Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №11, Август 2007
« Вернуться к журналу  

Какой должна быть идеальная система бронирования туров?

Президент Ассоциации содействия туристским технологиям Сергей АРИМОВ:
Давайте поразмышляем, что нужно турагентству для бронирования тура? Во-первых, информация о туре и всех составляющих турпакета, и во-вторых, инструмент, который доставит заявку на бронирование туроператору.
В идеальном случае агент должен иметь доступ к «умной» программе, работа с которой идет следующим образом: открыл окошко, задал параметры поиска – получил исчерпывающую информацию о туре, ценах на размещение, наличии мест, потом ввел данные туристов и нажал кнопку, система ответила: «тур забронирован» или «ждет подтверждения», – а через некоторое время агент получает подтверждение или отказ. Реально ли это? Давайте посмотрим, какие проблемы встают на пути создания такой «суперпрограммы».
Первая серьезная проблема – «разношерстность» программного обеспечения у туроператоров (вот бы было здорово, что бы все поставщики туруслуг пользовались одним и тем же ПО!), то есть для нашей «суперпрограммы» необходимо написать различные варианты интерфейсов и учесть все особенности хранения данных в разных системах.
На российском рынке большая часть операторов пользуется лишь двумя типами программ «САМО-Тур» и «Мастер-Тур». Это несколько упрощает задачу, но если копнуть глубже, может оказаться, что за одним названием стоит целая продуктовая линейка различных, порой не совместимых друг с другом версий программы, что создает дополнительные трудности для интеграции.
Вторая проблема – доверие. Как убедить оператора, чтобы он допустил агента к своим святая святых - к базе данных, в которой содержатся цены, информация о клиентах, оплате. Это очень серьезная проблема, но решение можно найти, если дать доступ «суперпрограмме» не к самой базе данных, а неким «роботам» - подпрограммам, отвечающим за ограниченный набор действий.
Например, один робот выдает информацию о текущих ценах, другой - об отелях, третий умеет принимать заявки на бронирования и складывать их в базу данных. Но эти роботы должны быть частью программного обеспечения оператора, а не частью «суперпрограммы», тогда вопрос доверия будет решен.
Третья проблема – «разношерстность» данных, хранимых в базах данных операторов. К сожалению, нет какого-либо общего справочника отелей, который использовался бы всеми участниками туррынка. В результате в различных источниках гостиницы описываются по-разному, одни те же отели часто имеют разные названия и т. п.
Теперь давайте посмотрим, какие возможности для работы есть сегодня у российских агентских компаний.
Первое – бронирование на сайте туроператора. В контексте нашей «суперпрограммы» этот вариант подходит, ведь нельзя все время работать только с одним оператором. Если же поставщиков услуг много, то начинаются проблемы - у каждого оператора свой сайт, изучать предложения сложно и времени нет, сравнить цены невозможно.
Второй вариант – программы учета клиентов для агентов. В нынешнем сезоне в таких программах появился функционал, позволяющий просматривать цены от Aa» операторов. То есть если программу для турагентства и оператора делала одна и та же компания, она может в своей агентской программе открыть доступ к информации о турах «своих» операторов. Такие решения представили компании «Мегатек» и «САМО-Софт». Смотреть и сравнивать цены стало удобнее, но круг операторов довольно ограниченный и делать онлайн-бронирования в базе данных невозможно.
Третий вариант – работа с поисковыми системами, такими как «Туры.ру», «Форос», «Ехать!», «Туриндекс». По сути, они уже начали делать нашу идеальную «суперпрограмму». Причем описанные выше проблемы взялись решать смело, засучив рукава. Им удается получать данные от разных программ туроператоров, они большей частью успешно их «синхронизируют», то есть приводят к единому виду.
Но со временем поисковики стали сталкиваться с другими серьезными проблемами: операторы экспоненциально увеличивают объем данных, прежде всего из-за того, что выходят на региональные рынки и предлагают специальные цены для каждого региона. Тут «смелость» типичных поисковиков дала о себе знать: большинство из них используют «полуручной» ввод информации от туроператоров, получаемый из различных источников, например, из прайс-листов, выкладываемых на сайте оператора. А «рук»-то уже не хватает. Полностью же автоматизировать процесс не получается, ведь не решена описанная выше проблема с доверием. Не пускают операторы поисковиков в свои базы. По этой же же причине поисковики не могут выполнить часть необходимого нам функционала – доведение заявки до реального бронирования в базе данных.
На этом фоне, пожалуй, наиболее перспективной выглядит модель, используемая в системе «Бронни.ру» компаний «САМО-Софт» и «Мегатек». Реализуя свое преимущество – доступ к базам данных операторов, работающих с программным обеспечением от «САМО-Софта» или «Мегатека», система загружает информацию полностью в автоматизированном режиме, что позволяет поддерживать ее высокую актуальность.
Кроме того, система может производить бронирование непосредственно в базе туроператора. Теоретически все выглядит отлично - все должно работать как часы. Но тут вмешивается человеческий фактор. Основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться даже такой системе, как «Бронни.ру», - разнотипность данных и отсутствие стандартизации, ведь информацию в базу данных вводят живые люди и она может быть представлена в разном виде.
Кроме того, система, подобная «Бронни.ру», функционирует в симбиозе с программным обеспечением, установленным у оператора и часть ее функционала «вживлена» в операторское ПО, от которого во многом зависит надежность работы всей технологической цепочки. И тут мы снова сталкиваемся с человеческим фактором: сэкономили на сервере - не хватает ресурсов для быстрой работы, технический администратор оператора ушел в отпуск, забыв запустить нужное приложение, – оператор отключен от режима бронирования и т. п.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Можно ли создать идеальную систему бронирования туров?
Сообщите ваше мнение на tb@tourbus.ru
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72