20 октября
От «донского Вавилона» и «русского Чикаго» - к «столице Юга»
Журналисты и туроператоры четырех стран познакомились в ходе инфотура с богатыми туристическими возможностями Ростова-на-Дону и его окрестностей
В конце сентября состоялся информационный тур по Ростову-на-Дону и его окрестностям для туроператоров и представителей СМИ, организованный Департаментом экономики города и турфирмой Saga Voyage, в котором приняли участие представители России, Финляндии, Эстонии и Испании. Информтур завершили два круглых стола с участием мэра Ростова-на-Дону Сергея Горбаня, посвящённых обсуждению туристических ресурсов города и его бренду.
Возникновение города на Дону относится к 1749 году, когда по указу императрицы Елизаветы Петровны была основана Темерницкая таможня, рядом с которой двенадцать лет спустя возникла крепость святого Димитрия Ростовского, а в 1779 году, также поблизости — город Нахичевань-на-Дону, населённый армянами, переселившимися по приглашению Екатерины II из Крыма.
В 1928 году Нахичевань вошёл в черту Ростова-на-Дону, и с этих пор город, который в когда-то называли донским Вавилоном, азовским Ливерпулем и русским Чикаго, а сегодня — южной столицей России, обнаруживает тенденцию к стремительному росту.
Сегодня ростовский мегаполис с населением почти в 1,5 млн человек фактически включает города Аксай и Батайск. Одним из самых привлекательных инвестиционных проектов, который, без сомнения, повысит туристическую привлекательность города, является строительство 15-километровой подвесной канатной дороги (вагоны на 30 мест, скорость — 40 км/час), которая соединит Ростов и Батайск.
Очень возможно, что в ближайшем будущем сформируется Ростовская городская агломерация, в которую войдут в числе прочих поселений бывшие столицы Всевеликого войска Донского — станица Старочеркасская (Старочеркасск) и Новочеркасск, городище, на месте которого во II в. до н. э. - IV веке н. э. стоял античный город Танаис, а также родина Чехова и Фаины Раневской — Таганрог и входящий в российскую Ассоциацию малых туристических городов Азов.
«Туризм — это наш осознанный выбор», - подчёркивает мэр Ростова-на-Дону Сергей Горбань. Иными словами, «отцы города» вполне отдают себе отчёт в том, что его дальнейшее развитие немыслимо без туристической отрасли как одной из самых доходных отраслей экономики, и весьма показательно, что отдел развития туризма входит в Департамент экономики.
В 2014 году Ростов-на-Дону посетило более 1 млн гостей (около трети из них - иностранцы). Темпы прироста турпотока в последнее время чуть снизились, что связывается с реконструкцией старого городского аэропорта и строительством нового.
«Только в последнее время на развитие туризма город выделил боле 15 млн рублей, и затраты будут расти прежде всего в связи с тем, что в Ростове-на-Дону летом 2018 года пройдут 5 матчей чемпионата мира по футболу, - рассказывает директор Департамента экономики городской администрации Светлана Камбулова. - Новый стадион на 40 тыс. мест, находящийся на левом берегу Дона, строится с трёхмесячным опережением».
Там же строится и кемпинг вместимостью около двух тыс. мест. Требования ФИФА во многом определяют темпы развития гостиничной инфраструктуры Ростова-на-Дону: сегодня в городе насчитывается более 40 гостиниц разной степени комфортности и 9 хостелов общей вместимостью 5,5 тыс. номеров, к 2018 году она вырастет ещё на почти три тысячи номеров.
Сейчас ситуация такова, что Ростов-на-Дону с ближайшими окрестностями может развивать практически любой вид туризма. От делового (город располагает несколькими первоклассными отелями бизнес-класса с соответствующей инфраструктурой — Don Plaza, Rostov Trade Center и др.) и культурно-познавательного до экологического и гастрономического.
Былое прозвище «донского Вавилона» вполне оправдано — в Ростове проживают представители более 150 национальностей — с соответствующим отражением их кухонь на ресторанной карте города. Очень привлекают туристов и многочисленные необычные памятники Ростова-на-Дону (честному торговцу, девушке-цветочнице, водопроводу, пивовару, шолоховским Деду Щукарю и Нахалёнку и др.) - по ним существует специальный маршрут.
Наконец, важнейшим туристическим ресурсом города является судоходная река Дон, однако на пути развития речного туризма, по мнению местных экспертов, существует немало препятствий — от регулярной очистки русла до законодательных проблем, связанных с обслуживанием круизных и прогулочных судов.
Весьма активно проходит и обсуждение графического бренда города, хотя споры о том, чьё мнение должно в первую очередь приниматься в расчёт — жителей города или его гостей, — продолжаются до сих пор.
Было опрошено более тысячи человек, представлено несколько десятков проектов (в финал вышли шесть), но всем им пока не хватает главного — узнаваемости и простоты. Впрочем, как давно известно, дорогу осилит только идущий.
«Мне кажется, что очень многим Ростов-на-Дону похож на давно ставшие признанными центрами туризма южноевропейские города, — поделился впечатлениями директор финской компании Lahialuematkat Oy Russian Tours Ltd Петер Хольст, - и почему бы ему не встать в их ряд? Я бы пожелал городу полнее использовать свой водный ресурс — и основное, и старые русла Дона, а его левый берег вполне мог бы стать первоклассной парково-рекреационной зоной.
И, безусловно, нуждается в улучшении логистика города — почему сегодня в Ростов-на-Дону из Хельсинки приходится добираться с непростой пересадкой в Стамбуле?»
«Мы работаем с небольшими группами иностранных туристов, которые обычно очень требовательны к качеству турпродукта, - продолжает менеджер компании Russian Fairytale DMC Виктория Гурьева, - и обзорная экскурсия по городу показала, что непосредственно в Ростове-на-Дону такому контингенту туристов продавать в общем нечего.
Мне кажется, что в работе с ними надо седлать значительно больший упор на традиционную культуру донского казачества, его обычаи, его колорит».
/TOURBUS.RU
|