Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №16, Ноябрь 2006
« Вернуться к журналу  

Поезд над облаками

Железнодорожная магистраль призвана превратить Тибет в «туристический рай»

Сторонний наблюдатель вряд ли смог бы обнаружить что-то необычное во внешнем виде железнодорожного состава, отходящего от станции Голмуд (Голмо), что в провинции Цинхай на севере Китая. Шестнадцать стандартных вагонов, окрашенных в примелькавшийся зеленый цвет, машинист, два помощника, 600 пассажиров. А между тем этот поезд не просто необычен, он – рекордсмен. Потому что со скоростью, доходившей на отдельных участках до 120 км в час, курьерский «Цин-1» устремился на штурм крыши мира – Тибета. Педантично придерживаясь графика, через 12 часов, 2 июля, в глухую полночь (31 минута первого), после тысяче с лишним километрового пробега поезд триумфально прибыл в Лхасу - административный центр Тибетского автономного района КНР.

Так китайское МПС открыло движение по новой, самой высокогорной в мире Цинхай-Тибетской железной дороге (ЦТЖД), которая превзошла легендарный «Трансандинский экспресс», курсирующий между перуанской столицей Лимой и городом Уанкайо высоко в Андах, над облаками и кондорами. Самая высокая, рекордная точка новой железнодорожной магистрали – перевал на хребте Тангла высотой 5072 м. Таким образом, наивысшее достижение «Трансандинского экспресса» оказалось перекрыто сразу на 255 метров.
Общая протяженность Цинхай-Тибетской трассы официально составляет 1956 км: ее начальным пунктом считается город Синин - административный центр провинции Цинхай. Но настоящее «скалолазание» по рельсам начинается за Голмудом, где из 1142 километров 960 проходят на высоте свыше 4 тыс. метров над уровнем моря. Еще через сутки после «Цин-1» в Лхасу прибыл первый поезд из Пекина: он за двое суток преодолел расстояние в 4064 км от столицы Поднебесной до столицы Тибета.
Несомненно, новая железнодорожная трасса – предмет национальной гордости китайцев. А еще – это широко распахнутые туристические ворота в Тибет, один из самых привлекательных для туристов регионов нашей планеты. По словам директора Цинхай-Тибетской железной дороги Лу Чуньфана, магистраль станет «подлинно золотым туристическим направлением». «На линии с пропускной способностью порядка 900 тыс. человек в год курсируют первосортные поезда, а пассажирам оказывают высококачественные услуги», - отмечает он.
Некоторые из этих услуг весьма специфичны. Для того чтобы пассажиры могли комфортно наслаждаться захватывающими по красоте горными ландшафтами, не страдая от «горной болезни», вагоны оборудованы специальными аппаратами, которые увеличивают атмосферное давление и концентрацию кислорода. В составе поездной бригады работают опытные врачи, умеющие решать проблемы «высотной болезни», приступы которой сопровождаются сильной головной болью, головокружением, тошнотой и прочими весьма неприятными дисфункциями организма. Проводники прошли не только строгую медицинскую комиссию, но и обучение на курсах тибетского языка, тибетских традиций, а также ускоренные курсы английского.
Рейсы в Лхасу делятся на «туристические» и «деловые». В первом случае машинист будет останавливать состав в местах, интересных с точки зрения красоты пейзажа и возможностей понаблюдать за уникальной флорой и фауной Тибетского нагорья. Из 16 видов местных млекопитающих 11 видов – эндемичны, из 199 видов растений эндемики составляют 80%. Более того, железнодорожная ветка проходит по территории двух заповедников национального значения - Кукушели и Цянтан. Вообще весь участок от Голмуда до Лхасы – нескончаемое приключение.
Вот Начитай (в переводе с тибетского - «место, где Будда греется на солнце») – первая из 38 автоматических станций новой магистрали. Уже в 120 км от Голмуда поезд проходит по рекордно длинному, 690-метровому виадуку Саньчахэ: впечатление такое, что состав едет уже не по рельсам, а прямо по облакам. Самые маленькие Aaоблачка с любопытством заглядывают в окна купе, кувыркаются по крыше. Виадуков на трассе очень много, порой их строили специально, чтобы не перекрывать привычные для животных тропы миграции. Крутой, словно на фуникулере, подъем – и короткая передышка на первом из могучих перевалов – Куньлунь ( 4767 м).
На перевале стоят два монумента. Первый – жертвам землетрясения, которое случилось здесь в ноябре 2001 года и обладало разрушительной мощностью в 8,1 балла по шкале Рихтера. Второй - в честь Гисана Сойнандая, погибшего в 1994 г. в схватке с браконьерами, спасая редкую тибетскую антилопу. Куньлуньский железнодорожный горный туннель, кстати – самый длинный в мире из тех, что функционируют в условиях вечной мерзлоты (1686 м полотна на высоте 4600 м над уровнем моря).
Сквозь несколько климатических поясов магистраль пересекает три великих хребта Цинхай-Тибетского нагорья – Куньлунь, Тангла и Ньэнчентангла. Погода на высоте капризная, изменчивая – все четыре сезона «в одном флаконе». Только что вы наслаждались весной, с редкими островками пурпурных цветов по далеко не альпийским лугам, как вдруг мелькнула зеленая, щедро залитая солнечным светом летняя долина. Поезд нырнул за поворот – ударил злой кусачий ветер, летят снежинки, стекая струйками по запотевшему оконному стеклу. Самый захватывающий вид открывается с железнодорожного полотна на озеро Цонаг в уезде Амдо: в жемчужном зеркале его вод окрестные пики опрокидываются с безвозвратностью отчаянно влюбленных.
После Вули можно увидеть еще один любопытный монумент, отмечающий истоки величайшей из рек Китая – Янцзы. Начало на Цинхай-Тибетском плоскогорье берет и Хуанхэ. А близ Амдо и на сотни километров после него тянется высокогорная тундра. Вдоль дороги здесь плотными шеренгами выстроились металлические «горячие столбы» высотой 3-5 метров: это – часть инженерной конструкции, призванной не допустить деформации рельс в случае сильного повышения температуры, что в условиях вечной мерзлоты чревато непредсказуемыми последствиями.
Значительная часть железнодорожного маршрута следует параллельно автотрассе Цинхай - Тибет, которая построена полвека назад и до последнего времени обеспечивала 85% грузоперевозок между Китаем в Тибетом. Теперь железнодорожные составы возьмут часть этой нагрузки на себя. Согласно расчетам Китайской академии социальных наук, уже к 2010 г. три четверти из 2,8 млн тонн грузов здесь будут возить поездами. Увеличение туристских потоков, конечно же, послужит мощным стимулом экономического роста этого отдаленного региона. В 2004 г., согласно официальной статистике, Тибет посетили миллион путешествеников, в 2005 г. – 1,8 млн. К 2010 г., по самым скромным оценкам, эта цифра превысит 5 млн человек.
Здание двухэтажного вокзала Лхасы – одного из самых высокогорных в мире (3600 м) - построено из материалов красного, белого и желтого цветов. С платформы виден легендарный дворец Потала («Мистическая гора») – «визитная карточка» тибетской столицы. Вокзал, выполненный в традиционном тибетском стиле, исключительно живописен. Деревянные балки зала ожидания крепятся специальными стальными «паутинками». Потолки в VIP-зале выстланы сусальным золотом, крыша – солнечными батареями. Очень красив и элегантен также «Белый мост» в 5 км от города. В Лхасе рельсы магистрали заканчиваются, отсюда начинается другая дорога – к сердцу Тибета.

Сергей СВИСТУНОВ 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72