Главная
Страны
Workshop
ИД «ТУРБИЗНЕС»
Контакты
 
туристический бизнес
для профессионалов
(495) 723-72-72
Турбизнес, №12, Август 2006
« Вернуться к журналу  

"Государева дорога", или особый туристический район России

К дорогам, как известно, в России отношение особое. С одной стороны – традиционная русская беда. С другой – невозможно представить себе Россию, к примеру, без Великого Сибирского железнодорожного пути или без дорог, соединяющих две столицы – Москву и Санкт-Петербург. Но если Транссибирская магистраль или Николаевская, она же Октябрьская, железная дорога  так или иначе вовлечены в туристический оборот (по последней даже ежедневно ходит «Николаевский» экспресс в стиле ретро), то шоссе Москва – Петербург , иначе называющееся федеральной трассой «Россия», до последнего времени в числе туристических объектов не значилось.

То, что ее достопримечательности оказались в тени, отчасти связано с объективными причинами: при путешествии из одной столицы в другую превыше всего ценились быстрота и экономия времени. Именно поэтому «железный путь» оказался абсолютно прямым, как петербургский проспект, и оставил в стороне большинство богатых историческими памятниками городов (например, Великий Новгород и Торжок). Между тем петербургскому тракту в свое время воздали должное Радищев и Пушкин. Академик Дмитрий Лихачев, столетие которого отмечается в нынешнем году, еще в начале 1980-х годов предлагал постепенно превращать его в сплошное, растянутое на сотни километров поселение.
Знаменит тракт и тем, что именно по нему ездили на коронацию в Москву все российские императоры, причем традиция требовала, чтобы путешествие это продолжалось ровно семь дней. Случайно или нет, но такой же оказалась и продолжительность первого туристического маршрута по «государевой дороге», организованного тверской турфирмой «Комильфо». (Маршрут называется «Золотым путем России», но это название представляется отнюдь не самым удачным). Сегодня он включает посещение Твери (1 ночь), Калязина, Кашина, Торжка, Осташкова (2 ночи), истока Волги, Великого Новгорода (1 ночь), Санкт-Петербурга (2 ночи, в программу входят обзорная экскурсия, посещение одного из «больших» музеев – Эрмитажа или Русского, а также одного из пригородов) и Вышнего Волочка.
Возможно, тот же Пушкин сравнил бы нынешнюю «государеву дорогу» с могучим деревом, корни которого уходят в Волго-Окское междуречье, а вершину раскачивают ветры Балтики. Но более склонный к прозе организатор туристических маршрутов отметил бы некоторые объективные особенности московско-петербургской дороги. Протяженность – 706 километров (железная дорога на 55 км короче). Проходит по территории четырех областей – Московской, Тверской, Новгородской, Ленинградской через города Солнечногорск, Клин, Тверь, Торжок, Вышний Волочёк, Валдай, Крестцы и Великий Новгород. Самые крупные реки на трассе – Волга, Тверца и Мста. Несмотря на то, что сама дорога, появившаяся вместе с северной столицей, имеет не очень солидный возраст, путешествие по ней дает возможность познакомиться с памятниками практически всех периодов российской истории.
Ряд городов на «государевой дороге» имеет достаточно развитую гостиничную и «питательную» инфраструктуру: Тверь, Великий Новгород, в конце июня открылась новая 50-местная гостиница в Вышнем Волочке. Очень желательным представляется строительство новых гостиниц в Торжке и его окрестностях.
Непосредственно на трассе т в непосредственной близости от нее находится множество достопримечательностей, причем как повсеместно знаменитых, так и практически незнакомых не только туристам, но и организаторам туризма. К первым относятся дом-музей Чайковского в Клину, усадьба Александра Блока в Шахматово, старейшее сооружение Тверской земли – храм села Городня (XIV – XVIII вв.), памятники Великого Новгорода, Борисоглебский монастырь в Торжке – один из древнейших в России
Вторых пока что значительно больше: недавно восстановленный храмовый ансамбль в Завидове. Знаменитые усадьбы, построенные Николаем Львовым близ Торжка – Знаменское-Раёк и Митино. Мемориал и музей в Медном и расположенный неподалеку музей С. Лемешева в его родном селе Князево. Вышневолоцкая водная система, построенная гениальным самоучкой, крещёным монголом Михаилом Сердюковым (в сентябре нынешнего года перед городским вокзалом ему открывается памятник). Казанский монастырь в том же Вышнем Волочке. Академическая дача для художников, основанная 150 лет назад Ильей Репиным. Иверский монастырь и богатейший Музей уездного города в Валдае. Aaкоторые, весьма достойные памятники (например, храмы в селах Хотилово, Куженкино и ряде других) до сих пор не упоминаются ни в одном путеводителе. Кстати, единого путеводителя по «государевой дороге», одной из главных магистралей в России, до сих пор не существует (!)
Есть, и в немалом количестве, достопримечательности, которые пока принято относить к числу «неформальных». Так, например, мало кто из гидов у поворота с главной трассы в аэропорт Шереметево рассказывает о том, что именно там была построена одна из первых в СССР больших транспортных развязок и что именно на ней сняты многие знаменитые эпизоды комедии «Берегись автомобиля». Или, например, «самоварный проспект» в городке Крестцы (по давнему преданию, именно в нем происходит действие известного романа Федора Сологуба «Мелкий бес»): на протяжении нескольких километров вдоль трассы с дымящими (не электрическими!) самоварами и домашней выпечкой стоят ожидающие местные жители; даже в обычный будний день таких «горячих точек» насчитывается до 40!
Весьма привлекательным для грядущих аниматоров представляется и «топонимический ряд» маршрута. Иначе говоря, многочисленные, но никем еще по достоинству не оцененные и не вошедшие пока в туристические легенды названия старинных сел и деревень, расположенных на московско-питерской трассе: Колёсные Горки, Долгие Бороды, Немчинова Гора, Харчевня, Холохоленка, Стуковья, Домославль, Миронушка и т. п.
Неотъемлемой частью маршрута по «государевой дороге» являются и достопримечательности районов, расположенных в 150 – 200 км от трассы. Это прежде всего озеро Селигер со знаменитым монастырем Нилова пустынь на острове Столобном, и «селигерская столица» - некогда образцовый российский уездный город Осташков (120 км от Торжка). Организаторы маршрута надеются, что для многих потенциальных клиентов весьма привлекательной окажется возможность отдохнуть на Селигере и посетить расположенный в 56 км от Осташкова исток Волги. Заключительные 20 км пути до Волговерховья, и такой же отрезок пути в сторону Демянска (с возвращением на «государеву дорогу» в районе Яжелбиц)  представляют собой самые трудные – по грунтовой проселочной дороге - участки пути до северной столицы, но организаторы маршрута полагают, что это – тот небольшой элемент «экстрима», который ценит всякий настоящий турист.
Кроме того, появление специального маршрута по «государевой дороге» дает возможность достойно представить на туристическом рынке три пока не слишком известных малых города Тверской области (150 км к востоку от Твери): бывшую сапожную столицу России – Кимры, небольшой купеческий городок Калязин (кто не знает одинокой калязинской колокольни, стоящей на крохотном островке среди вод?) и стоящий на полуострове в форме сердца древний и весьма богатый достопримечательностями Кашин.
Весьма важным при туристическом освоении «государевой дороги» представляется и то, что количество расположенных на ней объектов показа дает обширные возможности для варьирования программы маршрута, в зависимости, скажем, от пожеланий туристов или от сезона. Например, на обратном пути из Санкт-Петербурга посещение Вышнего Волочка вполне может быть заменено экскурсией по Валдаю. В сезон же, не подходящий для отдыха на Селигере, в программу вполне может быть включено более подробное знакомство с памятниками Великого Новгорода или поездка в Старую Руссу с посещением дома-музея Достоевского.
В нынешнем сезоне экскурсионные туры (стоимость – 9850 руб., полупансион) по «государевой дороге» проводились один раз в месяц. По мнению президента «Комильфо» Валерия Иванова, со временем их частота возрастет – ведь на российский туристический рынок возвращен маршрут, без которого его трудно себе представить. И кто знает -  быть может, со временем трасса Москва – Санкт-Петербург действительно станет если и не сплошным поселением, как мечтал академик Лихачев, то особым туристическим регионом России.

Георгий ОСИПОВ 

Поиск материалов
 
Издания
Проекты
Онлайн
© 1998 — 2024 «Турбизнес»
Контактная информация
Реклама на сайте
Письмо редактору сайта
(495) 723-72-72