Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №18, Декабрь 2006
« Вернуться к журналу  

Услышать друг друга

Почему высшая школа и турбизнес «не слышат» друг друга, какими знаниями и навыками должен обладать специалист, чтобы плодотворно работать на туристическом рынке? О проблемах профессионального образования в туриндустрии рассуждает генеральный директор компании «Карибский Клуб» Владимир РОМАНОВ.

Профессиональное образование в туризме и уровень подготовки специалистов, приступающих к работе в турфирме после окончания высшего учебного заведения, - одна из наиболее актуальных проблем сегодняшнего турбизнеса. К сожалению, общий уровень профподготовки нынешних выпускников профильных вузов я оцениваю как недостаточный. Наша компания не раз сталкивалась с тем, что новые сотрудники, бывшие студенты факультетов туризма различных институтов, приступая к выполнению своих обязанностей, только у нас делали первые шаги в познании мира реального турбизнеса. Даже достаточно штатные проблемные ситуации некоторых из них ставили в тупик.
Как правило, выпускники туристических вузов долгое время боятся консультировать частных клиентов и отвечать на телефонные звонки. Они не выдерживают давления агентств, обвиняющих их в непрофессионализме или неспособности быстро решить проблему. Выпускник профильного вуза начинает открывать законы туристического бизнеса, совершив несколько ошибок и испытав на себе тяжелейший прессинг проблем, к которым он не был готов.
Туризм – это живой организм. И, как любое живое существо, туриндустрия постоянно меняется. В туризме очень много житейских законов. Чтобы оперативно реагировать на происходящие события, нужно жить в этой сфере. Специалист, эффективно организовывавший рабочий процесс в турфирме 1990-х годов, а затем оставивший отрасль на несколько лет, вряд ли сможет решать проблемы современного турбизнеса. За десять лет все кардинально изменилось. Неудивительно: преподаватели туристических вузов, которые увлекаются теоретическими исследованиями, не всегда дают студентам столь необходимые практические знания. По моему мнению, теоретические лекции должны сопровождаться семинарами, на которых вместе с профессионалами турбизнеса (руководителями турфирм, ведущими специалистами) подробно разбирались бы алгоритмы действий сотрудника туристической компании в типичных ситуациях.
Высшая школа должна находиться в постоянном контакте с крупными туроператорами, изобретать новые формы сотрудничества с турфирмами, которые заинтересованы в подготовленных кадрах. Не менее важно регулярно проводить маркетинговые исследования. Не забывая о теоретических преподавателям нужно стараться помнить о реалиях, формирующих рынок, основывать свои рассуждения не на примере выдуманных турфирм, а на опыте реально существующих компаний. Наиболее эффективной была бы организация спецкурсов или практики для студентов. Раньше наша компания на это не шла, но сейчас мы изменили отношение к стажерам, готовы помогать будущим специалистам.
Мне кажется, что туристические вузы тратят слишком много времени на такие материи, как подсчет экономического эффекта конкретной заявки и пр. На туристическом рынке прежде всего востребованы сотрудники, готовые самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за них, умеющие правильно вести себя в нестандартных ситуациях. Вузы и турфирмы должны наконец-то перестать существовать обособленно друг от друга. Студент должен знать механизмы работы как туристических «фабрик», штампующих однотипные туристические пакеты, так и компаний, специализирующихся на индивидуальных путешествиях.
Должны быть разработаны методики, которые бы позволили будущему специалисту находить различные подходы к частным лицам, агентствам или иностранным партнерам. Понятие «менеджер по туризму» уходит в прошлое. Приходит время узких специализаций в турбизнесе. Профессионалов-универсалов, оставшихся в небольших компаниях, сменяют менеджеры по бронированию, менеджеры по продажам, менеджеры по работе с партнерами. Это не должно стать неприятным открытием для выпускников профильных вузов при устройстве на работу.
Я убежден, что сотрудник туристической компании изначально должен обладать достаточным объемом знаний и навыков, чтобы гармонично вписаться в рабочий процесс. Нам, как, наверное, и любой другой турфирме, нужны ответственные специалисты. Латинская Америка – сложное направление как с точки зрения многообразия и непредсказуемости, так и в плане уникальности программ. Начинающий работник с головой уходит в изучение региона, и если он будет постоянно сталкиваться с незнанием практических сторон организации туров или испытывать трудности в общении, ему будет намного сложнее реализовать себя в туризме.
Конечно, существуют определенные сложности с обучением опытных специалистов. Не каждая компания может позволить себе отпустить ценного сотрудника на курсы повышения квалификации. Но я убежден, что менеджер, стремящийся к новым знаниям и самосовершенствованию, всегда найдет способ достичь желаемого без потерь для рабочего процесса. 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72