Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №13, Сентябрь 2006
« Вернуться к журналу  

Автобусный туризм со скандинавским акцентом

Индустрия автобусного туризма – один из наиболее стабильных секторов отечественного туристического рынка, и волноваться за его будущее, похоже, оснований нет: спрос на сравнительно недорогие (несмотря на постоянный рост цен на бензин) путешествия по Европе будет всегда. Довольно высокий интерес в последнее время потребители проявляют и к комбинированным маршрутам – автобус плюс  железнодорожный переезд или авиаперелет. Что же новенького в обозримом будущем смогут предложить своим клиентам операторы-«автобусники»?

В последние годы ХХ века развитие отечественного рынка автобусного туризма шло в основном в экстенсивном направлении - за счет включения в программы посещения новых стран.
Еще лет 5–7 назад, например, весьма популярные ныне поездки в Великобританию выглядели настоящей экзотикой. Сегодня из европейских стран вне маршрутов автобусных путешествий остаются разве что Албания (по причинам политического свойства) и Исландия (в силу географического положения). Руки «автобусников» дотянулись даже до африканского континента (маршрут Испания + Марокко с посещением Рабата, Касабланки, Марракеша и Феса, 11 дней, «Туртранс-Вояж»). Весьма примечательно, что все чаще в программах турфирм появляются прежде обойденные вниманием города Южной Франции (Коньяк, Ним, Каркассон, Авиньон, Марсель).
Конечно, поистине неограниченные возможности расширения географии автобусных туров существуют в России. Но к такой перспективе большинство отечественных фирм относится без особого энтузиазма. Причины общеизвестны: плохие дороги, отсутствие туристической инфраструктуры, «нераскрученность» новых маршрутов. Операторы, которые работают на внутрироссийских направлениях, предпочитают давно проторенные «тропинки» – Золотое кольцо России, Санкт-Петербург и его окрестности, Русский Север.
Сегодня вполне уместно говорить о некоторых четко выраженных тенденциях в формировании новых автобусных программ. Во-первых, это их северный, точнее скандинавский, акцент. С 2002 года многие турфирмы начали направлять своих туристов в Европу через Хельсинки и Стокгольм с ночевкой на паромах Silja Line и Viking Line. Дело тут не только в интересе российского туриста к достопримечательностям северных соседей и заинтересованности местных властей в увеличении турпотока из нашей страны. Не в последнюю очередь интерес к Скандинавии порожден памятными всем многочасовыми очередями и бесконечными формальностями на пограничном переходе в Бресте. На российско-финской же границе (Торфянка) ожидание редко занимает больше часа – полутора часов.
Целую серию программ автобусных путешествий со «скандинавским акцентом» по странам Европы предлагает, например, туроператор «Нева». Это 11-дневный тур «Вся Европа у ваших ног» (С.-Петербург – Хельсинки – Турку – Стокгольм – Кёльн – Париж – замки Луары – Брюссель – Брюгге – Амстердам – Стокгольм – Турку), 12-дневное «Путешествие по Италии» (Хельсинки – Турку – Стокгольм – Берлин – Венеция – Падуя – Пиза – Флоренция – Рим – Зальцбург – Мюнхен – Нюрнберг), 9-дневный тур «Бенилюкс и Париж» (С.-Петербург – Хельсинки – Турку – Стокгольм – Амстердам – Брюссель – Париж – Гамбург – Стокгольм – Турку).
По свидетельству экспертов многих фирм, одним из самых популярных направлений уже несколько лет остаются норвежские фьорды в самых различных вариантах. Так, компания «Аэротревел» предлагает на норвежском направлении около полутора десятков программ продолжительностью от 6 до 12 дней. Или, к примеру, кто мог бы еще несколько лет назад представить большой спрос на сравнительно недешевый маршрут в норвежское заполярье с посещением самой северной точки Европы – мыса Нордкап (11 дней, фирма «Туртранс-Вояж»)? У «Туртранс-Вояжа» популярен маршрут, включающий встречу Нового года на пароме, ибо эти многопалубные и комфортабельные гиганты ЄAaаются как непременная часть «местного колорита».
Весьма характерно появление на отечественном туристическом рынке совершенно новых «лиц». Отечественный Дед Мороз из Великого Устюга и финский Йелопукки из Рованиеми знакомы почти всем. Теперь к ним добавился и их шведский «коллега» – Томтен из города Мора, что в 300 км от Стокгольма. В гости к шведскому Деду Морозу (дом Деда Мороза, шахта эльфов, озеро Аврора, домики троллей, парк «Мир Санта») приглашает тот же «Туртранс-Вояж».
Есть два пути создания новых автобусных программ. Можно варьировать (независимо от того, о какой стране идет речь) в них всем знакомые города и веси, рассчитывая – не без основания – на то, что «вечные» Рим, Париж, Вена и Прага будут пользоваться спросом всегда. В летний период к познавательным маршрутам можно добавить недельный отдых на море.
А можно идти вглубь туристической «материи», руководствуясь давно известным всем путешественникам правилом, что познать настоящую красоту страны и ее «соль» возможно только в глубинке. Идти вглубь, отдавая себе отчет в том, насколько трудно завлечь клиента в те места, которые «не на слуху», и что может пройти немало времени, прежде чем на том или ином направлении – с помощью «раскрутки» в СМИ и «народного телеграфа» - вырастет турпоток.
Яркий пример – стремительно набирающий популярность маршрут фирмы «Анкор» «По озерам Каринтии» (Баден – Клагенфурт – Зальцбург – Грац, с посещением Братиславы и Вены, 12 дней) или предлагаемый ею же 11-дневный маршрут по Баварии. Совершенно особый случай – знакомство с достопримечательностями тех стран, которые ранее почти не воспринимались как «туристические». Например, 6-дневный тур по Польше компании «Кругозор» (Москва - Краков - Закопане - замок Недзице - Величка - замок в Песковой Скале).
Еще одно новое и весьма перспективное направление – тематические туры, хотя отечественного туриста, по мнению специалистов, к ним еще надо «приучать». Возможно, самый интересный пример – новый маршрут фирмы «Анкор» «Вслед за «Битлз», включающий посещение Гамбурга, Амстердама, Ливерпуля, Лондона и Берлина. Здесь операторам предстоить сделать немало интересных открытий. Например, Германия считается страной, хорошо известной российскому туристу. Но почему-то маршрута, связанного с пребыванием наших знаменитых соотечественников в больших и малых немецких городах, нет в «репертуаре» ни одной из фирм…
Отчетливо проявляющийся в планировании новых программ «северный акцент» в ближайшее время, похоже, сохранится. Но это не исключает появления новых маршрутов по уже давно освоенным странам, включающих посещение не только столиц, но и «глубинки». Вполне возможно, что многие программы претерпят серьезные изменения после того, как в Шенгенскую зону войдет ряд новых стран (Чехия, Словения и др.). Но это – дело будущего.

В тему
Светлана ФЕДОНИНА, компания «Аэротревел»
Наша компания на протяжении одиннадцати лет предлагает  автобусные туры по Скандинавии, клиентский спрос на этом направлении стабильно высок, стоимость программ остается практически неизменной. Востребованы путешествия “Париж через Скандинавию”, Варяг к Франкам”. С 2006 г. в арсенале наших предложений появились новинки - посещение стран Старого Света через Скандинавию (возможны два варианта – въезд в Европу через Скандинавию или выезд), автобусные путешествия в Чехию, Польшу, Венгрию, Италию, Англию.

Георгий ОСИПОВ 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72