Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2009
« Вернуться к журналу  

Бороться и искать
 
О настоящем и будущем российских систем поиска и бронирования туров в интернете рассуждает генеральный директор компании «САМО-Софт» Антон РОССИХИН
Наиболее жизнеспособной мне представляется система полного цикла, которая ориентирована не только на сферу b2b, то есть взаимодействие операторов и агентств, но и на сегмент b2с – агентств и туристов. Причем второй сегмент имеет очень большое значение.
Системы поиска и бронирования подходят к этому по-разному: одни создают свой портал и инвестируют в него средства, другие используют для этих целей чужие площадки с высокой посещаемостью - как туристической направленности, так и общей.  Первый путь весьма затратный, но, очевидно, собственный портал в2с увеличивает надежность и устойчивость всей системы, и при выборе системы агентства должны учитывать это обстоятельство. Кроме того, у компаний, которые пошли по пути создания собственных порталов,  появляется уникальная возможность построения социальной сети путешественников, в которой туристы обмениваются впечатлениями, фотографиями и видеороликами, планируют новые маршруты,  дают оценку турагентствам и туроператорам.
При такой конструкции описание отелей и отзывы о них имеют огромную ценность. Ведь доверие, пусть к субъективной, но не носящей рекламный характер информации, велико. Тем более что отзывов бывает много и они в совокупности они дают возможность оценить реальное положение вещей.
Думаю, что и инвестиции в собственный портал вполне окупаются, хотя и не быстро.  Используемая почти всеми поисковиками рекламная услуга для агентств - раздел «где купить» - весьма востребована турагентствами. И чем шире география портала, тем больше турфирм готово воспользоваться этим сервисом. Использование рекламы в туристической социальной сети также имеет хорошие перспективы.  Причем речь идет не только о рекламе стран, курортов, отелей и туроператоров, но и о рекламе смежных услуг - страхования, кредитов, сопутствующих товаров: солнцезащитных очков, кремов, горнолыжного оборудования и так далее.
Для агентств важнейшим критерием является то, что поисковая система реально увеличивает клиентские потоки. И хотя фундаментом любой системы поиска и бронирования туров является аудитория потребителей туруслуг,  функционал,  предоставляемый турагентствам, в конечном итоге и определяет выбор той или иной системы.
Почти все интернет-системы на сегодняшний день предлагают турагентствам следующие возможности:
Подбор и бронирование туров
Большинство существующих систем построены по одному принципу:  туроператоры, автоматизация которых имеет должный уровень, выгружают свои предложения в XML-формате (или в ином) автоматически, и эти предложения конвертируются в единую базу поисковой системы, откуда и осуществляется выбор. Туроператоры, обреченные на исчезновение, готовят предложения вручную, и специально написанный для них конвертор так же приводит эти данные к единому знаменателю.  В этом месте появляется важная техническая деталь. Каждое ценовое предложение имеет уникальный ID, при ссылке на который поисковая система способна, во-первых, проверить актуальность цены, а во-вторых, создать на основе предложения заявку, которая может быть понятна  системе внутриофисной автоматизации туроператора.  Возникает вопрос, готовы ли туроператоры, для которых целостность и работоспособность собственной базы данных является задачей номер один, бесконтрольно допустить  к ней множество поисковых систем?  Думаю, что нет. Но и отказаться от поисковых систем небольшие, да и средние туроператоры не готовы.  Важно также обратить внимание на то, что запросы к базам данных подчас сильно загружают сервер туроператора и нужны серьезные основания, чтобы допустить подобные запросы. Эти технические подробности чрезвычайно  важны для оценки качества данных поисковых систем и честности их деклараций о том, что они могут бронировать туры в режиме онлайн. Очень часто под онлайн-бронированием понимается электронное письмо, которое приходит к туроператору.  Затем его требуется ввести в бэкофисную систему компании.  Иногда онлайн-общение с менеджером туроператора через систему  преподносится как имеющее отношение к онлайн-бронированию.  Это вводит в заблуждение агентства. Менеджер в процессе общения создает заявку вручную и время ее ввода в бэкофисную систему может быть критично для бронируемого ресурса - он попросту может закончиться.  Онлайн-бронирование может быть только одно, когда при нажатии кнопки «забронировать» ресурс туроператора (места на авиарейсе и в отеле) блокируется и прикрепляется к сделанной заявке.  Большая часть поисковиков функции онлайн-бронирования основной массы ресурсов пока не имеет. Чаще всего,  реальный онлайн к немногим туроператорам преподносится как общая функция системы.  Поэтому, не лишним будет уточнить - к какому количеству операторов система имеет возможность бронирования ресурсов в режиме реального времени.
Вместе с тем даже возможность ориентации в огромном количестве тарифов и знание реальной цены туроператора в онлайне дают серьезные преимущества агентствам, использующим поисковые системы.
Автоматизация работы офиса 
Под автоматизацией понимается  работа с заявками, ведение архива постоянных клиентов, документооборот, взаиморасчеты с партнерами и туристами, статистика и отчеты.  Многие системы поиска и бронирования предлагают этот и даже более широкий набор функций. Конечно, очень удобно, когда все происходит в единой системе. Но за долгие годы работы многие агентства меняли свои предпочтения в пользовании поисковиками.  Что при этом происходило с данными о туристах, взаиморасчетах, с их базой данных? Они безвозвратно терялись. В лучшем случае добросовестные поисковые системы выгружали их в удобном для турфирм формате. А в основном агентствам приходилось начинать с чистого листа или с самого начала вести двойной учет в бэкофисной системе и в своем виртуальном офисе поисковика.  
Мое глубокое убеждение, что самым дорогим для турагентства является база данных клиентов. В случае появления заманчивых предложений или просто предложений, отвечающих предпочтениям вашего туриста (о них не трудно узнать, имея многолетнюю базу данных), в случае смены адреса агентство должно иметь возможность взаимодействия со своими клиентами  для уведомления последних о произошедшем событии, или даже просто для поздравления их с днем рождения.  Именно поэтому разумно  хранить данные о своей деятельности на своем же сервере и быть уверенным, что они принадлежат вам. Это не значит, что в случае, когда данные хранятся на сервере поисковой системы, они могут быть использованы некорректно. Просто при смене системы их не удастся загрузить в новую.
Модуль поиска туров на сайте агентства и готовый сайт
Эта услуга предоставляется почти всеми системами. Здесь очень важным является возможность не потерять индивидуальность. Цветовая и позиционная настройка модуля поиска, его быстродействие и простота установки – основные критерии выбора. Кроме того, агентства имеют возможность добавить такие сервисы, как каталог стран, курортов, отелей, слайд-шоу гостиниц, поиск цен на странице отеля; отзывы по направлениям, курортам, отелям, интерактивные карты стран, курортов, схемы расположения отелей, списки экскурсий и достопримечательностей, сравнение отелей,  новости туризма, погода. Это далеко не полный перечень предоставляемых сервисов. Несомненным плюсом является возможность бронирования не только туров, но также авиационных и железнодорожных билетов, гостиниц. Если же готовый сайт  в дополнение ко всему вышеперечисленному имеет и систему управления контентом при разумной цене, то выбор агентства очевиден. 
В заключение  хотелось бы сказать о перспективах интернет-систем поиска и бронирования туруслуг. Очевидно, что туроператоров больше не станет,  как и турагентств. Значит, привычные доходы поисковых систем сократятся, надо будет изыскивать новые ресурсы и возможности.  На первый план для агентств выйдет надежность туроператора. А оператор в свою очередь будет выстраивать систему поощрения лояльных агентств. То есть такую систему, при которой комиссия для лояльного партнера (агентства, делающего регулярные бронирования по нескольким направлениям) может оказаться выше при бронировании через веб-сайт туроператора, а не через поисковую систему. Это приведет к тому, что первые бронирования агентства пойдут через поисковую систему, а при достижении более выгодных условий у туроператора с перспективой дальнейших бонусов переход агентства на сайт туроператора неизбежен.  Каждый крупный оператор, работающий на нескольких направлениях, по сути, создает собственную систему поиска и бронирования на своем сайте. Основным инструментом дистрибуции турпродукта для туроператора является его веб-сайт. Таким образом, крупные многопрофильные туроператоры, на мой взгляд, в текущей ситуации будут конкурентами поисковых систем. Или по крайней мере их интересы пересекутся, поскольку предлагаемые операторами и поисковиками услуги очень похожи.  В этой ситуации конкуренция между самими поисковыми системами вырастет в разы, в своем нынешнем виде к 2010 году  придут  далеко не все игроки этого рынка. Наступает замечательное время, когда передовые технологии – менее затратные и масштабируемые - имеют шанс  вытеснить  технологии прошлого века. И, разумеется, наиболее креативные, предлагающие множество сервисов системы будут востребованы как туристами, так и турагентствами.
/TOURBUS.RU

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72