Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Август 2006
« Вернуться к журналу  

Разные судьбы

Сегодня более трех сотен учебных заведений России готовят специалистов в области туризма и рекреационной деятельности: МГУ им. М. В. Ломоносова, Российская международная академия туризма, Московский государственный университет сервиса, Балтийская академия туризма и предпринимательства, ряд вузов Поволжья и Дальнего Востока. Список можно продолжать. Но выпускники большинства из них то и дело сталкиваются с серьезными проблемами при устройстве на работу, ведь уровень их профессиональной подготовки, по мнению специалистов туррынка, мягко говоря, не слишком высок.

Поступление в туристический вуз, как и в любое другое учебное заведение, начинается со сдачи вступительных экзаменов. Обычно у абитуриентов проверяют знания по математике, русскому языку и литературе, а также географии или истории. Но не секрет, что для зачисления зачастую требуется не столько получить хорошие оценки, сколько перечислить на счет вуза определенную сумму денег. Что и говорить, возможность получить «туристическую» специальность далеко не всегда привлекает людей семи пядей во лбу - это признают все. Само обучение длится от четырех (бакалавриат) до шести (магистратура) лет. Есть также различные формы дополнительного и послевузовского образование по двухгодичной программе MBA в сфере туризма и гостеприимства. А что в результате? Новоиспеченных специалистов в агентских и тем более операторских компаниях с распростертыми объятиями, как известно, не ждут. По мнению специалистов турфирм, выпускникам не хватает не только практических навыков и опыта работы, но и знаний географии и английского языка, даже элементарной эрудиции. В процессе работы их приходится доучивать и переучивать. А это далеко не каждая коммерческая фирма может себе позволить.
«Большинство выпускников профильных учебных заведений страдает завышенной самооценкой. Они считают, что работа в туризме – легкий хлеб, сплошные командировки за границу. В нашей компании много молодых специалистов, но среди них нет ни одного воспитанника туристического вуза", - рассказывает генеральный директор фирмы "Спарк" Александра Пляскина. Понятно, что далеко не все компании готовы жертвовать временем своих сотрудников для пестования молодых талантов - проще пригласить на работу опытного специалиста. Беда только в том, что найти профессионала высокого уровня на российском туристическом рынке с каждым годом становится все сложнее.
Заместитель заведующего кафедрой рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, директор центра подготовки кадров «Туриндустрия" Кирилл Кружалин считает, что для повышения уровня подготовки студентов в первую очередь необходимо укрепить профессорско-преподавательский состав путем формирования научно-педагогических школ в ведущих вузах, проводить фундаментальные и прикладные научно-исследовательские разработки, привлекать к ним студентов и аспирантов.
Не менее важны подготовка и защита докторских и кандидатских диссертаций, высокое материально-техническое обеспечение учебного процесса - создание тренинговых центров, учебных гостиниц и ресторанов, внедрение зарубежных образовательных технологий и программ в сфере туризма. Кроме того, вузы должны переходить на новый образовательный стандарт «туризм». Это усилит фундаментальную, расширит и разнообразит практическую подготовку учащихся. В частности, студенты будут изучать новейшие информационные технологии турбизнеса, овладеют как минимум двумя иностранными языками. «Но, к сожалению, до сих пор около 80% вузов готовят специалистов для отрасли по старой специальности «социально-культурный сервис и туризм», где «туризм» является лишь специализацией», - рассказывает Кирилл Кружалин.
В новом же стандарте объем студенческой практики увеличен более чем в два раза, ее содержание принципиально изменилось. В качестве примера можно привести МГУ имени М. В. Ломоносова, который в 2004 г. первым в стране начал обучение по специальности «туризм» и создал кафедру рекреационной географии и туризма на географическом факультете. Сегодня по окончании первого курса студенты проходят учебно-ознакомительную практику. Первая часть проходит в Москве и предполагает знакомство с системой организации индустрии туризма на уровне законодательной и исполнительной власти, особенностями работы ведущих операторских и агентских компаний, ресторанных и гостиничных цепей, страховых и транспортных предприятий и т. п. Вторая часть практики – рекреационно-географическая и социально-экономическая - проходит в полевых условиях на учебно-научном полигоне в Калужской области. Студенты овладевают методиками оценки рекреационной нагрузки территории, знакомятся с устройством туристско-рекреационных зон, методами их создания и управления и т. п.
Отметим также, что в последнее время ряд ведущих вузов России (РМАТ, МГУС и др.) тесно взаимодействуют с зарубежными партнерами в области образовательных программ и студенческого обмена. В 2005 году в России был создан российско-французский международный колледж «Ватель - РМАТ». Отличительная черта подготовки зарубежных специалистов по туризму - четко выраженная практическая направленность образования, способность системы чутко реагировать на меняющиеся запросы мирового туристского рынка.

Сергей ДЕМЕНТЬЕВ 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2017 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72