Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №7, Май 2009
« Вернуться к журналу  

Шаг вперед, два шага назад
В конце апреля правительство РФ приняло специальную «Программу антикризисных мер» на 2009 год. В разделе «Общесистемные меры по поддержке реального сектора» подчеркивается: «Особое внимание государство будет уделять развитию секторов, наиболее перспективных с точки зрения импортозамещения и наращивания внутреннего спроса». К этим секторам программа отнесла  производство продукции сельского хозяйства, строительство жилья, пищевую и легкую промышленность, фармацевтику, автомобилестроение и внутренний туризм.  Чуть далее в документе отмечается: «Будет разработана и осуществлена программа развития внутреннего туризма».
 
Иной сценарий
Примечательно, что внутренний туризм в правительственном постановлении впервые отнесен к реальному сектору экономики. Еще более важно, что на фоне массового сокращения и сворачивания других федеральных целевых программ про внутренний туризм не только не забыли, но и собираются его развивать. Правда, пока это только декларация намерений, но все же прогресс налицо. Что же касается «импортозамещения и наращивания внутреннего спроса», то тут  есть  над чем поразмыслить.
Вряд ли окажутся правы эксперты, которые уповают на то, что в сфере внутреннего туризма повторится сценарий, характерный для дефолта 1998 года, когда многие наши граждане перестали ездить на отдых за рубеж и предпочли курортные зоны родной страны. Тот финансово-экономический кризис стал проблемой отечественной, остальной мир он затрагивал слабо. Рубль рухнул почти четырехкратно по отношению к доллару, в этих условиях, конечно же,  российские курорты оказались по ценам более привлекательными.
Нынешний кризис носит глобальный характер, а тарифные «ножницы» по причине того,  что зарубежная туристическая отрасль гораздо маневреннее и умеет эффективно  реагировать на снижение платежеспособного спроса, оказались совсем не в нашу пользу. Отдыхать на курортах Турции, Египта, Болгарии и многих других стран  этим летом, судя по всему, будет значительно дешевле, чем на  Черноморском побережье России. 
Возникает еще один каверзный вопрос: каким образом увязать повышенное внимание, уделенное внутреннему туризму в «Программе антикризисных мер»,  с тем, что сейчас происходит с «великолепной семеркой» туристическо-рекреационных зон?
 
Какие шансы у ТРЗ?
Последние несколько лет очень много говорили о создании в нашей стране  новых туристическо-рекреационных зон, призванных  существенно поднять как качественный уровень, так и статистику внутреннего и въездного туризма.
Провели широко разрекламированный в СМИ конкурс под эгидой Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами с участием  26 субъектов Российской Федерации. Победителями стали Краснодарский край, Ставропольский край, Иркутская область, Республика Бурятия, Республика Алтай, Алтайский край и Калининградская область. На специализированных туристических выставках экспонировались проекты-победители «Новая Анапа» (Краснодарский край), «Гранд Спа Юца» (Ставропольский край), «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край), «Куршская коса» (Калининградская область) и другие.
Рассчитывали в 2008 году завершить планировку проектов, в 2009 году -  начать строительство и не позднее 2012 года уже принимать первых гостей на новых курортах. До 2016 года на создание и развитие семи особых экономических зон туристическо-рекреационного типа собирались изыскать 325,2 млрд рублей, в том числе 44,54 млрд - непосредственно из федерального бюджета.  За счет федеральных средств намеревались отстроить объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Увы, «великолепная семерка» российских туристических спецпроектов в точности повторила судьбу героев одноименного голливудского вестерна: экономический кризис оказался не менее беспощаден, чем пули мексиканских бандитов, и только трое пока уцелели под его огнем в планах федеральных властей.
Это «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, «Алтайская долина» в Республике Алтай и «Байкальская гавань» в Бурятии. Учитывая, что федеральное правительство в условиях кризиса  выбрало тактику «завершать уже начатое и не начинать новые стройки», будущее этих проектов тоже довольно туманно. Все три сейчас находятся лишь на стадии проектирования и подготовки к строительным работам. Будут ли на них изысканы необходимые средства? Ведь перспективы скорой самоокупаемости этих проектов, которые и прежде вызывали немалые сомнения,  теперь выглядят особенно туманными.
Впрочем, может быть сумеют подставить плечо частные инвесторы? Так, в апреле этого года компания Blackwood и территориальное управление Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами  по Ставропольскому краю продекларировали свое намерение сотрудничать в рамках проекта «Гранд Спа Юца».
Особая экономическая зона «Гранд Спа Юца» площадью 843 га располагается на территории Кавказских Минеральных Вод, в районе горы Юца. В 10 км от нее -  Пятигорск, а в 35 км - аэропорт Минеральные Воды. Зона для отдыха, оздоровления и активного туризма рассчитана на одновременное пребывание 4,5 тысячи человек. Концепция предполагает открытие здесь 14 гостиниц классом от  трех до пяти звезд с совокупным номерным фондом более чем 2,8 тысячи комнат. Главный объект - термальный центр. Спортивно-развлекательные комплексы включают два гольф-поля (на 9 и 18 лунок), крытый аквапарк, центры верховой езды, дельтапланеризма и парапланеризма.
Почему именно у Минеральных Вод вроде бы появляется шанс? Ответ лежит на поверхности: на этот курорт имеется устойчивый спрос. В 2008 году его  посетили 715 тысяч гостей, что на 43 тысячи человек больше, чем годом ранее. Существующий в Минеральных Водах номерной фонд уже приближается к стопроцентной загрузке. Причем похоже, что кризис  существенных корректив в эту картину в ближайшее время не внесет. Столь нехарактерный, казалось бы, повышенный интерес россиян к Кавказским Минеральным Водам объясняется тем, что там удалось сохранить хорошую лечебную базу, унаследованную еще с советских времен. Высокая эффективность оздоровления отдыхающих позволит Кавминводам и в будущем выдерживать конкуренцию даже с более развитыми по инфраструктуре курортами.
Именно такой точки зрения придерживается, в частности,  президент РСТ Сергей Шпилько: «Нашим лечебным курортам аналогов нет. Я имею в виду не только оздоровительные процедуры, но и серьезные медицинские обследования, лечение. В России есть центры, где можно получить консультации 20–30 врачей. Путевки на курорты Кавминвод сейчас продаются очень хорошо - именно потому, что туда  люди едут на лечение».
 
«Феномен крота»
Жадность – не лучший советчик в кризисных условиях. На массовых направлениях отдыха в зарубежных странах хотельеры ведут гибкую политику размещения, стремясь компенсировать потери за счет более высокого оборота, а добиться подобного результата можно, только снижая цены и привлекая потребителей широким спектром различного рода спецпредложений. Российские же владельцы гостиниц и управляющие компании расценки повышают. «Отечественные хотельеры в первую очередь заботятся о скорейшей окупаемости объектов размещения. Но время «быстрых» денег прошло, пора бы  им это понять», - отмечают эксперты. Примечательно, что подобного рода «феномен крота» существует главным образом на внутреннем рынке гостиничных услуг. Солидные отели Москвы и Санкт-Петербурга, ориентированные в первую очередь на зарубежных гостей, стали учитывать международную конъюнктуру и, хоть и со скрипом, но все-таки снижать цены. А вот курортные отели юга России менять явно ведущую в тупик ценовую политику не торопятся. Мало того – они даже повышают тарифы.
Власти Краснодарского края зимой заявляли, что этого не произойдет. Но по данным туроператоров, многие отели и пансионаты на Черном море все-таки подняли цены в этом году на 20–25%. В то же время на курортах Египта, Турции, Греции, Израиля, Болгарии  хотельеры  предлагают номера на 20–25% дешевле прошлогодних тарифов. Образовались ценовые «ножницы», создающие все предпосылки для того, чтобы летний сезон на черноморском побережье России провалить полностью.
Впрочем, проблема высоких цен на российских курортах - не только психологическая, у нее есть весьма основательная административно-финансовая подоплека. Во многих странах,  которые превратили туристическую индустрию в одну из самых доходных статей государственного бюджета, реализуют масштабные государственные программы поддержки туриндустрии. Такие вопросы, как цены на топливо,  оплата коммунальных услуг,  налоги на землепользование и многие другие регулируются там центральными, региональными  и местными властями с учетом потребностей туристической сферы.
В России власти редко идут навстречу туристической индустрии. К тому же в нашей стране некоторые санатории как наследие советских времен до сих пор остаются ведомственными. То есть управление ими, особенно в сфере финансовой,  не отличается гибкостью.
В кризисных условиях частный сектор реагирует на изменения конъюнктуры намного оперативнее. Поэтому, как полагают эксперты,  небольшие частные гостиницы и отели от кризиса пострадают гораздо меньше и «перетянут» к себе многих туристов. Еще больше выиграет «теневой» сектор сдачи отдыхающим личного жилья в аренду.
 
Патриотизм или кошелек
Есть сейчас тенденции, играющие на руку российским курортным зонам, и те, что, напротив, способны направить туристические потоки по иному руслу. Скажем, аналитики туристического рынка считают, что в течение года поездок по стране станет значительно меньше, граждане России в целях экономии средств будут копить весь год на одно продолжительное путешествие, скорее всего – летом  к морю, а не размениваться на несколько коротких туров. Одно из очевидных подтверждений такой тенденции – резкое падение спроса на короткие программы по Золотому кольцу.
Вопрос в том, к какому именно морю поедут туристы. Ведь даже если не к Адриатическому или Красному, а именно к Черному, то не факт, что не в Болгарию или Крым. Сейчас вполне очевидна более высокая привлекательность Крыма по сравнению с примерно адекватным ему по уровню сервиса Черноморским побережьем России. Подоплека подобного предпочтения проста: падение курса гривны по отношению к рублю делает  отдых в Крыму более экономичным, нежели в Сочи или Анапе. 
Конечно, российские власти всячески стараются пропагандировать отдых именно на российских пляжных курортах. Мэр Москвы Юрий Лужков в конце апреля даже совершил своего рода инспекционную поездку в Сочи, после которой заявил:  «Здесь у нас сосредоточен очень хороший потенциал. Московские и профсоюзные здравницы в Сочи способны каждое лето принимать десятки тысяч горожан».
Однако способность сама по себе успех не гарантирует. Уже один только очевидный факт, что в Сочи сейчас идет большая олимпийская стройка, способен заставить многих задуматься: стоит ли там отдыхать «вдали от шума городского»?
Сергей СВИСТУНОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72