Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №13, Сентябрь 2006
« Вернуться к журналу  

Финансовые гарантии: новые правила игры

Прошло почти пять лет с момента введения раздельного лицензирования туристической деятельности – лицензии на международную туристическую деятельность утратили силу и все предприятия туристической индустрии разделили по новому признаку на туроператоров и турагентов. С февраля 2002 года туристической отрасли пришлось пройти весьма болезненный этап всеобщего перелицензирования, многие компании с трудом получали новые лицензии и еще долгое время происходил процесс замены старых лицензий на новые, возникала путаница в правоприменительной практике, в судах, а потребители-туристы привыкли к существованию новых лицензий и начали различать туроператоров и турагентов только через несколько лет.

В то время законодатели объясняли введение раздельного лицензирования необходимостью усиления контроля за туристическими предприятиями, которое было недостаточно обеспечено лицензионными требованиями к получению лицензии на международную туристическую деятельность, тем более что туристические услуги оказываются не только в сфере международного туризма, но и во внутреннем туризме. Лицензионные требования подробно отразили в постановлении правительства «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности», внесли соответствующие изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» - основной закон, устанавливающий правила и порядок лицензирования в стране – и в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» - отраслевой нормативный акт. Лицензия турагента и туроператора стала основным разрешительным документом, по которому различают позицию предприятия на туристическом рынке, а соблюдение лицензионных требований – обязательным условием деятельности турфирмы.
Но стройная разрешительная система, видимо, просуществует недолго: законодатели вновь решили изменить правила игры и пошли самым сложным путем – задумали полностью отменить действующую разрешительную систему и создать новую, построенную на иных принципах. Казалось бы, совершенствование существующего порядка лицензирования, дополнение его новыми положениями, усиливающими в необходимой мере нормы закона, представляется наиболее логичным и эффективным путем развития законодательства. Но в жизни действует иная логика. На первый взгляд это напоминает экономический эксперимент в лабораторных условиях, когда предпринимателям раз за разом искусственно создают новые правила поведения и наблюдают, как они будут адаптироваться внутри предложенной модели.
Итак, посмотрим, что нам предложено на этот раз.
Проект поправок к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности» №132-ФЗ содержит положения, предусматривающие новый порядок осуществления туроператорской деятельности. Осуществление туроператорской деятельности допускается при наличии у туроператора финансовой гарантии. Указанную финансовую гарантию должны иметь все туроператоры, зарегистрированные на территории РФ.
Сведения о туроператоре, имеющем финансовую гарантию, вносятся в Единый федеральный реестр туроператоров.

Туроператорской деятельностью сможет заниматься только юридическое лицо (сейчас это возможно и для ПБОЮЛ).
Понятие «финансовая гарантия» дано в статье 1 закона: «Финансовая гарантия - документально подтвержденное обязательство третьего лица возместить убытки, которые могут быть причинены вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств туроператора, возникающих на основании договора о реализации туристского продукта».
Первый вопрос, который возникает в этой связи, – какой имеется в виду договор; туроператоры редко вступают в прямые договорные отношения с туристом, практически всегда посредником выступает турагент. В то же время в проекте предусмотрена обязанность турагента указывать в договоре реализации турпродукта конечному потребителю сведения о туроператоре и о финансовой гарантии туроператора.
Кроме того, на турагента возлагается важная обязанность по информированию туриста о потребительских свойствах тура и сведениях о безопасности путешествия. Заключение договора с потребителем и предоставление информации о финансовой гарантии туроператора во многом отвечает интересам турагента, ведь отсутствие таких сведений может повлечь за собой признание договора недействительным, как несоответствующим требованиям закона, соответственно приведет к возврату денег туристу за счет агента.
Что касается правил для работы турагентов, то закон ссылается на некий Порядок оказания услуг турагентами, который определяется Правительством Российской Федерации. Это очень важный подзаконный нормативный акт, который, по-видимому, будет детально регламентировать деятельность турагентов в отношениях с потребителями. Возможно, там же будут указаны квалификационные требования к руководителю и работникам, требования к безопасности деятельности, требования к помещению и иные требования, обязательные для исполнения турагентами.
Никакого разрешительного документа для турагентов в законе не предусмотрено; таким образом, турагентской деятельностью может заниматься любое предприятие или предприниматель, следующий утвержденным правилам. Неясно, какая предполагается ответственность за неисполнение этих правил, на сегодняшний день закон такой ответственности в специальных статьях Административного кодекса не предусматривает.
Туроператору, сведения о котором внесены в реестр, выдается свидетельство о регистрации в Едином федеральном реестре туроператоров. По всей видимости, свидетельство и будет разрешительным документом на право осуществления туроператорской деятельности. В настоящий момент лишиться лицензии на туроператорскую деятельность можно только по решению суда, лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на срок до полугода, но решение об аннуляции лицензии принимает только суд.
В предложенном варианте порядок несколько иной.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма вправе отозвать у туроператора свидетельство в случае ликвидации туроператора, реорганизации туроператора (за исключением преобразования), а также в случае:
«несоответствия руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность, предусмотренным настоящим Федеральным законом квалификационным требованиям - со дня, следующего за днем, когда федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма стало известно о таком несоответствии;
непредставления туроператором сведений о наличии у него финансовой гарантии на новый срок - со дня, следующего за днем истечения установленного статьей 171 настоящего Федерального закона срока представления сведений о финансовой гарантии на новый срок».
Кстати, Aaонные требования к руководителю следующие: «Руководитель юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность, должен иметь стаж работы в сфере туризма не менее трех лет, а также высшее или среднее профессиональное образование. Лицо, не имеющее указанного образования, должно получить профессиональную подготовку в области туризма».
Как видно, квалификационные требования снижены по сравнению с существующими (стаж не менее пяти лет). Требования к образованию те же – любое высшее или среднее профессиональное образование либо специальное образование в туризме. Однако нет возможности создать структурное подразделение, осуществляющее туроператорскую деятельность, и принять на работу наемного сотрудника со стажем, который будет руководить этим подразделением; в действующих лицензионных требованиях такая возможность предусмотрена.
Регламентация положений о финансовых гарантиях содержится в новой статье закона. Приведем ее полностью.
«Статья 171. Финансовые гарантии
В качестве финансовых гарантий применяются банковская гарантия возмещения убытков или страхование гражданской ответственности. Гарантом или страховщиком может быть организация, зарегистрированная на территории Российской Федерации.
Банковская гарантия возмещения убытков, выдаваемая в обеспечение обязательств туроператора, не может быть отозвана. Договор страхования гражданской ответственности не может быть расторгнут досрочно.
Размер финансовой гарантии составляет:
для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, - 10 млн рублей;
для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма, - 1 млн рублей;
для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма, - 10 млн рублей.
Срок действия финансовой гарантии указывается в документах, содержащих гарантийные обязательства, и не может быть менее одного года. Финансовая гарантия на новый срок должна быть получена туроператором не позднее чем за три месяца до истечения срока действующей финансовой гарантии. Финансовая гарантия на новый срок вступает в силу со дня, следующего за днем истечения срока действия ранее выданной финансовой гарантии.
Сведения о наличии у туроператора финансовой гарантии на новый срок представляются в федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма не позднее чем за три месяца до истечения срока действующей финансовой гарантии.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств турист вправе предъявить требование о возмещении убытков непосредственно к организации, предоставившей финансовую гарантию. Предъявление такого требования осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Требование туриста об уплате денежной суммы по банковской гарантии возмещения убытков представляется организации, выдавшей банковскую гарантию, в письменной форме. В этом требовании указываются фамилия, имя и отчество туриста, номер банковской гарантии, дата ее выдачи и срок действия, наименование туроператора, в обеспечение обязательств которого выдана банковская гарантия, номер и дата договора о реализации туристского продукта, а также подлежащая уплате денежная сумма. К требованию турист прилагает копию своего паспорта или иного заменяющего паспорт документа, а также согласие туроператора в письменной форме на удовлетворение такого требования с указанием денежной суммы, подлежащей уплате, которая должна быть обеспечена банковской гарантией и соответствовать денежной сумме, указанной в требовании.
При отказе туроператора дать согласие на удовлетворение требования туриста уплата денежной суммы по банковской гарантии осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного решения. В этом случае в требовании наряду со сведениями, предусмотренными частью седьмой настоящей статьи, указываются также номер и дата судебного решения, а подлежащая уплате денежная сумма указывается в размере, определенном этим судебным решением. К требованию прилагается заверенная судом копия судебного решения. Для исполнения своих обязательств по банковской гарантии организация, выдавшая банковскую гарантию, не вправе требовать представления иных документов.
Если в качестве финансовой гарантии применяется страхование гражданской ответственности, в договоре страхования, заключаемом туроператором со страховой организацией, должны предусматриваться:
порядок и сроки уведомления туристом страховой организации о наступлении страхового случая;
порядок и сроки предъявления туристом требования о страховой выплате непосредственно к страховой организации;
основания освобождения страховой организации от страховой выплаты туристу.
Возмещение убытков за счет средств финансовой гарантии осуществляется организацией, предоставившей финансовую гарантию, в соответствии с законодательством Российской Федерации.".
Наибольшее число вопросов традиционно вызывают суммы финансовых гарантий - отсутствие дифференциации пропорционально масштабам и видам деятельности. Действительно, сумма страхового покрытия для крупнейших туроператоров, работающих на авиачартерном рынке, и небольшого регионального туроператора, продающего индивидуальные туры в Крым, следуя этому проекту, будет одинаковой. Стоимость страхования в данном случае может составлять 3-5% от размера страхового покрытия, то есть в международном (въездном и выездном) туризме это составит 300-400 тысяч рублей в год.
Не вызывает сомнений тот факт, что многие туроператоры не смогут получить, или, по крайней мере, быстро получить, необходимую финансовую гарантию. И это произойдет вовсе не вследствие его ненадежности или недобросовестности: просто ни банку, ни страховщику он будет неинтересен как клиент.
Что касается порядка получения туристом денег по финансовой гарантии, то все будет зависеть от условий банковской гарантии или страхования гражданской ответственности. И та и другая услуга предоставляется самостоятельными структурами – банком и страховщиком, действующими на основании собственных правил и регламентов. Весьма вероятно, что правоприменительная практика сложится таким образом, что получить туристу деньги по финансовой гарантии будет весьма затруднительно, в особенности если турист будет из дальнего региона, а туроператор в Москве.
В настоящий момент мы разрабатываем совместные предложения со страховщиками, направленные на минимизацию затрат туроператоров на оформление фингарантий.

Георгий МОХОВ
Автор – юрист, член Российского союза юристов, председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии, генеральный директор юридического агентства «Персона Грата»
www.travelexpert.ru 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72