Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №3, Март 2009
« Вернуться к журналу  

Уверенным курсом
Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, большинство экспертов сходятся во мнении, что индустрия круизного отдыха сможет пережить непростые времена с наименьшими потерями. «В 2007 году число круизных путешественников составило 12,6, а в прошлом году – 13,2 млн человек», - отмечают специалисты Международной ассоциации круизных компаний (CLIA).
По оценке экспертов, в нынешнем году этот показатель достигнет отметки в 13,5 млн туристов. На воду будут спущены 14 новых лайнеров, принадлежащих участникам CLIA. Среди них - суда компаний Carnival Cruise Line, Celebrity Cruises, Costa Cruises, MSC Cruises, Royal Caribbean International, Seabourn Cruise Line, Silversea Cruises. Наиболее востребованными направлениями морских путешествий останутся Карибы, Европа и Аляска, вырастет интерес к круизам в водах стран Азии, Канады, Ближнего Востока, Африки. В завтрашнем дне  уверены и ведущие российские операторы. Они не только не собираются сдавать свои позиции, но надеются привлечь внимание новых клиентов к своему продукту.
Большой – значит удобный
Комфортабельные круизные лайнеры водоизмещением более ста тысяч тонн – сегодня скорее правило, чем исключение. Туристы уже не представляют себе морского путешествия без прогулок по палубе, многочисленных магазинов, баров и других развлечений. Хотя еще сто лет назад о подобном едва ли могли помышлять даже писатели–фантасты.
Владычица морей
Родоначальником круизного бизнеса, организовавшим первое морское путешествие ради развлечения, считается британская компания Peninsula & Oriental Steam Navigation Company, известная сегодня как P&O. Она занималась морскими перевозками из Англии в Испанию и Португалию, а также в Малайзию и Китай. В 1844 году P&O организовала первый вояж для путешественников из Англии на Мальту, в Грецию, Константинополь, Палестину и Египет. Одним из пассажиров этого круиза был английский писатель Уильям Теккерей, описавший его в своих произведениях.
«Дебютный» круиз из Америки состоялся в 1867 году на паровом колесном пароходе Quaker City. Это был вояж из Нью-Йорка в Палестину. В путешествие отправился Марк Твен, метко назвав его «большим пикником». Знаменитый писатель также обратил внимание читателей на главные достоинства морских путешествий: не нужно постоянно паковать вещи, безопасно, а еще можно обзавестись новыми друзьями. Все это актуально и сегодня.
Плавающие отели
На первых порах основными мировыми круизными маршрутами оставались трансатлантические переходы. Правда, для многих пассажиров такие вояжи были скорее необходимостью, чем развлечением – шла эмиграция, торговля. Элита путешествовала первым классом. Второй и третий классы предлагали почти спартанские условия размещения: 4-6-коечные каюты, общий туалет.
Впрочем, еще в 1907 году архитектор компании Cunard Артур Дэвис сказал: «Единственная вещь, которую люди хотят забыть, находясь на корабле, - это то, что они находятся на корабле. Значит, нужно превратить суда в гигантские плавающие отели». Этот постулат во многом определил дальнейшие пути развития круизной индустрии.
До конца ХIX века лидерами рынка трансатлантических круизов были англичане, в частности, основанная в 1840 году компания Cunard - детище Самуэля Кунарда. Главными критериями при постройке кораблей были скорость, безопасность и надежность. Комфорт считался второстепенным условием. К концу столетия круизами заинтересовалась Германия. К 1903 году у этой страны было четыре самых быстрых корабля в Атлантике. По современным стандартам они были маленькими - 15-20 тысяч тонн, но скорость их достигала 23 узлов. Суда вмещали около двух тысяч пассажиров, 700 из них путешествовали первым классом.
Корабли были не особенно удобными. На лайнерах Deutschland и Kronprinz Wilhelm мебель была вся прикручена к палубам болтами, так как палубу очень сильно качало. Но судовладельцев волновала только скорость, большая часть внутреннего пространства корабля была занята двигателями и бункерами с углем. Три палубы предоставлялись публике. Только восемь кают имели ванные комнаты. Хотя именно на Deutschland впервые были предложены столики на двоих в ресторане, что противоречило британской традиции усаживать всех рядами за длинные столы. Но дизайн судна с тремя большими трубами, проходящими из машинного отделения до самого верха, делал невозможным организацию больших салонов, поскольку свободное пространство было только между трубами.
Скорость и комфорт
До Первой мировой войны морские путешествия выполнялись, как правило, на старых кораблях или на трансатлантических лайнерах в виде зимних кругосветок.  Серьезным шагом в области круглогодичного обслуживания пассажиров стало переоборудование лайнера Deutschland в корабль Victoria Louise в 1912 году. Компания Hamburg America вложила солидные денежные суммы, чтобы убрать половину двигателей, оборудовать просторные залы и покрасить корпус судна в белый цвет. Последнее было необходимо, чтобы отражать солнечные лучи, ведь корабль предназначался для плавания в Карибском море, а не в холодных водах Северной Атлантики. Со временем белый цвет круизных лайнеров стал традиционным.
Впрочем, скорость все еще значила больше, чем комфорт, люди не хотели находиться в море дольше, чем нужно. И хотя оформление лайнеров уже становилось роскошным, пассажиры все еще сидели за общими столами, а публичные зоны были маленькими - четыре трубы не давали возможности сделать просторные залы. И тут громко заявил о себе главный конкурент Cunard - компания White Star Line. Ее стратегией стала постройка пусть менее скоростных, но более крупных и безопасных судов, с тихой работой двигателей и стабильным ходом.
Лайнеры White Star не должны были качаться в спокойном море, чтобы пассажиры могли действительно забыть, что они находятся в плавании. Компания решила построить три роскошных судна - Olympic, Titanic и Britannic - водоизмещением более 40 тысяч тонн каждое. Это был смелый и дорогостоящий проект: для кораблей таких размеров не было еще ни верфей, ни пирсов по обе стороны Атлантики.
Предполагалось, что лайнеры станут настоящими плавающими дворцами с большой площадью открытых палуб – своего рода аналогом дворцовых парков.  По правилам безопасности того времени для выхода в море на борту нужно было иметь спасательные шлюпки в расчете на половину общей численности пассажиров и экипажа. Так что средства спасения занимали не так много места на палубах и не «портили» их внешний вид. Кроме того, освободилось пространство, которое раньше «съедали» более мощные двигатели, публичные зоны и каюты стали существенно просторней. В распоряжении 700 пассажиров первого класса было все - от интимных уголков и столиков на двоих до огромного ресторана Ritz. Кстати, рестораны на борту были самыми большими в мире и впервые предлагали альковы. Для путешественников предусмотрели электрическое спортивное оборудование, площадку для сквоша с местами для зрителей, крытый бассейн и сауну.
Корабли миллионеров
Первое плавание лайнера Olympic в 1911 году прошло с большим успехом. На следующий год был готов к плаванию Titanic, все богатые и знаменитые люди того времени мечтали попасть в инаугурационный круиз, который называли «сборищем миллионеров». На борту корабля оказались Бенджамин Гугенхейм, Джон Джейкоб Астор, их сопровождал Брюс Исмэй, управляющий директор White Star.
10 апреля 1912 года Titanic вышел из порта Саутгемптона. На борту находились 2228 пассажиров и членов экипажа. 15 апреля судно столкнулось с айсбергом и затонуло. В катастрофе выжили 705 человек. Трагическое событие заставило кардинально пересмотреть правила безопасности в круизной индустрии. В частности, трансатлантические маршруты перевели в более южные широты, на борту судов увеличилось количество спасательных шлюпок.
Тем временем в Потсдаме кайзер Вильгельм Второй, внук королевы Виктории, высказывал крайнее неудовольствие, связанное с потерей немецкого превосходства на море, достигнутого  в 1903 году с появлением Deutschland. Кайзер считал недостаточным иметь только самые быстрые и самые большие военные корабли. Правление компании Hamburg-America поняло, что Германии нужны пассажирские суда крупнее, роскошнее и безопаснее, чем те, которыми владела Великобритания.
Для решения этой задачи немцы наняли лучшего британского гостиничного архитектора Чарльза Мьюеса, который плодотворно сотрудничал со знаменитым хотельером Цезарем Ритцем, в частности, при строительстве немецкого судна America. Теперь Мьюесу и Ритцу предстояло создать два корабля, первый из которых - Imperator – был спущен на воду в 1912 году.
Разработчики уделили повышенное внимание вопросам безопасности и комфорта: добавили спасательные шлюпки, установили стабилизаторную систему с использованием танкеров с водным балластом для уменьшения качки. Судно принимало на борт четыре тысячи пассажиров и 1100 членов экипажа. На носу возвышалась гротесковая бронзовая фигура орла, держащего в когтях земной шар и табличку с девизом Hamburg-America: «Мое поле - весь мир».
Интерьеры были оформлены во французском стиле XVIII века с тевтонским «уклоном». Вместо четырех труб остались три, освободилось место для большого публичного зала с десятиметровым потолком, где могли собраться все 700 пассажиров первого класса. Из этого зала по широкой лестнице можно было спуститься в ресторан Ritz-Carlton. Правда, развлечений на борту было не так много: пассажиры слушали музыку, танцевали, читали, наблюдали друг за другом, беседовали, играли в шаффлборд.
Трансатлантические пассажирские перевозки, возобновившиеся после Второй мировой войны, достигли своего пика в 1957 году. А год спустя «Боинг-707» компании Pan American совершил первый беспосадочный трансатлантический перелет из Нью-Йорка в Европу. Это означало закат индустрии морских переходов между Старым и Новым Светом.
После 1958 года появились несколько судов для трансатлантических перевозок (в частности, Empress of Canada в 1962 году, Queen Elizabeth 2 в 1967 году и «Михаил Лермонтов» в 1973 году), но большинство кораблей теперь строились именно для круизной индустрии. Это Rotterdam от компании Holland America Line (1959 год, 28,6 тысяч тонн), Sagafiord от Norwegian American Line (1965 год, 25 тысяч тонн), Vistafiord от Norwegian American Line (1973 год, 24,5 тысяч тонн) и многие другие. А в 1990-е годы появились пассажирские мегалайнеры с водоизмещением свыше 100 тысяч тонн, которые сегодня задают тон в мировой круизной индустрии.
Сергей ДЕМЕНТЬЕВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72