Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №16, Ноябрь 2008
« Вернуться к журналу  

Карибы в сигарном дыму

Самая страшная месть индейцев Старому Свету, покорившему Новый огнем и мечом, это, несомненно, табак. Ароматный дым стремительно распространился, как вселенская эпидемия чумы, по всем континентам. Сигареты и сигары стали одним из самых знаковых явлений нашей повседневной жизни. Так что кто кого покорил - это еще вопрос. А для истинных ценителей элитного табака, не говоря уже о коллекционерах,  подлинным туристским  раем стала зона Карибского бассейна. И прежде всего, вне всяких сомнений, – Куба.
 
Несравненная «гавана»
Во всем виноват Христофор Колумб, который 11 октября 1492 года впервые ступил на кубинскую землю и в тот же день посетил жилище индейцев племени араваков, где ему преподнесли в подарок несколько листьев сушеного табака. Еще больше отличился его компаньон Родриго де Херес, который первым подробно описал весь процесс вдыхания голубого дыма, а, вернувшись домой, стал активно пропагандировать эту милую привычку среди соотечественников, за что в конечном итоге угодил  в тюрьму. Впрочем, дело уже было сделано.
К первопроходцам всегда несправедливы. Испанские монархи вскоре смекнули, какой фантастически выгодный бизнес можно делать на табаке. В 1606 году король Филипп III издал декрет, согласно которому табак разрешалось выращивать только в Карибском бассейне: на Кубе, Эспаньоле (нынешний остров Гаити), Пуэрто-Рико и в Венесуэле. Продажа табака иностранцам каралась смертью.
И пошло-поехало. Во второй половине XVII века на двух фабриках, в Севилье и Кадисе, испанцы начали изготавливать  первые настоящие сигары – puros. Колонизаторы действовали по классической схеме русской сказки «Мужик и медведь»: нам вершки (доходы с продажи сигар и сигарет), а вам – корешки (плантационное выращивание сырьевого продукта).  И только в середине XIX века в Гаване начали появляться первые сигарные фабрики.
Деньги в них вкладывали главным образом испанские и немецкие предприниматели. А торговые дома в Германии, Голландии, Франции и Испании стали продвигать кубинские бренды по всей Европе. И преуспели настолько, что вскоре термин «una habana pura» (подлинная «гаванcкая») стал высшим знаком отличия этого продукта.
В XX веке Куба практически монополизировала  весь элитный сегмент сигарного рынка. Экономическое эмбарго, введенное Соединенными Штатами против революционной Кубы, только повысило  вожделение курильщиков к заветным «гаванам» и резко взвинтило на них цены. Даже в администрации Белого дома украдкой, антипатриотично покуривали контрабандные Montecristos и Cohibas.
Одна из самых популярных экскурсий по Гаване включает посещение столичного  Музея табака. Вот уж где масс интересного!  Но еще любопытнее посетить одну из табачных фабрик, чтобы собственными глазами проследить все этапы удивительной мистерии – рождения подлинной «гаваны». Увидеть, как специальные рабочие – zafadores – ловко распаковывают тюки искусно нарезанных табачных листьев и увлажняют их. Как «центровые» сигарного производства -  torcedores («скрутчики») - подрезают тщательно подготовленные и отсортированные пучки табачного листа до нужного размера острым полукруглым ножом «чавета», а затем вручную (если это подлинные асы своего дела) или с помощью деревянных пресс–форм скатывают их в толстенькие трубочки безупречной формы и качества. Как они ловко обрезают почти готовые сигары маленькими ручными гильотинами.
А дальше - дополнительная проверка качества, фумигация, сушка в помещениях для выдерживания сигар, сортировка по цвету, кольцевание или упаковка в целлофановые тубы, наклейка этикеток, окончательная доводка внешнего вида, расфасовка и, наконец, отгрузка на склад. Ну и само собой -  сигарный магазин при фабрике - «по самым выгодным ценам». Лучше всего сходить не на обычную фабрику, а на именитую, такую, как, например, Partagas или El Laguito.
Рекомендуем также заглянуть в столичный сигарный магазин La Casa del Habano и спросить его директора Валерио Корнале. Этот резидент Каймановых островов – страстный коллекционер предметов, так или иначе связанных с кубинскими сигарами. Он владеет  едва ли не самым крупным частным собранием в мире на эту тему. Неудивительно, что на ежегодном Гаванском фестивале именно на его стендах можно встретить самые интересные экспонаты.
Сеньор Корнале особенно гордится невзрачным, потемневшим от времени деревянным пенальчиком из-под сигары Por Laranaga, на котором по-испански вырезано «Правительство Республики Куба – полковнику Чарльзу Линдбергу, 10 февраля 1928 г., отель «Пласа», Гавана». Это память о том, как встречала  кубинская столица знаменитого американского летчика, совершившего первый беспосадочный перелет через Атлантику. От имени правительства Кубы ему, в частности, вручили здоровенный ларец, под завязку укомплектованный сигарами Por Laranaga. А вот футлярчик с памятной надписью уцелел с тех пор в единственном экземпляре.
Конечно, «гаваны» рождаются не только в столице. И если отправиться посмотреть, как сигары делают в провинции, лучше всего для этого подойдет Тринидад: не только живописнейший город-музей, сплошь застроенный шедеврами колониальной архитектуры, но и родина одной из самых престижных кубинских сигар – Trinidad.
Сигары этого бренда, наряду с Cohiba, неизменно предпочитали командантес Фидель Кастро и Че Гевара. Они, если выражаться дипломатическим языком, «протокольные» на сегодняшней Кубе, нечто вроде аналога того, чем «Мадам Клико» или «Дом Периньон» являются в мире шампанского.
Экскурсия начинается на обычной улице, где сплошь и рядом в проемах домов мужчины и женщины  скручивают для туристов сигары.  Самая большая, перекрывающая по размерам даже фабричную  «двойную корону», обойдется покупателю где-то в $6.
На улицах много колоритно одетых горожан, покуривающих  самопальные сигары, которые здесь не считаются предметом роскоши. Кажется, что даже трудолюбивые ослики, навьюченные  различного рода поклажей, идут словно в трансе после особенно крепкой «тринидадки».
 
Душистая «доминикана»
Исторически сигарные фабрики появились на острове Эспаньола (Гаити) даже раньше, чем на Кубе. Но потом «доминиканы» надолго ушли в тень  великолепно раскрученных как торговые бренды «гаван». Предоставленная сама себе, Доминиканская Республика долго не могла найти выгодные рынки сбыта. Поэтому и в развитие табачной отрасли вкладывались небольшие деньги.
После того, как Куба добилась  независимости от Испании, некоторые фермеры, занимающиеся выращиванием табака, переехали в Доминиканскую Республику. Они привезли и технологии, и кубинские семена, но все-таки не сумели поднять местную табачную промышленность до кубинского уровня. Вторая волна сигарного бума началась здесь после прихода к власти Фиделя Кастро: все новые и новые кубинские специалисты перебирались в долину Сибао – наиболее важный район Доминиканской Республики по выращиванию табака. Ну и, конечно же, Вашингтон предоставил американский рынок на откуп «кубинским доминиканцам». В результате на сегодняшний день сигарная промышленность Доминиканской Республики, несомненно, является одной из ведущих в мире, а по качеству этого продукта уверенно занимает второе место после кубинской.
Мало кто знает, что самые популярные доминиканские сигарные табаки Chago Diaz  и Amarillo Parador привезены сюда из Мексики. Но сегодня они считаются истинно доминиканскими, и лучше не спорить с аборигенами по этому поводу. А вот новые эмигранты привезли с собой семена черного табака, с помощью которых вывели особый сорт Piloto Cubano. Этот триумвират дополнил еще один, чисто кубинский сорт San Vincente. Вот на этих «четырех китах» и зиждется теперь репутация душистых «доминикан». Специалисты считают, что такие марки доминиканских сигар, как Juan Clemente, Arturo Fuente, Avo, Davidoff, Ashton, The Griffin's по качеству  не уступают кубинским.
Центром местного сигарного туризма считается не столица Санто-Доминго, а второй по численности населения и главный промышленный центр страны Сантьяго-де-лос-Кабальерос. Этот аристократичный, несколько манерный город, блистающий, как и кубинский Тринидад, яркими образцами  старинных построек в колониальном стиле, является главным коммерческим центром долины Сибао,  где производят лучший в стране ром и сигары. Здесь тоже работает интереснейший Музей табака, он организован при крупнейшей в городе табачной фабрике La Aurora, которая принадлежит семье Леон Хименес.
Экскурсионные пакеты российских туроператоров по Доминикане почти неизменно содержат приглашение посетить именно ее. Американские туристы, которые прекрасно знают продукцию под известнейшим логотипом,  валят туда толпами - десятками тысяч в год.
Головная марка фабрики, которая носит семейное  имя  Leon Jimenes, появилась в середине 1980-х годов. Она включает не только общепринятые на сегодня размеры и форматы, но и ретро-силуэты — в точности такие, что  у сигар, перевозимых в начале XX века по горам в тюках на спинах крестьянских осликов. Они толстые посередине и сужаются к концам. У сигар сладковатый маслянистый вкус, потому что для покровного листа этого бренда используется табак из штата Коннектикут (США). А вот для покровного листа марки La Aurora берут более ароматные сорта из Камеруна. Это тоже сигары-премиум, регулярно получающие высокие оценки специалистов и всевозможного рода рейтинговых изданий.
История фабрики и бренда La Aurora включает уже четыре поколения семьи Леон Хименес. Сейчас компанией управляет правнук ее основателя Гильермо Леон. La Aurora производит около пяти миллионов сигар в год. В Доминиканской Республике остается примерно треть, остальное идет на экспорт, главным образом в США.
На фабрике, когда-то начинавшей с трех человек, сегодня четыреста двадцать работников. И вот уже более века прямо  в рабочем зале сидит за деревянным столом специально назначаемый чтец. Его выбирают из скрутчиков, чтобы он читал  вслух газетные новости, журнальные статьи и целые  книги: считается, что это очень  помогает сосредоточиться на работе и  не устать от монотонного труда.
Неспешная дегустация сигар в конце экскурсии как нельзя более соответствует размеренному темпу жизни города  Сантьяго, в котором нет таких великолепных достопримечательностей и ночных увеселительных заведений, как в столице, зато есть несколько простоклассных ресторанов и дюжина отличных музеев. В городе, несмотря на обилие промышленных предприятий, на удивление чистый воздух, и многие жители выходят погулять в парки. Не меньше, чем иностранные туристы, любят они прокатиться в каретах, запряженных нарядными лошадьми.
Чтобы почувствовать кипучий пульс этого города, надо пройтись по его главной улице Калье-дель-Соль, вдоль которой, кстати сказать, выстроились и самые крупные торговые центры.
 
Темная «мехикана»
Мексиканские сигары в Европе почти неизвестны. В основном их курят американцы и сами мексиканцы. Между тем именно Мексика в свое время поставила и на Кубу, и на другие карибские острова базовый семенной табачный материал.  Поэтому знатоки оценивают мексиканскую продукцию класса премиум весьма высоко.
Nicotiana tabacum - сорт табака, более всего потребляемый в мире, родом из Мексики. Там он до сих пор встречается в диком виде. Его начали  культивировать три тысячи лет назад на полуострове Юкатан, где жили индейцы майя, создатели одной из древнейших цивилизаций. У них это растение считалось священным. Осматривая великолепные памятники цивилизации майя, обязательно встретишь сюжеты, связанные с этим растением, которому  индейцы отводили роль своего рода «телефона». С его помощью боги говорили с простыми смертными.
Основные табачные плантации Мексики расположены в штате Веракрус, в долине Сан-Андрес, а также в штатах Найарит, Чиапас и Оахака.  Самые известные марки - Santa Clara и Te Amo («Люблю тебя») из долины Сан-Андрес, а также Turrent. Сигареты последнего бренда имеют характерный золотистый оттенок,  в аромате доминирует древесно-травянистый запах, а вкус слегка горчит. 
Посетить табачную фабрику можно и в столице, и в Веракрусе, и в ряде других крупных городов.    Классическая мексиканская сигара изготавливается вручную от самого начала и до конца. Она легка на вес, эластична и приятна на вкус. Цвет мексиканских сигар обычно темный, иногда с красным отливом. И хотя мексиканские сигары стоят гораздо дешевле, чем кубинские и доминиканские,  многие из них  не уступают им по качеству.
Одна из самых интересных для посещения табачных фабрик  находится в городе Вилья-Эрмоса, который известен на весь мир как центр  архитектурных памятников одной из самых загадочных и древних цивилизаций планеты - ольмеков. Многотонные каменные головы и статуи людей-ягуаров привезены сюда из джунглей Юкатана. На фабрике, о которой идет речь, до сих пор сигары и сигариллы делают вручную, как два века назад.
 
От Гондураса до Ямайки
Карибы – настоящий сигарный рай. Хорошую продукцию, кроме трех вышеперечисленных стран, выпускают также Никарагуа, Гондурас и Ямайка. А с недавних пор резко стала расти популярность сразу нескольких брендов сигар, производимых на Багамских островах.
Мягкий, обволакивающий аромат - визитная карточка сигар из Гондураса. В наши дни эта страна занимает третье место в мире по экспорту сигар, скрученных вручную. Лучшие марки – Astral, Don Lino, Puros Indios. Большой популярностью пользуются также Carlos Torano и Casa Torano, которые с 1916 года производит  семья Торано,  перебравшаяся в эти края из  Испании.
Сделанные вручную сигары из Накарагуа мягкостью вкуса напоминают гондурасские. Никарагуанская марка «Padron» прекрасно зарекомендовала себя на мировом рынке. Сигарный туризм в Никарагуа развит очень широко: ведь до 40% населения страны так или иначе живут за счет сигарной промышленности. Никарагуа на сегодняшний день – самая быстро развивающаяся сигарная страна в мире и по объемам производства, и по объемам продаж.
Ямайка особенно прославилась своим самым успешным сортом Macanudo («Превосходный»).  До 1983 года все сигары Macanudo выпускали только  здесь. Но потом появилась производящая этот же бренд фабрика в Доминиканской Республике, а в 2000 году предприятие на Ямайке вообще закрыли. Так что сегодня все сигары Macanudo делают в Доминиканской Республике.
Процесс изготовления сигар марки Macanudo длится очень долго, до нескольких лет.  И если шотландские сорта виски двойной перегонки редки, но все-таки насчитывают пару десятков, то покровный лист табака подвергают в наши дни повторной выдержке только при производстве сигар Macanudo, как это раньше делалось на Кубе.
Сергей СВИСТУНОВ
 
Каждый год в феврале в Гаване проходит  Международный фестиваль кубинской сигары. В 2009 году он состоится уже в одиннадцатый раз. Фестиваль собирает десятки тысяч людей - не только специалистов, но и просто любителей покурить, которые с удовольствием участвуют в обширной культурной программе праздника.
Кстати, в феврале 2009 года отметит свой десятилетний юбилей и «самый курительный в мире отель» - гаванский «Герцог Вильянуэва». Он находится в исторической части кубинской столицы,  в здании старинной городской усадьбы XVIII века. Два этажа общей площадью 2400 квадратных метров располагают всего девятью номерами, но – огромных размеров. Каждому присвоено собственное имя, связанное с конкретным сортом кубинских сигар - Upmann, Monte Cristo, Corona, Cohiba и т.д.
Главная достопримечательность «Герцога Вильянуэва» - великолепные курительные залы и внутренние колониальные дворики. В холле отеля расположился специализированный сигарный магазин «Дом Гаваны». Таких эксклюзивных заведений по продаже кубинских сигар всего полсотни на Земле, шесть из них - на самой Кубе. Цены в них!.. Впрочем, тех, кто в состоянии платить за роскошные апартаменты в «Герцоге Вильянуэва», даже этими ценами не устрашить.
Штатная должность сигарного сомелье довольно распространена в пятизвездных отелях Европы и Северной Америки. Появилась она и в московских гостиницах, в частности, в «Swissotel-Красные Холмы».

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72