Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №16, Ноябрь 2008
« Вернуться к журналу  

Пульс есть
 
Северо-западное отделение РСТ проанализировало итоги сезона и обозначило тенденции развития туротрасли Санкт- Петербурга.
 
Зарабатываем больше – путешествуем чаще
В минувшем летнем сезоне петербуржцы путешествовали за границу довольно активно – выездной поток увеличился на 20-25% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. В целом для России эта цифра немного выше и составляет 27%. Как отмечают специалисты, росту туристской активности в городе способствовали демпинговые кампании, обострившаяся конкуренция и борьба турфирм за клиентов.
При этом, как свидетельствует статистика, увеличившийся турпоток отдыхающих на две трети был обеспечен за счет привлечения новых клиентов, еще треть пришлась на людей, которые стали ездить за границу чаще, чем раньше – два, а то и три раза в год. Это свидетельствует о повышении уровня доходов петербуржцев, является положительным фактором для дальнейшего развития отрасли.
На некоторых направлениях рост был значительно выше среднего. К несомненным лидерам можно отнести Грецию, которая стала настоящим открытием нынешнего лета в Северной столице. По количеству отдыхающих Турцию она, конечно, не обогнала, но по динамике, несомненно, вышла вперед, продемонстрировав рост турпотока на 30-35%.
Во многом это результат активной маркетинговой политики греческих властей, считающих Россию перспективным рынком и выделяющих значительные средства на продвижение национального турпродукта. Особое внимание в стране сегодня уделяется развитию русскоязычного сервиса, подготовке персонала, владеющего русским языком. Впечатляет широкий ассортимент предложений в разных ценовых категориях.
По словам Сергея Корнеева, вице-президента РСТ, новой тенденцией стало размывание понятия сезонности. Направления, традиционно считавшиеся зимними, сейчас стали предлагаться в летний период, многие чартерные цепочки переводятся на круглогодичную основу. Это, в частности, относится к таким странам, как Таиланд и Египет. «Несезонные» туры стоят дешевле, так что эта тенденция, судя по всему, в будущем будет только усиливаться.
 
Больше россиян и бизнесменов
Результаты летнего сезона на рынках внутреннего и въездного туризма, согласно опросу СЗО РСТ, также оказались положительными. В первом случае рост турпотока оценивается в 10-20%. Произошло 10%-ное сокращение объемов международного организованного туризма, но выросло число путешественников-индивидуалов и визитов с деловыми целями. В целом позитивно сезон оценили 63% респондентов, отрицательно - 9%, на уровне 2007 года - 28%.
Представители турфирмы «Верса» отметили, что увеличились сроки пребывания гостей в городе, вырос спрос на более комфортное проживание. Но иностранных туристов в Северную столицу приехало на 20% меньше - их пугают цены. Специалисты компании «Мир» говорили о сокращении турпотока из США, Канады, Австралии в связи с событиями в Южной Осетии. Фирма «Фаворит» обозначила тенденцию усиления позиций конференц- и бизнес-туризма, «Арктур Тревел» - круизного рынка. Хотя значительного роста судозаходов нет, число туристов увеличилось. Это связано с тем, что в Петербург стали заходить корабли большего водоизмещения, способные перевозить до двух тысяч пассажиров, тогда как в прошлом году в город прибывали суда вместимостью до 700 человек. Положительным фактором стало открытие паромной линии из Финляндии.
Особенно хорошо продавись туры в С.-Петербург на московском рынке. «Этот сезон, безусловно, «питерский», - отметил Михаил Романов, генеральный директор фирмы «Орфей». Рост объемов продаж в компании составил 20%. «На фоне общего повышения стоимости экскурсионных туров Санкт-Петербург перестал выглядеть дорогим направлением», - заявил он, подчеркнув также важную роль, которую сыграла в этом деле круглогодичная реклама Петербурга.
Об изменениях на рынке въездного туризма свидетельствуют данные о загрузке гостиниц города. Например, «Гранд Отель Европа» зафиксировал небольшой спад в июне, который полностью компенсировался в следующем месяце. Средняя загрузка в летние месяцы составила 70%.
Представители отеля «Амбассадор» отметили увеличение доли бизнес-клиентов, рост платежеспособности гостей всех категорий, нарастание объемов интернет-продаж. Гостиницы «Эмеральд» и «Маршал» также отметили расширение бизнес-сегмента, при этом «классических» туристов стало меньше на 20-25%. Основная тенденция в «Шелфорте» - увеличение доли российских постояльцев, которые уже составляют более половины от общего количества гостей.
В большинстве петербургских музеев число иногородних и иностранных посетителей выросло незначительно: в Эрмитаже – на 6,4%, музее-заповеднике «Павловск» - на 14%, в Русском музее – осталось без изменений по сравнению с прошлым годом. И только Исаакиевский собор заметно увеличил свою туристскую привлекательность – количество экскурсантов здесь  увеличилось вдвое. За период с января по август собор посетили 1,24 млн человек, в том числе 307 тысяч иностранцев.
По словам Сергея Корнеева, развитию рынка въездного туризма, в частности, способствовало активное внедрение интернет-технологий – в два раза выросли объемы онлайн-бронирования отелей российскими и иностранными гражданами. При этом, как отметил вице-президент РСТ, россияне становятся для города все более желанными  гостями, поскольку по платежеспособности они уже не уступают отдыхающим из-за рубежа.
В 5-звездных гостиницах, например, отечественных и иностранных гостей сегодня останавливается почти поровну, а в зимний период россияне преобладают. Речь здесь в первую очередь идет о бизнесменах. Петербург становится крупным деловым центром, и индустрия MICE в городе динамично развивается.
На 10-20% выросло число путешественинков-индивидуалов, увеличилось количество круизеров. Важным фактором для развития этого сегмента рынка стало принятие Госдумой в первом чтении поправки к закону, дающей право туристам, прибывающим на паромах, оставаться в городе без визы в течение 72 часов. Уже возобновила работу паромная линия в Хельсинки.
Со временем ожидается увеличение числа круизных пассажиров до миллиона человек в год. В отличие от океанских лайнеров, паромы на Балтике работают и в холодное, и в теплое время года. Город получит много состоятельных туристов, которые в среднем ежедневно оставляют на берегу порядка 150 евро.
Благоприятным фактором для развития въездного туризма является создание сети бесплатных парковок для туристских автобусов возле популярных музеев и достопримечательностей города. Это, в частности, позволит наиболее эффективно использовать время пребывания гостей и обеспечит большую безопасность. Сейчас статистика правоохранительных органов свидетельствует, что именно при выходе туристов из автобусов с ними чаще всего случаются разного рода неприятности.
На рынках стран Западной Европы Северная столица несколько потеряла свою привлекательность. Для немецких и финских туристов С.-Петербург стал слишком дорогим городом. Все меньше туристов приезжает из Италии, Великобритании, стран Балтии. Это подтверждают результаты работы в летнем сезоне турфирм «Верса», «Мир», «Фремад Раша», «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга» и других. Из общей статистики выбиваются лишь испанцы, которые по-прежнему охотно ездят в Петербург.
Одновременно отмечается стабильный рост спроса на туры в Северную столицу со стороны граждан США, Китая, Японии, Таиланда. Часто туристы покупают туры по Европе с перелетом через Петербург. Некоторые турфирмы начали принимать гостей из Индии, стран Ближнего Востока и Латинской Америки. О снижении доли европейского и увеличении американо-азиатского рынка свидетельствуют и данные по бронированию отелей.
 
Кто виноват и что делать?
В целом эксперты положительно оценили итоги работы на рынке въездного туризма: деятельность большинства игроков рынка была либо более успешной, чем в 2007 году, либо на уровне прошлого года.
Общий рост турпотока в городе составил 10%, что обусловлено преимущественно развитием внутреннего туризма и увеличением сегмента MICE. Турфирмы уделяли пристальное внимание разработке программ для регионов России и развитию делового туризма.
Среди отрицательных факторов, повлиявших на въездной туризм в летнем сезоне, представители турбизнеса отметили следующие:
- высокую стоимость турпакетов, рост цен на гостиницы туристского класса;
- транспортные проблемы, ремонт центральных улиц города с перекрытием движения в разгар сезона;
- политическую нестабильность, неблагополучную криминогенную обстановку, черный PR;
- низкий уровень гостиничного сервиса;
- сложности при получении российской визы;
- недостаток новых турпродуктов, программ, зрелищных мероприятий;
- концентрацию основных городских событий в период белых ночей, невозможность посещать музеи в вечернее время.
Для обеспечения стабильно высокого спроса в первую очередь необходимы разумная ценовая политика, активные меры по восстановлению имиджа России за рубежом, реклама Петербурга как гостеприимного и безопасного города на зарубежных рынках, повышение уровня сервиса.
Евгений ГОЛОМОЛЗИН
Экспертная оценка итогов летнего сезона на туристическом рынке С.-Петербурга
63% - положительно
9% - отрицательно 
28% - на уровне 2007 года
Источник: исследование Северо-западного отделения РСT
 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72