Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2009
« Вернуться к журналу  

Хостел как образ жизни
 
Для российского туристического рынка хостел - явление пока малознакомое. Хотя за рубежом подобные средства коллективного размещения пользуются стабильной популярностью, поскольку они позволяют заметно удешевить поездку и даже сделать ее более увлекательной. О настоящем и будущем этих объектов индустрии гостеприимства в нашей стране корреспонденту «ТБ» рассказали менеджеры по маркетингу петербургского хостела Crazy Duck Екатерина Кузьмина и Елизавета Магарик.
У нас и у них
В основном гости хостела – это студенты или люди, окончившие вуз и решившие немного попутешествовать перед тем, как начать трудовую карьеру. В России принято после университета сразу устраиваться на работу, чтобы «не упустить время». В большинстве зарубежных стран совсем другой подход. К примеру, студенты из Великобритании и США, окончив вуз, обычно путешествуют от нескольких месяцев до полугода, а многие австралийцы вообще уезжают «посмотреть мир» на 3-4 года.
Кроме того, наша аудитория – это люди, ведущие определенный образ жизни. Как правило, бэкпекеры не знают, в каком городе они могут оказаться через несколько дней. Им интересно путешествовать, импровизируя. Приезжая в хостел, они на месте решают, куда отправиться дальше. У российской молодежи такой вид туризма пока не очень популярен.
В нашей стране первые хостелы появились 10-12 лет назад. В Москве сейчас самые востребованные объекты размещения такого формата  - Godzillas и Napoleon. Первый открылся в столице в октябре 2005 года. Он занимает этаж одного из старинных домов в центре города и рассчитан на 50 человек. Второй начал работать годом позже. Оба хостела открыли иностранцы.
Вообще в России молодежные отели пока «штучное» явление, тогда как в Европе они даже объединяются в сети. Например, сеть St. Christopher имеет хостелы в Лондоне, Брюгге, Париже, Амстердаме, Wombats city hostel - в Берлине, Мюнхене, Вене. Кроме того, на Западе большинство хостелов рассчитаны на 60-100 человек, 30-местный хостел уже считается «любительским» и встречается реже. Причина тому - не только экономия средств (чем больше номеров под одной крышей, тем выгоднее), но и предпочтения клиентов: бэкпекеры люди общительные, они хотят во время путешествия познакомиться с как можно большим количеством людей. В России сейчас наиболее распространены хостелы на 30 мест, такого понятия, как мини-хостел, у нас вообще нет.
В Европе молодежные отели – это, как правило, отдельные здания. Часто они выкупаются в собственность. Скажем, в Англии хостелы сети  St. Christopher занимают три дома подряд. В Австралии есть хостел, который целиком занимает 8-этажное здание. У нас хостелы размещаются в бывших коммуналках или отдельных квартирах с большим количеством комнат. Чаще всего помещения находятся в аренде.
Есть еще одно важное отличие. На Западе много профессиональных «хостельеров», в то время как для руководителей российских хостелов это скорее побочный бизнес, хобби.
Маркетинговые ходы
Поскольку тарифы на размещение в хостелах и без того низкие, мы не можем, в отличие от отелей, строить свою ценовую политику на скидках, даже завуалированных, типа «четыре ночи по цене трех». Хотя сейчас разрабатывается дисконтная система, но подробно говорить о ней пока рано. Нет у нас и «антикризисного» снижения цен, на которое пошли в последние месяцы многие гостиницы. Но в связи с ростом курсов доллара и евро по отношению к рублю иностранцам сейчас останавливаться у нас стало выгоднее.
В маркетинговой политике нашего хостела ставка делается не на игру с тарифами, а на различные «изюминки», которые делают пребывание гостей интересным и комфортным. У нас хорошие связи с турфирмами, предлагающими интересные экскурсионные программы по Санкт-Петербургу, в том числе пешеходные. Часто мы сами организуем различные мероприятия: готовим попкорн, выбираем фильм и смотрим его вместе в нашем лобби, играем в «Монополию» или «Твистер», устраиваем тематические вечеринки.
Каждое мероприятие – это маленький проект, если его правильно преподнести, то даже простой кинопросмотр станет незабываемым событием. По выходным у нас действует «специальное предложение»: мы сами на глазах иностранных гостей печем русские блины и с пылу-с жару подаем на стол. Таких «фишек» у нас много.
Хостелы, на наш взгляд, хороши именно тем, что здесь открываются огромные возможности для креатива. Например, летом прошлого года в разгар белых ночей мы организовали для гостей прогулку на катере. Сейчас хотим реализовать совместный  проект с одной из студенческих команд. Мы выступим спонсорами и сможем разместить у себя студентов.
Важный момент – флаеры. Они есть во многих зарубежных молодежных отелях, в том числе в соседних странах - Финляндии, Эстонии. В рамках программы Ducks friends мы обмениваемся с другими хостелами флаерами, то есть потенциальными клиентами. Такая система практикуется почти повсеместно. Но хотим уточнить: в основном мы раздаем флаеры в других хостелах, а не в клубах. Потому что мы стараемся работать с определенной целевой аудиторией.
Кстати, порой неадекватное поведение российских туристов является причиной того, что некоторые молодежные отели принципиально с ними не работают. К примеру, в Москве недавно открылся хостел, который принимает только иностранцев. У нас таких ограничений нет, ведь от всех неприятных случаев застраховаться невозможно, да и зарубежные гости тоже бывают разные.
Системы бронирования
До 80% туристов приходят к нам из интернета (через системы бронирования, социальные сети «В контакте», Facebook, напрямую через наш сайт), еще 2-3%  - через турфирмы, остальные  - по «сарафанному радио».
Сегодня в мире работают порядка двухсот систем бронирования услуг хостелов, мы зарегистрированы во всех. Два признанных международных лидера этого рынка - британская Hostelbookers и ирландская Hostelworld. Кстати, в этих системах наша страна входит в зону Северной Европы, тогда как во многих других Россию относят к региону Восточной Европы.
Работа с системами бронирования строится по стандартной схеме: хостел выплачивает 10% от стоимости заявки. Если гость по каким-то причинам не смог приехать, деньги ему не возвращаются. Как правило, в системе бронирования публикуются  фотографии и основная информация о хостеле, но без адреса его сайта и телефонов. Большие хостелы часто продвигают собственные веб-ресурсы. При заказе размещения через наш сайт клиент попадает на одну из систем бронирования (собственной у нас пока нет), либо может сделать заявку по телефону, скайпу, icq.
Партнерство с турфирмами
К сожалению, работа с российскими турфирмами, которые занимаются внутренним туризмом, пока не настолько эффективна, как того хотелось бы. И дело здесь не только в скромных объемах клиентского потока. Зачастую туристические компании неправильно нас позиционируют: из-за желания «заполучить» клиента или по причине собственной неосведомленности. Например, они предлагают хостел как гостиницу категории 2 звезды. А у нас на кухне человек должен сам помыть за собой посуду. Для хостела это нормально, но гость, настроившийся на проживание в отеле, может почувствовать себя обманутым. К тому же в турфирмах часто не учитывают целевую аудиторию хостелов, вводят 20-процентную наценку на услуги.
Тем не менее партнерство с турбизнесом может и должно быть более тесным. С октября прошлого года мы активизировали эту работу, тем более что в период кризиса бюджетное размещение для турфирм стало более актуальным. Мы уверены, что в будущем наши взаимоотношения станут гораздо эффективнее. Все предпосылки к этому есть. Кстати, у нас хороший опыт работы с одной французской турфирмой, которая имеет филиалы в Москве и Петербурге. Эта компания занимаются размещением французских студентов во время каникул в России, она позиционирует нас именно как хостел, а не гостиницу.
Проживание
Главная особенность хостела – его демократичность. Иными словами, здесь допустимо все, что не выходит за рамки моральных норм. У нас, например, нельзя шуметь после 23 часов - хостел расположен в жилом доме, не разрешается курить в помещении. Можно привести гостя, посидеть с ним на кухне или в общей зоне, но никак не в комнате. Нельзя сказать: «Мы бронируем номера на шестерых, но нас тут будет десять». При заезде каждый клиент заполняет специальную гостевую карточку, в которой указаны правила проживания. Обычно никаких внештатных ситуаций не возникает.
Соотношение мужчин и женщин в хостеле – примерно семь к трем. Средняя продолжительность проживания - 3-4 дня, максимум неделя. Мы не можем говорить о постоянных клиентах, поскольку бэкпекеры, как правило, не возвращаются в одно и то же место, предпочитая разнообразие. Если иностранец к нам вернулся, значит, у него в Петербурге есть девушка.
Новые тенденции
В последнее время в связи с кризисом некоторые мини-гостиницы категории 2 звезды или даже не имеющие официальной классификации стали  переквалифицироваться в хостелы, тем самым пытаясь увеличить уровень загрузки номеров. Нам известны уже как минимум десять таких отелей. Происходит все достаточно просто: сокращается персонал, «упрощается» сервис, ставятся дополнительные кровати и гостиница «становится» хостелом.
В принципе с такими объектами размещения сложно конкурировать – изначально имея большие площади и, соответственно, больше мест, они могут себе позволить ставить меньшие цены. Кроме того, зачастую здесь сохраняются VIP-номера. Но есть и ряд минусов. Персонал отелей не всегда готов работать с другой целевой аудиторией, а высокие рейтинги в системах бронирования надо еще заработать, на что уйдет как минимум один сезон.
Кроме того, в хостеле важно иметь общую зону, где можно собраться, обсудить новости, посмотреть кино. В мини-отелях такая зона часто не предусмотрена. Словом, перспективы таких объектов размещения пока не вполне ясны – время покажет, насколько подобные проекты будут удачными.
Мария ПЕТРОВА
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72