSC Melody следовало по маршруту через Сейшельские острова, держа курс на Акабу. После выхода из порта корабль удалился на 600 морских миль от берега. Вечером того же дня, в непосредственной близости от Сейшел (на расстоянии 180 морских миль), судно подверглось нападению сомалийских пиратов, которые подошли к MSC Melody на небольшом быстроходном катере и открыли стрельбу из автоматического оружия. На борту круизного лайнера находились 1000 пассажиров и около 500 человек команды. Сотрудники службы безопасности открыли ответный огонь. В перестрелке были разбиты несколько окон. Но попытка пиратов взобраться на борт с помощью веревочной лестницы была быстро пресечена.
Экипаж незамедлительно связался с МИДом Италии, Центром морской безопасности в Лондоне и Координационным центром безопасности в Дубае. Испанский военный корабль из сил международной безопасности подошел к MSC Melody, чтобы сопровождать лайнер до севера Аденского залива. Никто из пассажиров и команды не пострадал.
Сегодня все круизные суда, проходящие через опасный регион около побережья Сомали, уделяют первоочередное внимание мерам безопасности против морских пиратов.
Сергей ДЕМЕНТЬЕВ
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72