Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №16, Ноябрь 2008
« Вернуться к журналу  

И это всё о нем
 
Экономические кризисы в мире происходят с завидной регулярностью.  Странно, но период кризисных явлений почему-то не совпадает с периодом солнечной активности, который, как известно, составляет 11 лет.  Так было бы хорошо - прошло 11 лет и жди неприятностей. А так приходится гадать на кофейной гуще, когда закончится кризис, когда ждать нового. Думаем, что следующую Нобелевскую премию по экономике получит тот астролог, который сможет разработать систему предсказания мировых кризисов с помощью расположения звезд. И, кстати, получит за это неплохие деньги. Может, все мы  переквалифицируемся в астрологи?
Кризис вносит оздоровление во взаимоотношения плательщиков и получателей денег. Кредитование на принудительной основе теперь никто не приветствует, и оказывать или даже подтверждать неоплаченные услуги больше никто не хочет. В профессиональной туристической прессе уже появились статьи на эту тему.  Операторы хотят оплаты заказов вовремя, а агентства с этим не согласны.
Это странно, ведь жизнь «в долг» уже довела некоторые отрасли экономики и финансового рынка до глубочайшего кризиса, а мы все хотим вместо денег расплачиваться «неликвидными» бумагами типа гарантийных писем или  расписок.  Дефолт 1998 года вроде бы должен был приучить людей к реальным деньгам, но память коротка. Да и кредиты сладки. Только вот берем на время и чужое, а отдаем навсегда и свое.
Со своей стороны хотим сказать, что в нашей компании нет кризиса неплатежей,  у нас всегда действовало железное правило - мы не оказываем неоплаченных услуг, и сами платим по счетам вовремя и сполна. Так лучше для всех. Заплати, и спи спокойно. Это касается не только налогов, но и обязательств перед партнерами и клиентами.
Мы уже писали об этом, и еще раз утверждаем, что кризис в первую очередь оказывает влияние на туристов с ограниченными финансовыми возможностями.  Конечно, жаль этих людей, и кризисы всегда негуманны. Но мы ведь с вами не продаем продукты первой необходимости, а работаем в сфере услуг. Международный туризм является одной из отраслей экономики, он дает рабочие места и средства к существованию сотням тысяч сотрудников. Поэтому нам нужно искать способы диверсификации и новые ниши для продаж.
Теперь поговорим о продажах круизов в это «смутное время». Как мы и предполагали, их объемы существенно не сохранились. Конечно, кризис внес свои коррективы.  Есть и аннуляции, но продажи идут. Имеющие деньги круизные туристы не отказывают себе в удовольствии планировать свой отдых зимой, весной и летом.
Может быть, мы с вами и почувствуем уменьшение объемов продаж в круизном бизнесе, но это произойдет, только если кризис продлится более года. А пока роста продаж нет, но нет и падения. Но нужно быть очень осторожными. Нужно правильно направлять клиентов. Каждая продажа сейчас втройне ценна как для вас, так и для нас. Наша помощь круизным компаниям крайне необходима.
На рынках Америки и Западной Европы  спад ярко выражен. Вообще на международные рынки приходится порядка 45% бронирований круизов, например для компании Princess Cruises. Мы ждем изменения цен на дальние круизы, надеемся, что кризис позволит большему количеству наших клиентов поехать в морские путешествия, как ни парадоксально это звучит. Кризисы для нашего бизнеса бывают полезны. Небольшим туристическим агентствам намного проще перестроить свою работу, не влезая в долги искать новые действенные методы.
Какие именно? Вот они.
Экспертами рекомендовано считать наличность, а не прибыль, поскольку в условиях экономической стагнации именно управление cash flow очень важно. Из этого следует прямой вывод о том, что нужно переходить на более дорогие турпродукты. Нужно иметь запасы денег, пусть и не своих, но дающих возможность фирме не остаться без наличности в кассе или банке. 
На рынке будет происходить вымывание малобюджетных покупателей, они просто не смогут больше ездить в долг или вообще не поедут отдыхать. Попросту будут экономить, на чем только можно. А вот люди, у которых есть деньги, а таких в нашей стране много, будут ездить и дальше. Из опыта кризиса 1998 года можем подтвердить, что покупались в основном дорогие продукты, круизы выше средней категории, именно это дало нам возможность пережить тот хаос.
Нужно экономить, но это не значит, что следует залезть в ракушку и ждать. В периоды кризисов, конечно, каждый заработанный доллар или рубль имеют тройную цену. Поэтому и траты должны быть сведены к минимуму. Но нельзя экономить на сотрудниках, рекламе, страховке и охране бизнеса.  Напротив, Великую депрессию в США пережили те фирмы, которые в тот момент не перестали продавать, не перестали продвигать свои товары или  услуги, а смогли найти своего покупателя. Ford, Boeing и  General Electric были одними из многих небольших компаний во времена кризиса, но они выжили, а сотни других  разорились. А это значит, что экономить нужно на всем, но не на бизнесе. Если, конечно, вы не решили заняться продажей сахара вместо туризма. 
Не следует терять квалифицированных менеджеров.  В моменты кризиса страдают люди. Поэтому поддержка компанией своих сотрудников, внимание к ним, улучшает бизнес-процесс, дает уверенность в завтрашнем дне работникам фирмы  и руководству.
Кризисы приходят и уходят, а жизнь продолжается.
 
Генеральный директор компании «Бриз Лайн» Максим РАДИОНОВСКИЙ

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72