Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №1, Февраль 2009
« Вернуться к журналу  

Есть или не есть?
Почти гамлетовский вопрос авиаперевозчики решают по-разному
Вопросы бортового  питания в настоящее время приобрели особую актуальность в связи с тем, что высокие мировые цены на нефть и, соответственно, авиатопливо вынудили многих перевозчиков экономить практически на всем, включая еду для пассажиров. Некоторые вообще отменили ее на  коротких и среднемагистральных рейсах, а на дальнемагистральных  стали брать с пассажиров за эту услугу деньги. Другие от кейтеринга не отказались, но  перевели его на дополнительную оплату.
Одновременно ряд лидеров рынка пассажирских авиаперевозок, напротив, стали уделять повышенное внимание бортовому питанию, стараясь именно в этой области получить бесспорные конкурентные преимущества и расширить свою клиентскую базу. Налицо – поляризация  подходов к такой животрепещущей теме,  как  желудки пассажиров, испытывающие стрессовые нагрузки высоко над землей.

Вопросы бортового  питания в настоящее время приобрели особую актуальность в связи с тем, что высокие мировые цены на нефть и, соответственно, авиатопливо вынудили многих перевозчиков экономить практически на всем, включая еду для пассажиров. Некоторые вообще отменили ее на  коротких и среднемагистральных рейсах, а на дальнемагистральных  стали брать с пассажиров за эту услугу деньги. Другие от кейтеринга не отказались, но  перевели его на дополнительную оплату. Одновременно ряд лидеров рынка пассажирских авиаперевозок, напротив, стали уделять повышенное внимание бортовому питанию, стараясь именно в этой области получить бесспорные конкурентные преимущества и расширить свою клиентскую базу. Налицо – поляризация  подходов к такой животрепещущей теме,  как  желудки пассажиров, испытывающие стрессовые нагрузки высоко над землей.

Скупой платит дважды
Авиакомпания United Airlines прославилась на весь мир как наиболее «прижимистая» перед лицом топливного кризиса. Она обложила высокими сборами весь багаж на внутренних рейсах в Северной Америке, сделала питание на них платным. С 1 октября сократила число бортпроводников в своих самолетах до минимума, определенного Федеральным управлением гражданской авиации США. Фактически приравняла на внутренних рейсах  пассажиров бизнес-класса к экономическому классу: у них тоже не стало бесплатного питания, им оставили только напитки. Там, где бесплатное питание еще сохранилось, компания всячески его ограничивает, экономя буквально на любой мелочи.
Тем не менее даже  United Airlines вынуждена была отказаться от идеи взимать плату за питание на трансатлантических рейсах. Предполагалось, что на рейсах из Вашингтона в Европу пассажирам экономкласса будут доступны только платные закуски по цене $6-9. Однако резкое недовольство клиентов, главным образом участников программ для часто летающих пассажиров, вынудило авиакомпанию все-таки пойти на попятный. 
«Странно, что подобная реакция пассажиров стала для United сюрпризом, - саркастически замечает по этому поводу  журнал Air Transport World - одно из наиболее авторитетных  мировых авиационных изданий.  -  Еду за деньги на дальнемагистральных рейсах, когда пассажир не имеет возможности прибегнуть к альтернативным вариантам питания, не практикует ни одна авиакомпания мира. Даже бюджетные  перевозчики на дальних маршрутах обеспечивают пассажирам определенный бесплатный рацион. Попытка взимания платы за еду в любом случае плохо отразится на имидже United, и без того бесславно лидирующей в области лишения своих пассажиров самых различных видов базового сервиса и введения дополнительной оплаты за  элементарные услуги».
Austrian Airlines начали экономить на бортовом питании еще в 2004 году: компания отменила бесплатную еду на своих коротких рейсах. В самолетах оставили только тележки со штруделями, сэндвичами и напитками – под наличный расчет. Подобная система продержалась почти три года. В конце 2007 года  Austrian Airlines капитулировала и вернула бесплатное питание пассажиров: статистические выкладки показали, что компания потеряла часть клиентов и понесла явные финансовые потери. Так что от эксперимента выиграли только аэропортовые рестораны и магазины duty-free.
Голландская Transavia Airlines предложила более изощренную  систему обеденных ваучеров, при которой авиабилет стоит дешевле, но стоимость еды оплачивается отдельно: пассажир заранее выкупает ваучер на сумму 15 евро и может потом, в полете, выбирать, что именно он хочет за эти деньги получить.
Европейцы с подобным подходом, поворчав, довольно быстро смирились, но вот с рейсом Амстердам - Тель-Авив начались колоссальные проблемы. Израильтяне, столкнувшись с подобным подходом, повели себя своеобразно: в салонах самолета тут же начались сложные расчеты и перерасчеты. Кто-то хотел пообедать не на 15, а на 13 евро, а неиспользованный остаток ваучера либо получить деньгами обратно, либо передать более голодному товарищу, чтобы тот мог поесть на 17 евро. У кого-то возникали еще более сложные цепочки «взаимозачетов». Стюардессам приходилось бегать по салону самолета с калькуляторами. В конце концов они не выдержали столь интенсивных арифметических упражнений и стали умолять начальство, чтобы на израильские рейсы дали еще одну, дополнительную стюардессу, желательно,  математически одаренную. В итоге руководство авиакомпании  посчитало более целесообразным вообще отказаться от системы обеденных ваучеров на рейсах Амстердам - Тель-Авив.
Вы этого достойны
Диаметрально противоположной политики придерживаются те авиаперевозчики, которые считают: пассажир не просто должен сытно поесть, но и получить от этого процесса эстетическое удовольствие и прочие положительные эмоции. Такова точка зрения крупнейших авиакомпаний Европы, которые могут еще как-то «поскромничать» на среднемагистральных, но неизменно хорошо кормят своих пассажиров на межконтинентальных рейсах. А уж азиатские перевозчики не просто закармливают пассажиров деликатесами, а сделали эту сферу одним из основных рычагов маркетинговой политики. 
Air France, эксплуатируя имидж Франции как кулинарного рая, пленяет пассажиров звучными названиями блюд национальной кухни: маринованная утка, рагу по-лангедокски, запеканка по-эльзасски и т.д. Французская же АОМ  на некоторых дальних рейсах включила в меню не только престижную говядину «россини» и телячье филе со сморчками, но и такие экзотические блюда, как стейки из мяса кенгуру и деликатесы по креольским рецептам, «от бабушек из заморских департаментов Гваделупа и Мартиника».
На рейсах, вылетающих из Швейцарии, во всех классах обслуживания авиакомпании Swiss действует новаторская концепция бортового питания и подачи вин «Швейцарская кухня от Swiss». Она знакомит пассажиров с национальными блюдами и напитками различных областей Швейцарии.
Lufthansa предлагает, кроме стандартного,  более двадцати видов специальных меню, в том числе вегетарианское и фруктовое, которые соответствуют требованиям постного питания. Подберут меню и с учетом индивидуальных рекомендаций для лиц, страдающих теми или иными заболеваниями.  Еще одна категория специальных меню принимает во внимание предписания, которым обязаны следовать адепты различных религий. Дополнительная плата за заказ блюд из специальных меню не взимается. 
Заказ блюд из специальных меню возможен на всех рейсах Lufthansa большой протяженности и на отдельных рейсах внутри Европы. На российских маршрутах такие меню от Lufthansa получают  пассажиры, вылетающие из Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Уфы, Екатеринбурга и Перми. Заказывать специальное питание следует при бронировании билета (минимум за 24 часа до вылета) на веб-сайте авиакомпании, через турагентство, центр продажи билетов  Lufthansa или ее телефонную службу.
Ответственный за питание в British Airways Курт Хафнер настаивает: «Пассажир хочет не просто закусить на борту самолета, а отведать домашней или деревенской пищи». Поэтому British Airways, как и некоторые другие компании, старается максимально стереть различия между блюдами, подаваемыми на борту и на земле. В частности, делаются даже попытки устроить готовку  прямо за облаками. Пример подала гонконгская Cathay Pacific, которая установила в своих аэробусах надежные  системы, позволяющие готовить яичницу для пассажиров первого класса.
Один из бесспорных мировых лидеров, удовлетворяющих самые высокие запросы пассажиров – Singapore Airlines. Она не зря каждый год многими рейтинговыми изданиями признается «Лучшей авиакомпанией мира». А в категории «Лучшее питание в полете» ей практически нет равных.  Хотя ряд ближневосточных авиаперевозчиков, особенно Emirates  и Kuwait Airways, способны составить сингапурцам более чем достойную конкуренцию.
Изысканные блюда от «Сингапурских авиалиний» - это нечто особенное. Разнообразные меню для всех трех классов разрабатывает специальный международный кулинарный совет поваров авиакомпании, в который, в частности, входят сингапурец Сэм Лыонг, австралиец Мэтт Моран, англичанин Гордон Рамсей и француз Жорж Блан. Вина отобраны по рекомендациям сомелье Карен Макнейл (США), Стивена Спурьера (Великобритания) и Майкла Хилл-Смита (Австралия). Простая на неискушенный взгляд, практичная и элегантная посуда разработана специалистами компании  «Живанши».
Питание в первом классе Singapore Airlines организовано по ресторанному принципу. Невероятно вкусные блюда, эксклюзивные вина и шампанское подадут в любое время, когда  пожелает клиент. И обслуживать его будет не только одетая в изящный саронг  улыбчивая стюардесса, но и шеф-повар при всех своих регалиях.
Бизнес-класс по изобилию и качеству еды мало чем отличается от первого. Разница лишь в более скромной карте вин.  Даже пассажиры экономкласса могут заказать любое блюдо из обширного и изысканного меню. Всевозможного рода фрукты, легкие закуски и напитки как бы вообще в счет не идут. И уж, конечно, никогда и никому не откажут в добавке, даже если у пассажира проснулся раблезианский аппетит.
С 1 октября «Сингапурские авиалинии» включили в меню всех рейсов продолжительностью более семи часов специальное меню для самых маленьких. Детские обеды  подают в ярких коробочках с изображениями популярных персонажей телеканала Cartoon Network.  В ланчбоксах -  сэндвичи, куриные наггетсы, спагетти с фрикадельками и другие продукты.  Детские напитки разливают в картонные стаканчики, на которых также фигурируют изображения хорошо узнаваемых персонажей детских мультиков и телевизионных передач.
На авиарейсах некоторых направлений действуют еще и предложения для самых маленьких в виде  миниатюрных носочков, ярких детских наушников и т.д. Они выдаются дополнительно к игровым наборам и плюшевым игрушкам, разработанным для детей разных возрастов. Наборы  регулярно обновляют, чтобы юные пассажиры могли насладиться самыми последними новинками. Игрушки  доступны почти на всех направлениях, за исключением рейсов Сингапур – Куала-Лумпур.
Яблоки с медом
Главная особенность бортового питания на самолетах израильской  El Al – все его блюда  кошерные. Одновременно подают и специализированные  меню – вегетарианское, детское, кошерное особое и т.д. Причем специализированные подают раньше, чем другим пассажирам, а вот забирают подносы по завершении еды вместе со всеми, чем некоторые путешественники не вполне довольны.
Интересная особенность кейтеринга на самолетах El Al – обслуживание пассажиров, оказавшихся в полете за день до или в день после религиозных праздников Рош Ха-Шана (или Рош Ашана - еврейский Новый год) и Йом Киппур. В дополнение к существующим меню всех кормят яблоками с медом и медовыми  тортами.  Ну, а в дни самих этих праздников El Al вообще не выполняет полетов.
Пассажиров первого класса обслуживают на заказ, согласно выбору, сделанному из внушительного списка блюд. Рецептура их  разработана по рекомендациям специального «кулинарного советника»  El Al,  шеф-повара Питера Хуммеля. Еще один  сильный пункт VIP-сервисного обслуживания на борту лайнеров El Al – очень хорошая карта израильских вин, которую бы одобрил любой искушенный сомелье.
Сергей СВИСТУНОВ
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72