Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №16, Ноябрь 2008
« Вернуться к журналу  

Самая обаятельная и привлекательная
Северная Венеция должна реализовать свой туристический потенциал
 
«Санкт-Петербург обладает значительным историко-культурным наследием для формирования туристского продукта и продвижения его на внутреннем и внешнем рынках, для превращения туризма в базовую отрасль городской экономики.
Высокая привлекательность Санкт-Петербурга как туристского центра обусловлена объективными факторами. Архитектурный ансамбль города и его окрестностей XVIII-XIX веков сохранился в практически неизменном виде… Санкт-Петербург сегодня превратился в уникальный заповедник европейских архитектурных стилей последних трех столетий».
Это цитата с официального веб-портала администрации Санкт-Петербурга.  С утверждением о том, что Северная Венеция является одним из красивейших и интереснейших городов Европы, никто не будет спорить. Почему же въездной туризм здесь значительно отстает не только от Лондона и Парижа, которые сопоставимы с нашей Северной столицей по величине и являются бесспорными мировыми лидерами  городского туризма, но даже от Вены и Барселоны, на которые собирается равняться  комитет по туризму Санкт-Петербурга? Или от Хельсинки и Стокгольма –  городов с очень похожим географическим положением и климатическими условиями.
 
Самолетами быстрее
Казалось бы, крупный и удобный порт, каковым, несомненно,  является Санкт-Петербург, должен дать ему весомое преимущество при сравнительной оценке как центра транспортных коммуникаций, например, с Веной, не имеющей выхода к морю, и даже с Барселоной, у которой морской порт есть,  но не очень  пригодный для круизных судов. Тем не менее, по оценкам международных экспертов,  Санкт-Петербург довольно весомо уступает и австрийской столице, и каталонской в сфере транспортной инфраструктуры.
Городской туризм характерен тем, что гости  проводят на одном месте в среднем - в лучшем случае - несколько ночей.  Поэтому огромное преимущество имеют те туристические центры, которые отличаются  быстрой и надежной транспортной доступностью. Вот почему исключительно важно хорошее авиасообщение. Скажем, в Барселону 80 процентов туристов прибывает по воздуху. По оценке экспертов финского авиаперевозчика Finnair, которые по заказу властей Санкт-Петербурга делали обширное маркетинговое исследование, для того чтобы довести воздушное движение Санкт-Петербурга до уровня Вены и Барселоны, количество рейсов следует увеличить как минимум в восемь раз, а  до «планки» Хельсинки и Стокгольма – в 16 раз.
Понятно,  что для решения этой проблемы требуется прежде всего нарастить пропускную способность и уровень сервисного обслуживания главных воздушных ворот города. До 12 марта 2009 года должен определиться победитель инвестиционного конкурса на реконструкцию аэропорта «Пулково», который объявлен правительством Санкт-Петербурга. Затем до 30 июля того же года местная администрация и  ОАО "Аэропорт Пулково" (100% акций принадлежит городу) заключат с победителем конкурса соглашение о государственно-частном партнерстве, срок действия которого составит 30 лет.
По условиям конкурса, победитель обязан коренным образом реконструировать аэропортовый комплекс. В частности, будет построен  новый пассажирский терминал рядом с уже существующим "Пулково-1". Строительство нового терминала пойдет по проекту британского архитектурного бюро Grimshaw and Partner Ltd. Этот проект, в частности, предусматривает, что здание терминала соединят в единый комплекс с привокзальной площадью, зоной вылета и зоной безопасности легкие, ажурные мосты с застекленными галереями, а также красивая, очень изящная волнообразная крыша.
После реконструкции пропускная способность терминалов и аэропортового комплекса возрастет более чем троекратно – примерно до 22 млн пассажиров в год. По истечении 30-летнего срока компания-инвестор вернет это имущество городу и аэропорту. 
Капиталовложения в проект, по предварительным оценкам, составят 35 млрд  руб. Более точная сумма станет известна после подведения итогов конкурса.
 
Гостиничный симбиоз
Все еще очень отстает от уровня европейских столиц гостиничный сектор города. Именно  недостаточное развитие гостиничной  инфраструктуры Санкт-Петербурга по сравнению с крупными туристическими центрами Европы является одной из главных причин, почему иностранные туристы не очень-то охотно отправляются на берега Невы.
В последние годы в Северную Пальмиру пришел целый ряд международных гостиничных сетей. И неслучайно именно те отели, которые оказались в их управлении, стали наиболее рентабельными в этом секторе. Их главными достоинствами является прекрасная подготовка персонала, высокоэффективное использование номерного фонда и  современный сервис.
Отечественные инвесторы пока не особенно активны на этом рынке.   Резоны их понятны: гостиничная инфраструктура  Санкт-Петербурга отличается высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости. Так, по экспертным оценкам, срок окупаемости новых крупных гостиниц города составляет в среднем  от 5 до 18 лет,  отелей средних параметров и ценовой категории - 3-5 лет, мини-гостиниц – один-два года. Так что возврат гостиничных инвестиций – довольно долгий и достаточно рискованный процесс.
Значительная часть старого гостиничного фонда нуждается в основательной реконструкции. Это тоже весьма затратно, поскольку модернизируемые отели должны в полной мере соответствовать современным требованиям по качеству предоставляемых услуг. Существует специальная городская программа развития гостиничной сферы Санкт-Петербурга, которая делает акцент именно на  реконструкцию существующих гостиниц и доведение их уровня до международных стандартов. Может быть, именно в симбиозе совместных усилий частного сектора и городских властей отыщется формула успешного преодоления острого дефицита в Северной Пальмире не только пресловутых  «койко-мест», но и по-европейски комфортных, хорошо оборудованных гостиничных номеров.
Впрочем, в одном из гостиничных сегментов Санкт-Петербург преуспел: он занимает лидирующие позиции на российском рынке мини-отелей. Точное их количество довольно сложно оценить, но то,  что  число постоянно растет, сомнений не вызывает.
По данным компании Astera St. Petersburg, на 31 декабря 2007 года в Санкт-Петербурге насчитывалось 255 мини-отелей с общим номерным фондом в 2828 единиц. По оценке городского комитета по внешним связям и туризму, мини-отелей на берегах Невы сейчас около 300. Российский союз туристической индустрии дает еще более высокую цифру - 350. 
«Количество мини-отелей в Северной столице составляет несколько сотен, - подтверждает Егор Сильченков, управляющий отеля Park Lane Inn. - Около 10% номерного фонда питерских гостиниц – это мини-отели, и они вносят весомый вклад в развитие туризма».
Такой разнобой в оценках – следствие недостаточных системных усилий и поддержки со стороны городских властей:  участники этого сегмента гостиничного  рынка в основном полагаются на собственные  силы. А  ведь популяризация этой категории мест проживания могла бы существенно повлиять на прирост туристического потока в город.
Как правило, мини-отели привлекают постояльцев главным образом благодаря своему выгодному местоположению (больше половины мини-гостиниц Петербурга расположены в историческом центре) и доступному уровню цен. Между прочим, качество обслуживания в мини-отелях зачастую выше, чем в больших гостиницах, известных всему городу.
Мини-отели во всем мире считаются идеальным плацдармом для развития семейного и индивидуального туризма, а также деловых поездок. В Европе малые гостиницы значительно популярнее, чем у нас: туристам нравится останавливаться в маленьких уютных отельчиках, в непосредственной близости от главных достопримечательностей. Например, в Стокгольме в больших гостиницах останавливается только 25% приезжающих в город, и почти половина туристов пользуется услугами небольших семейных гостиниц и мини-отелей. Так что  мини-отели в городе на Неве вполне могут рассчитывать на  макси-будущее. По прогнозам Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга, к 2010 году количество мини-отелей в городе должно удвоиться.
Собственно, сектор мини-отелей на сегодняшний день наиболее рельефно обозначил один из магистральных путей к решению проблемы  развития всей сферы гостиничных услуг в городе: необходима кооперация административных и материальных ресурсов со стороны властей и частного сектора города по реализации инфраструктурных программ и проектов. Административные методы управления требуется  скорректировать таким образом, чтобы совокупность принятых муниципалитетом экономических, финансовых, нормативных, правовых и организационных мер могла наилучшим образом отразить инвестиционную привлекательность субъектов гостиничного комплекса, а также предприятий и организаций сопутствующих отраслей.
Между тем существующая на сегодняшний день нормативная база функционирования гостиничного хозяйства довольно противоречива, что создает немалые трудности и проблемы в вопросах лицензирования, стандартизации, сертификации услуг размещения.
Ускоренное развитие транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и его гостиничного сектора создают также предпосылки для превращения города Петра в популярный центр проведения крупных спортивных соревнований, международных конференций, выставок, конгрессов, торговых ярмарок, учебных семинаров и т.д. Подобная стратегия поможет сгладить сезонные колебания спроса на гостиничные и иного рода туристические услуги.
 
Показать товар лицом
Еще одна сфера, где без целенаправленных усилий городской администрации не обойтись, – это мощный маркетинг города как привлекательного туристического продукта за пределами нашего отечества. Нельзя сказать, что такая работа не ведется. Так,  в 2007 году только на размещение рекламы туристического потенциала Санкт-Петербурга во Франции, Германии, Чехии и Японии из городского бюджета выделили 44 млн 500 тыс. руб. В  аэропортах Праги, Франкфурта-на-Майне, Токио и Парижа появились рекламные щиты с подсветкой, а на основных магистралях Праги и Парижа - наружная реклама, адресованная  туристам.  10 млн руб.  израсходовали на разработку в зарубежных архитектурных студиях  дизайн-проектов дополнительных рекламных инсталляций для продвижения бренда Санкт-Петербурга и  организации в Северной Пальмире целого ряда крупномасштабных международных мероприятий. А всего на проведение рекламных туристических кампаний в европейских столицах городской бюджет ассигновал 150 млн руб.
Тем не менее,  если в городских бюджетах, например, Стокгольма и Хельсинки, расходы на туристический маркетинг составляют в среднем  2 евро в пересчете на каждого прибывающего в город иностранного туриста, то Санкт-Петербург тратит значительно меньше -  всего 0,13 евро.
Между тем рекомендательная часть маркетингового исследования, подготовленного  специалистами Finnair содержит такие цифры. Для достижения прогнозных показателей к рубежу 2015 года – 10,8 млн туристов, 3,9 млн евро прямых доходов от туризма, 150 тыс. человек, непосредственно занятых в сфере туризма, 340 млн евро налоговых поступлений от туризма в городской бюджет – предлагается тратить на международный и нацеленный на семейный отдых маркетинг не менее 4,2 млн евро в год к 2012 году и до 10,8 млн евро – к 2015 году. 
Сергей СВИСТУНОВ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72