Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №4, Апрель 2009
« Вернуться к журналу  

Легенды и мифы туристического рынка
 
«Легенды и мифы хороши в определенном возрасте для познания мира.  Но в бизнесе - это путь в никуда, вернее, путь к банкротству», - уверен генеральный директор компании «Бриз Лайн» Максим Радионовский. Наиболее расхожие заблуждения в турбизнесе стали темой его статьи.
Надежность и устойчивость бизнеса определяется по наличию собственности и оборотам
Разумеется, собственность дает возможность кредитоваться и перекредитоваться в тяжелые времена. Но стоимость кредитов сейчас высока, а деньги нужны срочно. Значит, в нынешних условиях неликвидные активы только отягощают бизнес. Движимость и недвижимость хороши, только если они используются владельцем для уменьшения себестоимости его продукции. В остальных случаях эти активы не показатель надежности бизнеса, а скорее наоборот.
Обороты компании - косвенный показатель ее работы. Но сколько здесь собственно ее средств, а что является просто «шелестом денег» - выяснить невозможно. Россия по площади занимает первое место в мире, а вот по пригодной для проживания и обработке территории - нет.   Около 65% нашей родины занимает вечная мерзлота. То есть «больше» далеко не всегда означает «лучше». В случае с чужими деньгами – это точно хуже. 
Легенды о лидерах рынка с высокими оборотами, собственными домами, городами и самолетами  приводят к неправильной интерпретации надежности бизнеса. Нынешний кризис должен расставить все на свои места, иначе эта порочная система дутых показателей и лукавой статистики может окончательно разрушить всю экономику, и не только в туризме. Олигархи-миллиардеры, которые скоро станут главными должниками мира – яркое подтверждение.
Есть беспроигрышные продукты и поэтому на них можно заработать всегда
Чем проще заработать на продукте, тем больше находится желающих это сделать. Соответственно, возрастает конкуренция, снижается рентабельность бизнеса, появляются издержки, связанные с конкурентной борьбой. Преимущества продукта размываются. Турция всегда будет теплой страной с ласковым морем, туда будут ехать туристы из России. Но заработать на Турции, не имея технологий и достаточных денежных средств, очень сложно. А новичкам рынка невозможно. И это касается всех «простых» продуктов.
В туризме важна не универсальность, а собственная высокодоходная ниша, и лучше несколько. «Гипермаркеты путешествий» – продукт глобализации. А капитализм в его классическом виде сейчас переживает глубочайший  кризис. Значит, и его инструменты должны претерпеть изменения. Туризма как производной от процветания в экономике это должно коснуться в первую очередь.
Спрос на  продукт рождает предложение
Эта классическая формулировка неприменима в туризме. Туризм - это услуги. Здесь предложение рождает спрос. Скажем, никто пока не знает, что в Антарктиде, в самом центре материка, работает лучший в мире термальный курорт с комплексами семизвездных отелей, поэтому туда никто не хочет ехать!  Но если все начнут его рекламировать, турпоток в Антарктиду будет не меньше, чем в Эмираты. Вывод таков: лидером продаж может быть только тот, кто продвигает продукт. Это трудное во всех отношениях дело, но при этом только такой подход гарантирует развитие бизнеса и получение реальной прибыли, а не «шелеста купюр». Подражатели были и будут, и они получают свою долю рынка на «отскоках». Их позиция удобна, не очень хлопотна, но и нерентабельна. В туризме как в армии: кто раньше встал – того и сапоги.
Есть продукты, устойчивые к кризису, они  помогут нам его пережить
Всем уже набила оскомину рекламная фраза: «спрос на недвижимость будет всегда». Конечно, будет, кто бы спорил, только вот какой? И поможет ли этот спрос рекламодателю - еще больший вопрос. Застройщик строит «элитное» жилье, а спрос будет на землянки в лесу. 
Нет продуктов в туризме, абсолютно устойчивых к кризису.  Только туры на поля с картошкой с вывозом мешков до дома. Спрос на все виды туризма падает, потому что стало меньше денег. Это очевидно. Операторы и агентства, которые решили выжить, ищут новые решения, стараются обезопасить себя путем расширения ассортимента.
Никто не может сказать, что и сколько будет продано в этом сезоне, куда и когда поедут люди.  Однозначно только то, что нужно сокращать обязательства и издержки. И делать ставку на продукты различных ценовых категорий. Продукты экономического, стандартного и премиум-классов поведут себя по-разному. Но число туристов в каждом сегменте рынка будет сокращаться. 
Рынок морских круизов не подвержен кризисным явлениям
Как компания - оператор морских круизов мы можем полностью опровергнуть этот тезис. Как и везде, на этом рынке отмечается падение продаж. В первом квартале оно составило 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.  Это сопоставимо или, может быть, чуть меньше, чем в других областях выездного туризма. 
Безответственные заявления о росте или грядущем росте продаж морских круизов похожи на рекламную фразу о «вечном спросе на недвижимость». Такие тезисы могут повлечь за собой неправильные бизнес-решения как у самих «заговаривающих» кризис, так и у агентов, которые сделают на основании подобных утверждений неверные выводы. Нужно думать о партнерах, а не рассказывать сказки о золотой рыбке. 
Операторам по морским круизам необходимо не рассеивать спрос, а помогать с продажами своим агентам. Необходимо концентрировать внимание туристов на отдельных успешных направлениях, отдельных круизах. Нужно комплектовать группы с сопровождением.  Сейчас любые дополнительные преимущества могут склонить клиентов к принятию решения в пользу морского круиза.  Подход к этому продукту как к очередной стране в ассортименте оператора только усугубляет положение дел. Круизы нужно уметь продавать хорошо.  Клиент не купит круиз не только у нерадивого агента, он его вообще не купит, а, значит, потеряют на этом все.
Главный вывод
Прошло время шальных денег и повышенного спроса. Борьба за каждого туриста в офисах продаж, дружественные отношения оператора и агента – вот путь к успеху как на рынке морских круизов, так и в туризме вообще.

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72