Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №17, Декабрь 2008
« Вернуться к журналу  

Вызовы  мировой туриндустрии
 
Всемирная туристская организация (UNWTO) регулярно публикует отчеты, в которых дает оценку ситуации в отрасли и рисует перспективы на будущее. По данным ВТО, в 2007 году страсть к путешествиям охватила почти 900 миллионов человек. По сравнению с 2006 годом эта цифра увеличилась на 6%, то есть на 52 миллиона отдыхающих. Для сравнения, в 1950 году путешествия за границу совершили лишь 20 миллионов человек.
 
Самым привлекательным для туристов регионом мира остается Европа, где в прошлом году провели отпуска и каникулы более половины всех путешественников - 480 миллионов человек, почти на 20 миллионов больше, чем годом ранее. Лидерами по темпам роста турпотока стали Турция, Греция, Португалия, Италия и Швейцария. 
Несмотря на политическую нестабильность, Ближний Восток также оставался местом притяжения путешественников, число которых выросло здесь на 5 миллионов человек по сравнению с 2006 годом и достигло 46 миллионов человек.
На 6 миллионов стало больше отдыхающих в странах Северной Америки, на 3 миллиона – в странах Африки. В Азиатско-Тихоокеанском регионе турпоток вырос на 17 миллионов человек, достигнув 185 миллионов гостей. Наибольшую динамику прироста продемонстрировали Малайзия (+20%), Камбоджа (+19%), Вьетнам (+16%) и Индонезия (+15%).
По оценке ВТО, в нынешнем году рост международного туризма продолжится, хотя он не будет столь значительным из-за замедления темпов развития мировой экономики. Экономическая нестабильность и высокие цены на топливо приведут к сокращению расходов на отдых, однако в общемировом масштабе спада туризма, считает ВТО, не ожидается.
Последствия топливного кризиса, экономических проблем и политической нестабильности в отдельных регионах мира по-разному отразятся на объемах турпотока. Реакция отдельных стран на нынешний кризис будет индивидуальной, в большей степени обусловленной состоянием внутреннего рынка труда, уровнем заработной платы и экономики, а не внешними проблемами.
Ежегодный рост объемов международного туризма до 2020 года, по свидетельству специалистов ВТО, составит примерно 4%. Для сравнения, в 2004-2007 годах этот показатель равнялся 7%, что было во многом вызвано так называемым отложенным спросом на отдых, не реализованным туристами в сложный период 2001-2003 годов.
В начале 2008 года наиболее динамичное развитие продемонстрировали рынки стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, а также Южной Африки и Южной Америки. Европа в целом показала незначительные темпы прироста. Некоторое оживление отмечено лишь в Южной Европе и Средиземноморье.
Целый ряд стран за первые три-пять месяцев текущего года удвоили показатели туристских прибытий - Китай, Япония, Южная Корея, Макао, Камбоджа, Индонезия, Вьетнам, Фиджи, Непал, а также Куба, Ямайка, Коста-Рика. В Европе быстрее всего растут объемы туризма в Швеции, Болгарии, Латвии, Литве, Израиле, Черногории, на Мальте и в Турции. На Ближнем Востоке - в Бахрейне, Египте и Марокко.
«Мир стремительно меняется, - отмечается в докладе ВТО. - Растут цены на энергоносители, набирает силу мировой финансовый кризис, все громче заявляет о себе инфляция в странах, считавшихся благополучными, возникают военные конфликты». Несомненно, все это сказывается на работе туротрасли, способствует смене приоритетов и формирует новые вызовы турбизнесу.
 
Вызов 1. Туризм дорожает
По мнению Сергея Корнеева, вице-президента РСТ, среди глобальных проблем, которые в первую очередь коснутся российского туристического рынка, следует отметить существенное подорожание туруслуг, которые станут менее доступными. Главная причина тому - рост цен на нефть. Последние два-три года мир тешил себя надеждой, что цены снизятся, но этого не произошло и настало время повышать цены на все услуги, в той ли иной степени связанные с топливом.
Долгое время авиакомпании не повышали цены на билеты, чтобы не терять клиентов, что привело к мировому системному кризису в авиаотрасли. В России проблемы возникли у альянса Air Union, в компании «Владивосток Авиа», в Италии в тяжелом положении оказалась Alitalia, разорились несколько авиаперевозчиков в США. Все это говорит о том, что грядет дальнейшее повышение цен на авиабилеты и, как следствие, на турпутевки. Об этом также свидетельствует тот факт, что за год в России стоимость топлива выросла на 70%.
Рост цен на нефть влияет не только на авиаперевозки, но и провоцирует увеличение стоимости размещения в гостиницах, поскольку современный отель является энергоемким объектом. В связи с этим появилась тенденция перехода отелей «долларовых» направлений к расчетам в евро, что фактически является удорожанием предлагаемых услуг. Все эти факторы приведут к увеличению цен на туристские услуги во всем мире в среднем на 25-30%.
«Тем не менее, думаю, что подорожание услуг не приведет к кардинальным изменениям на туристском рынке, - отмечает Сергей Корнеев. – Люди привыкли путешествовать и воспринимают туристические поездки не как банальную трату денег, а как инвестирование в собственную работоспособность и благополучие – если ты не съездил на отдых, то не сможешь эффективно работать и зарабатывать деньги на жизнь».
 
Вызов 2. Турист уходит в интернет
Согласно прогнозу ВТО, интернет через десяток лет «похоронит» европейские турагенства. Уже сегодня клиент может самостоятельно организовать для себя тур, пользуясь лишь электронными технологиями. Дальнейшее увеличение числа пользователей глобальной компьютерной сети и расширение объемов туристских предложений от провайдеров усилят эту тенденцию.
Из российских городов лучше всех представлен в электронных каналах дистрибуции С.-Петербург. В GDS/ADS загружены данные о 170 гостиницах. В Москве эта цифра составляет 116 отелей. В общей сложности на долю двух столиц приходится 57% от общего числа представленных в интернете российских отелей.
Бесспорным лидером по количеству подключенных к GDS/ADS гостиниц являются США (более 30 тысяч объектов размещения). Далее следуют Италия, Франция и Испания. Россия в этом списке занимает двадцатое место, представляя лишь 500 отелей, но в перспективе эта цифра, несомненно, будет увеличиваться.
По данным компании «Нота Бена», в С.-Петербурге в начале летнего сезона, и особенно в разгар белых ночей, ощущался явный дефицит гостиниц для размещения гостей. Но даже в этот период можно было забронировать около 10% петербургских отелей, представленных в электронных системах бронирования. В июле ситуация улучшилась, постоянно росло количество гостиниц, которые можно забронировать онлайн, к концу месяца этот показатель уже достиг 32%. В августе около 40% отелей Северной столицы можно было забронировать в GDS/ADS.
Активизация использования интернета наблюдается и в связи с введением электронных авиабилетов. Используя новые технологии, турист получил возможность самостоятельно выбрать перевозчика, оплатить и получить билет, минуя туристическую компанию. Благоприятным фактором развития интернет-продаж является развитие русскоязычных сайтов.
По словам Сергея Корнеева, в России и дальше будут развиваться интернет-технологии в области туризма,  но вытеснение с рынка турагентств произойдет позже, чем в Европе. Во-первых, российское законодательство достаточно серьезно защищает права потребителей в случае классических взаимоотношений клиента с турфирмой, но совершенно не защищает его в электронной среде. Во-вторых, в российской провинции не так распространено использование интернета, как в регионах Европы. В-третьих, всегда найдутся клиенты, которым не нравится самостоятельно заниматься поисками предложений в сети.
 
Вызов 3. Турист становится самостоятельным
С ростом возможностей бронирования через интернет увеличивается число туристов, путешествующих индивидуально, что является общеевропейской тенденцией. В Европе очень популярны однодневные поездки или поездки на выходные дни в соседние страны на собственном автомобиле. Скорее всего, данный вид путешествий будет набирать обороты и в России.
 
Евгений ГОЛОМОЛЗИН

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72